Классный час «Толерантность - качество истинного Человека?»

4
0
Материал опубликован 21 November 2021 в группе

Тема: Толерантность – качество истинного Человека?

Класс: 3.

Цель: способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др.;

- показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми;

- способствовать развитию социального интеллекта учащихся;

- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

- воспитывать чувства уважения друг к другу, любви к чтению, к литературе как виду искусства;

- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование и наглядные пособия:

- презентация;

- листочки с ситуациями. Тренинг «Психоразгрузка»;

- листочки для записей комплиментов (игра «Подари комплимент другу»).

Ход занятия

I. Вступительная беседа. Актуализация знаний.

- Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова известного драматурга Б. Шоу. Давайте прочитаем их.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

- Как вы понимаете это высказывание?

- Скажите, чем помогают нам произведения литературы, для чего они нам нужны? Могут ли они нас чему-нибудь научить, воспитать? (Ответы детей.)

II. Работа над темой беседы.

- Посмотрите. У нас в гостях человечки. И мне сразу вспомнилось замечательное стихотворение Алексея Моргуна. (Читаю)

Я рисую человечка –

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши –

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.

У Алеши – атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей головой.

А у Славика девчонка,

Словно Быхова Аленка,

Паша негра рисовал –

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

- Действительно, все человечки разные. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- А хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы детей.)

- Если бы мы все стали одинаковыми, что тогда было бы? (Ответы детей.)

- Мы все разные – и это замечательно! У каждого из нас неповторимая внешность и свой уникальный внутренний мир.

- Ребята, жизнь неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодёжи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого, поможет стать настоящими людьми всему человечеству толерантность. (Учитель пишет на доске это слово)

- А что же такое толерантность?

Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- В разных странах, у разных народов существуют разные выражения, пословицы и поговорки, обозначающие толерантное отношение людей друг к другу, дружбу народов, их единство. Давайте обратимся к ним.

Работа в парах.

- Для этого поработаем в парах.

1. Соедините стрелочками начало и конец пословицы.

Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть,

лучше богатства.

Если бы не дружба,

чего нет – пополам.

Дружба и братство –

то люди бы пропали.

Что есть – вместе,

но дружба народов вечна и нерушима.

1. Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

2. Если бы не дружба, то люди бы пропали.

3. Дружба и братство – лучше богатства.

4. Что есть – вместе, чего нет – пополам.

2. Поставь в соответствие русские и чувашские пословицы.

Çынсӑр çын пурăнаймасть.

Русский человек – добрый человек.

Вырӑс çынни – ырӑ çын.

Люди все равны: и русский, и татарин, и чуваш, и мордва.

Этем пурте пěр: вырӑс та, тутар та, чӑваш та, мӑкши та.

Человек не может жить без помощи других.

Этем этемпе пурӑнать.

Человек живет с человеком.

Çынсӑр çын пурăнаймасть. - Человек не может жить без помощи других.

Вырӑс çынни – ырӑ çын. - Русский человек – добрый человек.

Этем пурте пěр: вырӑс та, тутар та, чӑваш та, мӑкши та. - Люди все равны: и русский, и татарин, и чуваш, и мордва.

Этем этемпе пурӑнать. - Человек живет с человеком.

Работа над произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

1. Чтение произведения обучающимися вслух.

2. Анализ произведения.

Беседа

- Какое это произведение по настроению? (Грустное)  

- Почему вы так решили? Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение: «Я почувствовал…» (Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

- Есть в тексте то, что вас удивило или заставило задуматься? Может быть Вы с чем-то не согласны?

- Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

- Назовите главных героев рассказа. (Дед, невестка, сын, внучек)

- Почему деда стали кормить за печкой? Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? («Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта».)

- Что случилось во время обеда за печкой? (Дед уронил и разбил чашку)

- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был старый, бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным? (Нет, не всегда, просто дедушка состарился)

Выборочное чтение

-Прочитайте, где мы узнаем, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? («Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».)

-Как такое поведение характеризует невестку? (Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

-Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик? Как он повёл себя в данной ситуации? Старик только вздохнул и ничего не сказал».)

- Почему он вздохнул и ничего не сказал? (Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

-Отчего родители Миши заплакали? («Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».)

-Какие изменения произошли в жизни дедушки после этого случая? (Стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.)

-Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца? (он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

-Что повлияло на перемены со стороны невестки и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

- Какие чувства испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали? («Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».)

- Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)

- Как Вы думаете, для чего мы прочитали именно это произведение? Как он соотносится с темой нашего урока? (Необходимо терпимость (толерантность) проявлять не только по отношению к людям разной национальности, вероисповедания, но и к пожилым людям, людям в возрасте.)

- Молодцы! Вы правы.

-Сейчас хотелось бы Вам показать небольшой мультфильм «Аккуратная история» (снятый в 2014 г., Россия).

Ссылка для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=mFN4pLhxPWA

Если классу ранее не показывали мультфильм «Про Диму» (2016 г., Россия), можно показать и его.

Ссылка для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=Nx4iFNfjqN0

- Чему нас учит данный мультфильм? (Быть внимательнее к детям, которые не похожи на остальных.)

- Действительно, авторы мультфильма стремились, чтобы эта история, поданная в такой доступной для детей форме, придала «особенным» детям уверенности в себе, и помогла обществу понять их проблемы и помочь в адаптации. Быть более внимательными и толерантными по отношению к ним. Понять, что «особенным» детям тоже нужны любовь, понимание и друзья.

Психоразгрузка (Проверяем толерантность)

У детей листочки, карандаши красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.

Ситуации.

1) Младший брат сломал игрушку:

- ты его постараешься успокоить

- ты ударишь его

2) Ты поссорился со своей сестрой:

- находишь выход

- обижаешься и мстишь

3) Ты недоволен собой:

- людей без недостатков не бывает

- ты все сваливаешь на других

4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

- идешь гулять

- устраиваешь истерику

5) Ребенок (ученик) плохо одет:

- это неважно

- я подсмеиваюсь над ним

- Ребятки, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете? (Внимательный, заботливый, уважаешь мнение других и прочее.)

III. Заключительная беседа.

- Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас неповторим и значим.

- Давайте напоследок поиграем в игру «Подари комплимент другу» (Если останется время).

(Школьники встают в круг друг за другом, каждый из них должен приколоть лист бумаги на спину впереди стоящему однокласснику и написать фломастером что-нибудь хорошее о нем, например: «Спасибо за то, что ты добрый и внимательный друг».)

- Посмотрите, как приятно, когда даже за спиной у вас звучат только хорошие слова!

IV. Итог беседы.

- В заключение нашей беседы мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Для этого нужно проявлять толерантность по отношению друг к другу. Читайте больше произведений о дружбе, доброте, взаимопомощи, взаимовыручке. И тогда на душе у вас будет всегда сиять солнышко, такое же яркое и веселое, как это. (Солнышко на слайде презентации, либо изготовленное из картона солнце).

Звучит «Песня мира» (Татьяна Кулинова)


Источники:

1. Ссылка на все мультфильмы о толерантности для детей:

https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/8-korotkih-multfilmov-kotorye-nauchat-rebenka-tolerantnosti/

2. Аккуратная история. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mFN4pLhxPWA

3. Про Диму. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Nx4iFNfjqN0

4. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vsebasni.ru/tolstoi/staryi-ded-i-vnuchek.html

5. «Песня мира» Татьяна Кулинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://power.gybka.com/song/21523690/Tatyana_Kulinova_-_Pesnya_mira/

6. 35 лучших цитат Джорджа Бернарда Шоу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2014/08/35-luchshih-tsitat-dzhordzha-bernarda-shou/

7. Русские и чувашские пословицы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://millionstatusov.ru/poslovitsi/page-2.html

8. Батурина Е. А. Урок толерантности или учимся сочувствовать. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/02/12/klassnyy-chas-urok-tolerantnosti-ili-uchimsya

6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.