План мероприятий на отработку типичных ошибок при освоении предмета «Информатика» (8–9 классы)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Тема урока | Типичная ошибка | Работа по ликвидации проблемы в освоении предмета «информатика» | Содержательные элементы | Форма контроля | сроки |
Представление и передача информации / Информация и ее кодирование | Допускают ошибки при анализе задания, применении формул, а также недостаточные теоретические знания об алфавитном подходе к измерению количества информации и кодировании сообщений словами фиксированной длины над заданным алфавитом (как двоичным, так и другой мощности) | Систематически включать в учебный процесс в 7-9 класс задания на проверку теоретических знаний и практико-ориентированные упражнения, направленные на определение мощности алфавита кодирования, применение формул, перевод величин из одной единицы измерения в другую, практиковать различные основания для кодирования. Тренировать навыки со степенями двойки. Включать задания из открытого банка заданий ОГЭ по информатике. | Умение кодировать и декодировать информацию); знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. | Работа по карточкам | |
Проектирование и моделирование / Математические инструменты, электронные таблицы | Отсутствие или низкая культура работы с формулами и сложными условиями, отсутствие практики работы с большими массивами данных, неправильное оформление результата. | Систематически включать в учебный процесс в 7- 9 класс практические задания по применению формул в электронных таблицах, работу с текстовыми и числовыми данными, представленными в таблице. Изучить различные способы обработки больших массивов данных (сортировка, фильтр, дополнительное копирование и отбор информации). Обратить внимание на представление результатов работы. Ознакомить с инструкциями по работе с практическими заданиями на экзамене. Включать задания из открытого банка заданий ОГЭ по информатике. | Умение анализировать информацию, представленную в виде схем; умение представлять формульную зависимость в графическом виде; Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | Работа по карточкам | |
Обработка информации / Элементы теории алгоритмов | Неспособность построить верную последовательность рекурсивных вызовов, исполнить алгоритм с простым ветвлением, вызовом элементарной функции, циклической структурой, записанной на языке высокого уровня | Систематически включать в учебный процесс в 7 – 9 класс работу с алгоритмическими структурами. Проводить практико-ориентированные занятия на построение, чтение, конструирование и выделение алгоритмических структур. Дополнить внеурочные занятие работой с исполнителями разного вида. Использовать ресурсы центра образования цифрового и гуманитарного профилей при изучении раздела «Программирование». Включать задания из открытого банка заданий ОГЭ по информатике. | Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя; Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке; Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | Работа по карточкам | |
Программирование | Неспособность построения математической модели задачи, неверное применение алгоритмических структур, выбора типа данных и представления результата | Систематически включать в учебный процесс в 7-9 класс работу по математическому моделированию и составлению алгоритмов заданий, представленных в виде блок-схем и/или записанных на естественном языке. Изучать стандартные алгоритмы и развивать навык их применения в различных практико-ориентированных заданиях. Включать задания из открытого банка заданий ОГЭ по информатике. | Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования. Умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности | Работа по карточкам | |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Тема урока | Типичная ошибка | Работа по ликвидации проблемы в освоении предмета «информатика» | Содержательные элементы | Форма контроля | сроки |
Экономика, Социальная сфера /Социальные отношения, Сфера политики и социального управления /Политика, Право (Определение существенных признаков понятий) | Не четко распознают существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; носит размытый характер умение определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. Выпускники испытывают затруднения в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте | Ведение понятийного словаря в отдельной или в конце общей тетради; проведение понятийных диктантов, их составление и взаимопроверка самими обучающимися; понятийное домино (карточки, написан термин, а на другой – определение другого термина с задачей расставить карточки в цепочку в правильном порядке, чтобы термины и их определения сходились; самостоятельно работать с учебником по поиску суждений с использованием указанных терминов и понятий; в предложенном терминологическом ряде попросить составить индивидуально или в паре/группах схему из понятий, а затем нарисовать ее на доске и защитить; сравнить со схемами других групп и внести дополнения; | Знать и понимать… основные понятия / Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки | тест | |
Экономика, Социальная сфера /Социальные отношения, Сфера политики и социального управления /Политика, Право (Знание социальных реалий (проявляется в умении приводить примеры) | Приводят примеры, не связанные с современным российским обществом. Слабая сформированность умения аргументировать свои суждения с опорой на знания курса и факты общественной жизни, личного социального опыта, умения переносить прочитанную информацию в иной контекст, по преимуществу практический. Недостаточная сформированность умения анализировать социальную информацию (часто проявляется неумение различать такие компоненты, как «тезис и аргумент», «факт и мнение», «довод и оценка» | Подбирать конкретные примеры проявления признаков, функций социальных явлений, объектов из учебников, СМИ, Интернет–ресурсов, а также из социальной и личной практики учеников, их родных и близких. Спроектировать реализацию межпредметных связей обществознания, истории, географии и литературы в др. в 5-9 кл. | Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов) / характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | Работа по карточкам | |
Экономика, Социальная сфера /Социальные отношения, Сфера политики и социального управления /Политика, Право (работа с текстом) | Не умеют уяснять смысл текста, не знают сущности специальных терминов. Характерен несистемный подход: игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной из курса обществознания и т.п. Недостаточная сформированность аналитических умений: выделять главное, соотносить имеющиеся данные с поставленным требованием, создавать содержательные группы по заданным критериям и т.п | тренинг придумывания собственного списка из 2-5 терминов, которые подошли бы для вставки в текст, и лишь затем сверка со списком имеющихся терминов. Ежеурочно обращаться к фрагментам документов, содержащихся в учебниках и т.д., при подготовке к уроку использовать несколько учебников, рекомендованных Министерством Просвещения РФ, пособий. При этом, прежде чем обращаться к выполнению заданий, необходимо провести предварительную работу с текстом для контроля понимания прочитанного: - озаглавить текст либо сформулировать его главную идею для контроля общего уяснения прочитанного; - разбить текст на части и озаглавить (сформулировать смысл) каждой из них с тем, чтобы было понятно, в какой части текста искать ответ на вопрос. Работа с текстом на уроках подразумевает не только работу с фрагментами научных статей, но, прежде всего, работу с учебником. Одним из приемов классной или домашней работы может быть все то же составление планов параграфа или его части. Это помогает как в работе с текстом, так и умению составлять планы. | Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей | задания из открытого банка заданий ОГЭ по обществознанию | |
Экономика, Социальная сфера /Социальные отношения, Сфера политики и социального управления /Политика, Право (составление плана) | Недостаточная работа с текстом и форма плана в преобразовании текста как таковая. Обучающиеся не понимают основную мысль и структуру текста, не умеют определять и кратко формулировать центральную идею каждой смысловой части | Использовать методический прием «конспект». Использовать приемы смыслового чтения: чтение в парах, чтение с остановками, чтение с вопросами. Выстраивать системное обучение составлению плана текста, выделяя его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавливая каждый из них. Данное задание является необходимым в логике организации работы с текстом: сначала следует уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста. | осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию | задания из открытого банка заданий ОГЭ по обществознанию | |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКЕ»
Тема урока | Типичная ошибка | Работа по ликвидации проблемы в освоении предмета «информатика» | Содержательные элементы | Форма контроля | сроки |
Механика | Не обращают внимания на то, какие величины указаны рядом с координатными осями, в каких единицах они измеряются. Не умеют определять направление и характер движения по графику зависимости скорости и координаты от времени. Допускают ошибки при определении периода колебаний по приведенной таблице зависимости координаты, проекции скорости и проекции ускорения от времени. | Провести межпредметные практикумы по физике, математике для закрепления знаний о функциональных зависимостях и их графическом изображении. Алгоритмизировать действия по описанию механического движения. Использовать при описании движения наглядные представления. Систематически включать в учебный процесс тестовые задания и упражнения на отработку умения характеризовать механическое движение. | Объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков / Уметь извлекать информацию из таблиц и графиков. | Тест | |
| Забывают о неизменности проекции и модуля ускорения при равноускоренном движении. Допускают ошибки при определении пути и перемещения по графику зависимости скорости от времени при движении со сменой направления. Допускают ошибки при установлении соответствия графиков ускорения, скорости и координаты от времени. | Выработать у учащихся навык характеризовать движение и записывать характеристики по каждому приведенному графику и формуле, а затем устанавливать соответствие между ними. Включать задания на описание движения в другие темы механики. | Изменение физических величин в процессах / Уметь описывать функциональные зависимости скорости и координат тела от времени с помощью формул и графиков и устанавливать соответствие между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами. | Тест | |
| Путают вес и силу тяжести, силу нормального давления и силу нормальной реакции опоры. Допускают ошибки при определении плеча силы. Допускают ошибки при определении знака момента силы при записи условий равновесия. | В 7 классе отработать умение изображать силы с указанием точек их приложения. Решение расчетных задач сопровождать рисунком с изображением сил. Акцентировать внимание учащихся на том, что плечо силы и момент силы зависят от того, относительно какой точки они определяются. Включать экспресс-задания на определение плеча силы с варьированием оси вращения в течение изучения курса физики 7 – 9 кл. | Условия равновесия твердого тела / Знать условия равновесия тела. Уметь определять точки приложения сил. Уметь определять плечо силы. | Задания по карточкам | |
Молекулярная физика и термодинамика | Допускают ошибки при определении зависимости насыщенного пара от объема газа, не учитывают различие в характере изменения давления ненасыщенного и насыщенного пара при изменении температуры воздуха. Не учитывают возможности конденсации водяных паров при решении расчетных задач. Допускают ошибки при определении работы газа по графику зависимости давления газа от объема. | В 8 классе отработать умение пользоваться психрометрической таблицей. При решении расчетных задач схематически изображать первоначальное и конечное состояние пара с указанием описывающих его параметров. В 8 классе отработать умение применять уравнение теплового баланса, приучить школьников четко проговаривать, какие тела термодинамической системы получают, а какие – отдают тепло и в каких процессах. | Относительная влажность воздуха, количество теплоты / Уметь определять абсолютную и относительную влажность воздуха. Знать значение давления насыщенного пара при 1000С, знать отличие зависимостей давления от объема и температуры для насыщенного пара и идеального газа. Уметь рассчитывать количество теплоты, полученное газом, жидкостью и твердым телом в различных термодинамических процессах | Задания по карточкам | |
| Невнимательно читают условие задачи, путая работу газа и работу внешних сил, полученное и отданное тепло. Допускают ошибки при определении знаков работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты. Не обращают внимание на то, в каких координатных осях изображены графики термодинамических процессов | Изучение темы «Газовые процессы» начинать с решения графических задач, формируя навык характеризовать состояния газа и происходящие с газом процессы, представлять газовые процессы в различных координатах. Проводить промежуточные тестовые работы по определению работы газа, изменения его внутренней энергии в различных процессах. | Изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами / Уметь определять знаки работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты. | Тест | |
Электродинамика | Путают правую и левую руку, не учитывают знак заряда частицы при определении силы Лоренца. Допускают ошибки при сложении и вычитании векторных величин. Допускают ошибки при решении качественных задач на применение правила Ленца из-за большого количества одновременно выполняемых логических действий. | Проводить межпредметные практикумы по физике, математике для закрепления знаний о действиях с векторами. При решении расчетных задач на силу Ампера и силу Лоренца, задач по ядерной физике возвращаться к решению качественных задач. Перед решением задач на применение правила Ленца разбирать как можно большее количество качественных задач на определение направления индукции магнитного поля тока, направления тока, полярности постоянного магнита и электромагнита. | Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца определение направления индукционного тока) / Уметь определять направление сил Ампера и Лоренца, уметь применять принцип суперпозиции для расчета характеристик электрического и магнитного полей, уметь применять правило Ленца. | Работа по карточкам | |
| Допускают ошибки при определении угла падения луча. Не умеют строить изображение точки, лежащей на главной оптической оси линзы. Путают ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. | В 8 классе сформировать понятие об оптически более плотной и менее плотной средах. Отработать умение определять угол падения, отражения и преломления. Проводить проверочные работы по прохождению 4 «удобных» лучей через собирающую и рассеивающую линзы. Заполнить таблицу с характеристиками изображений в линзах в зависимости от расположения предмета относительно линзы. Проводить промежуточные работы по определению вида линзы, ее расположения и нахождению фокусов по заданным положениям предмета и его изображения. | Законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе / Знать определение угла падения, отражения, преломления. Уметь строить ход луча при прохождении через тонкую линзу. | Зачет | |
| Пропускают логические шаги при объяснении электродинамических явлений. Допускают ошибки в установлении причинно-следственных связей между физическими величинами. Допускают ошибки при определении периода колебаний заряда, силы тока, напряжения, энергии электрического и магнитного полей. | Проводить письменные работы по решению качественных задач по электродинамике, организовывать само- и взаимопроверку работ. Проводить промежуточные физические диктанты по выявлению причинно-следственных связей между физическими величинами (сила тока – напряжение – сопротивление, электроемкость – заряд – напряжение и т.д.). Проводить промежуточные проверочные работы по чтению и интерпретации таблиц и графиков. | Объяснение электродинамических явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков. Изменение физических величин в процессах. Установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами / Знать законы взаимодействия зарядов и токов. Уметь определять полярность электромагнита. Уметь определять период, частоту, амплитуду колебаний заряда, силы тока и напряжения в колебательном контуре по таблице и графику зависимости величин от времени. | Зачет | |
Квантовая физика | Путают между собой количество нейтронов и количество нуклонов в ядре. Количество протонов в ядре и количество электронов в ионе. При записи реакций альфа- и бета-распадов записывают количество образовавшихся альфа- и бета частиц в левой, а не в правой части уравнения реакции. | Изучение темы «Электродинамика» в 8 классе начинать с изучения опытов Резерфорда и отработки умения определять состав атома и его ядра по таблице Менделеева и по схематической записи элемента. Показать школьникам обозначения элементарных частиц в 8 классе. Включать экспресс-задания на определение состава атома и его ядра в течение всего изучения курса физики. | Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции / Уметь определять состав ядра атома, количество электронов в атоме и в ионе. Уметь записывать уравнение ядерной реакции и определять количество образовавшихся частиц. | Работа по карточкам | |
| Путают энергию фотона и энергию электрона на заданном энергетическом уровне. Путают количество нераспавшихся и распавшихся радиоактивных элементов при применении закона радиоактивного распада. | В 9 классе пропедевтически рассказывать детям об условиях излучения света. В 9 классе при изучении темы «Ядерные реакции» ознакомить школьников с графиком радиоактивного распада. Отработать умение анализировать график. | Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада / Уметь рассчитывать энергию фотона по длине волны и частоте света. Знать формулу Ридберга и уметь применять ее для расчета энергии фотона. Знать закон радиоактивного распада. Уметь определять период полураспада по графику. | Тест | |
| Не знают графического изображения функциональных зависимостей (прямая и обратаная пропорциональность, степенная и логарифмическая зависимость) | Проводить межпредметные практикумы по физике, математике для закрепления знаний о функциональных зависимостях. Включать тестовые задания на установление соответствия между физическими величинами и формулами в учебный процесс. | Изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами / Знать формулы для расчета энергии фотона, длины волны де Бройля, закон радиоактивного распада. Уметь изображать графически данные зависимости. | Работа по карточкам | |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИИ»
Тема урока | Типичная ошибка | Работа по ликвидации проблемы в освоении предмета «информатика» | Содержательные элементы | Форма контроля | сроки |
Знание основных событий, явлений, процессов (заполнение таблицы элементами предложенного списка) | - слабое знание фактов всеобщей истории; - неумение соотносить события всеобщей истории с веками, когда произошли эти события | - провести раннюю диагностику знания фактов всеобщей истории (старшие классы); - рекомендовать учащимся нарисовать сравнительную таблицу. «Синхронная таблица по Всеобщей истории и Истории России», повторять ее регулярно, начиная с октября (в год сдачи экзамена) | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | Работа по карточкам | |
анализ исторической проблемы (ситуации) | - не умение выделять историческую проблему; - незнание фактов, необходимых для анализа исторической проблемы (ситуации); - не умение логически рассуждать, анализировать, делать выводы: например, что лежало в основе данной ситуации, каковы были возможные пути развития событий, чем были обусловлены выбранный путь или избранная позиция, что повлияло на ход событий и каковы были последствия; - неумение устанавливать простейшие причинно-следственные связи; | 8-9 кл. - формировать у учащихся умения анализировать ситуацию и делать выводы на основе этого анализа, прием: сопоставительный анализ; организовать детальный разбор разнообразных типов заданий, направленных на проверку умения анализа исторической проблемы (ситуации) для ознакомления с требованиями (ГИА) (Банк заданий ФИПИ) | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | задания из открытого банка заданий ОГЭ по истории | |
аргументация предложенной точки зрения, оценки события, явления, процесса или деятельности исторической личности | выход за рамки обозначенного в задании исторического периода при подборе фактов для аргументации; - выбор исторических фактов, не связанных с аргументируемой точкой зрения; - использование рассуждений общего характера, без использования исторических фактов и соответствующих выводов на их основе («люди стали жить хуже..» и т.д.); | 8-9 кл. - организовать детальный разбор моделей заданий, направленных на проверку умения аргументации предложен ной точки зрения, оценки события, явления, процесса или деятельности исторической личности для ознакомления с требованиями (ГИА); 5-9 кл. - составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, текстовых схем, планов; 8-9 кл. - организовать совместное создание памяток для учащихся с рекомендациями по решению трудных типов заданий направленных на проверку умений: аргументация предложенной точки зрения, оценка события, явления, процесса или деятельности исторической личности; написание исторического сочинения. | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | Задания по карточкам | |
Знание исторических понятий, терминов | - неумение определить термин по нескольким признакам (в том случае, когда понятия, предложенные в задании, касались социально экономических явлений и процессов, а также когда они были посвящены общественному движению). (см. ИКС – список основных терминов) | 6-9 кл. - включить в учебный процесс разнообразные типы заданий в формате ГИА направленных на проверку умений: установление лишних в ряду терминов по определённому критерию; установление исторического термина по данному определению понятия (Банк заданий ФИПИ); .- рекомендовать учащимся составить словарь исторических терминов и понятий; терминологические диктанты; составление кроссвордов и ответы на них; Прием: «Карусель» и др. | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | тест | |
Знание исторических деятелей (персоналий) | - незнание исторических личностей - учащиеся не всегда имеют определённое представление о времени жизни и деятельности исторических личностей. - значительная часть выпускников, не обладая прочными знаниями, пыталась выполнить задание с помощью поиска «созвучных» формулировок (Отечественная война 1812 г. и операция «Багратион»). | 6-9 кл. - прибегнуть к приему изучения и сравнения исторических личностей: • профессии, должности, ранги; • вид и форма деятельности (реформирование, диктаторство, благотворительность. — Прим. Лайфа.); • примеры быта, увлечений, образованности и т.д.; • поведение в экстремальных для Отечества условиях; • достигнутые ими результаты. | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | Работа по карточкам | |
Работа с историческими источниками (установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX– XIX вв.) | - освоили на элементарном уровне приемы работы с текстовыми источниками (осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)); - незнание контекстной информации, связанной с этой исторической ситуацией (например, последствия Соляного бунта, время правления династии Рюриковичей). !!! события XV–XVII вв. | Приемы работы: 8-9 кл. - цитирование, декламация; 6-9 кл. - комментированное чтение; 9-11 кл. - сопоставительный анализ текстов; 6-9 кл. - составление плана ответа на заданную тему | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | Задания по карточкам | |
атрибуция исторического источника, т.е. определение события, исторического деятеля, названия чего-либо и т.д., (XX в. или начало XXI в., предпо | попытка опираться на ассоциативные связи; - неумение различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения; - неумение читать задание, работать над его смысловым содержанием, отвечать на поставлен | 5-6 кл. - использовать наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не должен превышать 10–15 строк; 7-8 кл. - повысить число анализируемых хозяйственных и юридических документов; 8-9 кл. - шире привлекать политические, программные документы; провести специальные занятия, на которых учащиеся будут исследовать различные по структуре фрагменты текста; данный анализ необходим для лучшего понимания содержания учебных текстов и исторических источников; - провести поиск исторической информации в источниках разного типа; - усилить работу по анализу источников; соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | задания из открытого банка заданий ОГЭ по истории | |
Работа с исторической картой (работа с исторической картой (схемой): краткий ответ, множественный выбор) | неумение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - незнание фактов, необходимых для работы с картой; | 6-9 кл. - организовать детальный разбор моделей заданий направленных на проверку умения работы с исторической картой (схемой) для ознакомления с требованиями (ГИА); - организовать знакомство с легендой исторической карты (умение пользоваться условными обозначениями); - научить пользоваться МАРКЕРАМИ – это такие географические объекты, которые встречаются на карте, связанной с ОДНИМ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СОБЫТИЕМ. Постоянным компонентом домашних заданий по истории должна являться работа школьников с контурной картой. | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | Работа с картой | |
Знание фактов истории культуры | неправильное определение автора произведения культуры, направления развития культуры; незнание фактов, необходимых для анализа иллюстративного материала; - неумение анализировать изобразительную наглядность | Необходимо при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Например, учитель может обратить внимание школьников на скульптуру «Медный всадник» при изучении деятельности Петра I и Екатерины II; 9 кл. - предусмотреть повторение тем, связанных с событиями истории культуры XIX в., и больше часов выделить на изучение XX-XXI в. - составление сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, планов; - привлечение учащихся, готовящихся к ГИА, к созданию презентаций к урокам; - индивидуальные рекомендации для учащихся | 1. Древность и Средневековье. История России VIII – XV вв. 2. Новое время. История России XVI – XVII вв. История России XVIII История России XIX до начала XXI в 3. Новейшая история. История России 19142018 гг. | Работа по карточкам | |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
Тема урока | Типичная ошибка | Работа по ликвидации проблемы в освоении предмета «информатика» | Содержательные элементы | Форма контроля | сроки |
Коммуникативные умения в аудировании. Коммуникативные умения в чтении | - неверное определение ключевых слов и тематики текста; - непонимание разницы между утверждениями «неверно», которые не соответствуют содержанию текста, и утверждениями «не сказано», о которых в тексте не содержится информация (то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа); - незнание синонимичных рядов или неумение найти в тексте синонимы или синонимичные выражения к лексическим единицам, которые использованы в утверждении | При формировании навыка понимания информации, приведенной в тексте (печатном, аудио) учить: 5-6 кл. - понимать основное содержание несложных аутентичных прагматических текстов (например, прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале / в аэропорту) и выделять значимую информацию; 7-8 кл. - понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), определять тему звучащего текста; выделять главные факты, опуская второстепенные. 9 кл. - использовать языковую догадку, контекст, игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания. 5-9 кл. в системе (на основе соответствующего уровня сложности, изучаемого языкового материала, тематического содержания): Учить выделять в тексте ключевые слова. Преобразовывать неверное утверждение в верное и наоборот. Предлагать обучающимся самим составить аналогичное задание к тому же тексту. | Использовать различные стратегии работы со звучащим текстом в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания или с поиском запрашиваемой информации (разделы «Задания по аудированию»). Учить выделять ключевые слова и не обращать внимание на те лексические единицы, которые не влияют на понимание основного содержания. Акцентировать внимание школьников на тоv, что в тексте (звучащем) основная мысль выражена иным образом (с помощью синонимов), чем в тексте задания. В заданиях на нахождение запрашиваемой информации учить выделять запрашиваемую информацию и игнорировать ненужную (второстепенную) | Работа с текстом | |
Лексикограмматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте | отсутствие учета грамматического контекста и ориентируются на общее значение слова в отрыве от контекста задания; - демонстрация недостаточного лексического запаса или недостаточное знание правил словообразования; - допуск орфографических ошибок при записи преобразованных слов, что не позволяло признать ответ верны | 5-6 кл. – наращивать лексический запас обучающихся, учить распознавать и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тематики начальной и основной школы; формировать орфографические навыки на основе изучаемого лексико-грамматического материала; 7-8 кл. – учить распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные устойчивые словосочетания, реплики-клише речевого этикета, характерные для культуры стран изучаемого языка; изучать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); накапливать запас знаний значений реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; развивать орфографические навыки на основе изучаемого лексико-грамматического материала; 9 кл. – учить распознавать и использовать аффиксы для образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий; практиковать использование способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); практиковать владение орфографическими навыками на основе изучаемого лексико-грамматического материала. 5-9 кл. в системе (на основе соответствующего уровня сложности, изучаемого языкового материала, тематического содержания): Предлагать обучающимся объяснять выбор грамматической формы, лексической единицы | Учитывать грамматический контекст с ориентацией только на общее значение слова, образованием новых частей речи с помощью словообразовательных приставок и суффиксов | Работа по карточкам | |
Письменная речь. Лексикограмматическое оформление текста | - при решении коммуникативной задачи: неполные ответы (например, отсутствовал ответ на подвопрос «Почему»?); отсутствовала благодарность за полученное письмо, не было упоминания о предыдущих контактах, не выражалась надежда на будущие контакты; - в рамках организации текста: скудное использование языковых средств для передачи логической связи и/или были допущены ошибки в их употреблении; - использование лексических единиц и грамматических структур элементарного уровня; - допуск языковых ошибок при использовании видовременных форм глаголов, согласовании времен в рамках сложного предложения; употреблении артиклей; употреблении устойчивых словосочетани | 5-6 кл. – учить заполнять анкеты и формуляры, практиковать написание коротких поздравлений (с днем рождения, с другим праздником) с соответствующими пожеланиями; 7-8 кл. – учить писать личное письмо в ответ на письмо-стимул (в личном письме расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать просьбу, выражать благодарность, просьбу, употреблять формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка); 9 кл. – многократно практиковать написание личного письма: с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; изложением новостей; 5-9 кл. в системе (на основе соответствующего уровня сложности, изучаемого языкового материала, тематического содержания): Учить обучающихся не только формулировать ответ на вопрос, но и обосновывать, отвечая на вопрос «почему?». Тренировать многократно структуру личного письма, использовать наборы требуемых клише. | | Тест | |
Говорение. Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания. Языковое оформление высказывания | допуск значительного количества необоснованных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов; - допуск фонетических ошибок, в том числе, искажающих смысл текста; - нарушение фразового ударения и интонационного контура; - непонимание вопроса электронного собеседника и ошибки при формулировании ответа; формулирование ответов отдельными словосочетаниями, а не полным предложением; - неполное раскрытие аспектов, указанных в задании. - нарушение связности монологического высказывания (так, в высказываниях часто отсутствовало вступление и/или заключение, мало использовались языковые средства для передачи логической связи). - использование только элементарной лексики и простых грамматических структур | 5-6 кл. – формировать навык рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного; сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка; 7-8 кл. - делать развернутые сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного; выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; 9 кл. многократно практиковать: продуцирование связанных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика); передачу основного содержания прочитанного/увиденного с выражением своего отношения, своей оценки, аргументации; самостоятельное высказывание в связи с прочитанным текстом, полученными результатами проектной работы; рассуждение о фактах/событиях, об особенностях культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. 5-9 кл. в системе (на основе соответствующего уровня сложности, изучаемого языкового материала, тематического содержания): Практиковать чтение (хором, в парах, индивидуально) на каждом занятии небольших аутентичных текстов/ абзацев, построенных на изученном языковом материале, демонстрируя понимание текста, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, добиваясь скорости и качества чтения вслух. | При формировании и развитии лексических и грамматических навыков использовать коммуникативный функциональный подходы. Осуществлять оценивание устных продуктов речи обучающихся на основе критериев | | |
| | | | | |