Сценарий занятия на тему «Толерантность»
Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть значение термина «толерантность». Познакомить учащихся с характерными чертами толерантной и интолерантной личности.
Развивающая: развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы.
Коррекционная: следить за произношением звуков, за ударением, самоконтроль за речью;
Воспитательная: воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: ручки, листы бумаги, презентация.
Словарь : толерантность, дружелюбность, терпение, милосердие, интолерантность.
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
1. Проверка наличия с/а,
2. Проверка «дежурных» звуков,
3. Установка на самоконтроль учащихся над звуками.
II. Вопросы предводящие беседу.
Что такое толерантность?
Не знаете – я вам сейчас расскажу.
III.Рассказ учащимся с опорой иллюстрацию.
Сегодня мы поговорим о толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека группы.
Символом толерантности является радужный флаг.
Что же такое толерантность?
Давайте вместе обобщим все сказанное:
Определения толерантности:
1. Сотрудничество.
2. Готовность мириться с чужим мнением.
3. Уважение человеческого достоинства.
4. Уважение прав других.
5. Принятие другого таким, какой он есть.
6. Способность поставить себя на место другого.
7. Уважение права быть иным.
8. Признание многообразия.
9. Признание равенства других.
10. Терпимость к чужим мнениям, идеям, верованиям и поведению.
11. Отказ от причинения вреда и насилия.
«Толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Стать толерантным в одно мгновение невозможно.
Физкультминутка.
Зрительная гимнастика.
Соблюдаем правила толерантного общения в группе:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
1. Групповая работа «Толерантный человек».
Задание группе 1.
- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги.
- На шкале от 0% до 100% отметьте, насколько Вы считает себя толерантным.
Задание группе 2.
- Назовите черты, присущие интолерантной личности, выпишите их на листе бумаги.
- Возможна ли «толерантность» в среде подростков?
- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?
( на доске выписаны слова в перемешку, задача учеников правильно выписать слова, которые относятся к их группе).
Материал для беседы:
Толерантная личность:
- Уважение мнения других
- Доброжелательность
- Желание что-либо делать вместе
- Понимание и принятие
- Чуткость, любознательность
- Снисходительность
- Доверие, гуманизм
Интолерантная личность:
- Непонимание
- Игнорирование
- Эгоизм
- Нетерпимость
- Выражение пренебрежения
- Равнодушие
- Цинизм
- Немотивированная агрессивность .
РСВ ( личность ,толерантность).
Интолерантный путь характеризуется низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
IV. Беседа по итогам.
1. Что такое толерантность?
2. Какие бывают личности?
V. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось занятие?.