Урок физики в 8 классе «Топливо. Энергия топлива»

2
0
Материал опубликован 18 November 2020 в группе

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: Топливо. Энергия топлива.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный (физика, экология, химия и география, астрономия).



Цели урока

Образовательные :

Выяснение зависимость энергии топлива от вида топлива

Сформировать представление об энергии топлива как о физической величине

Вывод формулы, единиц измерения

Развивающие :

формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия

развивать у учащихся умения выделять главное

развивать самостоятельное мышление, речь учащихся


Воспитательные :

создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей

дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии



Актуальность

В наших домах очень много разнообразной бытовой техники, гаджетов, оргтехники, поэтому возрастает потребление энергии. Растут и тарифы по оплате за электроэнергию. Большие затраты энергии приходятся как на производство, транспортировку так и утилизацию и переработку разного рода продуктов и товаров. Энергию, чаще всего, получают за счет сжигания ископаемого топлива (угля, нефтепродуктов, газа, торфа). При этом наносится ущерб окружающей среде: исчерпываются невозобновляемые природные ресурсы, при сгорании в воздух попадают загрязняющие вещества и парниковые газы. Поэтому очень важно использовать энергию эффективно и стремиться к ее экономии. Чтобы привлечь внимание общественности и властей на важность энергосбережения, учрежден международный праздник. Он установлен в целях рационального использования энергоресурсов, развития возобновляемых источников электроэнергии. В этот день люди разных стран мира вспоминают о том, что ресурсы нашей планеты не безграничны. На уроке будет сделан важный акцент на разработку месторождений и их добычу в регионе.


Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами:

Учет особенности мышления учащегося

Учет особенности индивидуального восприятия информации учащимся

Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей

Развивать способности, создавая ситуации успеха

Познавательный стиль учащегося


Планируемые результаты по итогу урока

а) Метапредметные

развивать мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся

структурировать учебный материал

сформировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.


б) Предметными

сформировать умение пользоваться физическими понятиями для описания условия задачи

умения добывать новые знания

умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

проводить доказательные рассуждения, используя предыдущий изученный материал

сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;


в) Личностными:

развития опыта участия в групповой форме обучения

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

умение самостоятельно формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах


Оптимизация подбора ресурсного обеспечения

А. П. Перышкин Физика 7- М.,Дрофа , 2015

Материально- техническое обеспечение:

Доска, мел

Лабораторное оборудование

ПК

Проектор



Ход урока

1 Организационный момент (Приветствие)

2 Актуализация знаний

Под землёй и под водой
И под вечной мерзлотой,
В золотых песках пустыни -
Спрятан ценный клад земной!

Этот углеводород
Добывают круглый год,
И потом трубопроводом
Отправляют на завод.

Отделяют керосин,
Битум, газ, мазут, бензин
Из мазута, между прочим,
Получают парафин

Знают все и стар и млад,
Чем так ценен этот клад,
Кто сокровищем владеет -
Просто сказочно богат!

Что будет объектом нашего исследования

t1605720915aa.gifНефть 

t1605720915ab.gif                    t1605720915ac.gif
Полезное ископаемое

Вид топлива

(источник энергии )

Топливо

Энергия топлива

Какие разновидности топлива вам известны (Работа по слайду №1)

3 Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Выявить неизвестную физическую величину, определить задачи по изучению искомой величины. Составить кластер:

Что знаем, где встречали, слышали о топливе в разных сферах деятельности человека

Физический смысл величин, характеризующих топливо

Обозначение

 Формула

Что нового должны изучить

Определение

Единицы измерения

От чего зависит качество топлива

Область применения

4 Объяснение нового материала

Классификация видов топлива (Слайд 3)

Исследовательская работа по группам (приложение 1)

Техника безопасности

Цель : выяснить что общего и чем отличается горение каждого вида топлива сравнить

Выводы

Выделяется тепло и образуются продукты горения

Одинаковое ли количество теплоты выделяется при сгорании одинакового количества топлива

Вывод группы №4

Работа по слайду 6,7,

Проработка выдвигаемых версий, работа по таблице №2 стр 31 учебника

Введение новой физической величины (удельной теплоты сгорания топлива), на основе вывода лабораторного исследования группы № 4.Работа по учебнику читаем определение на стр 30, делаем запись в тетради, обозначение новой физической величины записываем в словарь.

Вывод формулы количества теплоты

5 Первичное закрепление материала

Просмотр видеоролика. Ответы на вопросы

1.Какие полезные ископаемые добывают на территории Иркутской области

2.Работа по географическому атласу Иркутской области слайд 10,11,12

Заполнить таблицу в тетради

Полезное ископаемое

Месторождение



Обсуждение

6 Вторичное закрепление знаний возвращаемся к кластеру

7 Интересные факты о телах Солнечной системы: топливная Луна Сатурна Просмотр видеоролика

Слайд 13

8 Рефлексия: закончить фразы:

А) Мне на уроке было……..

Б) Я узнал, что………

Приложение 1

Группа№1

Цель : выяснить является данное вещество топливом. Определить отличительные признаки реакции горения.

Оборудование :спиртовка(.горючее вещество -спирт), предметные стекла, держатели

Ход работы: аккуратно, соблюдая меры безопасности, зажгите фитиль спиртовки. Поместите, стекло в держатель, несколько секунд подержите над огнем. Посмотрите на стекло , сделайте вывод

t1605720915ap.png

Группа №2

Цель : выяснить является данное вещество топливом. Определить отличительные признаки реакции горения.

Оборудование лучина(дерево), предметные стекла, держатели

Ход работы: аккуратно, соблюдая меры безопасности, подожгите лучину. Поместите, стекло в держатель, несколько секунд подержите над огнем. Посмотрите на стекло , сделайте вывод

t1605720915aq.png
Группа №3

Цель : выяснить является данное вещество топливом. Определить отличительные признаки реакции горения.

Оборудование:

пробирка с нефтью, предметные стекла, держатели

Ход работы: Нанесите несколько капель нефти на ватную палочку ,аккуратно, соблюдая меры безопасности, зажгите. Поместите, стекло в держатель, несколько секунд подержите над огнем. Посмотрите на стекло,сделайте вывод


t1605720915ar.png

Группа № 4

Цель: выяснить одинаковое ли количество теплоты выделяется при сгорании однаковойколичества разного топлива

Оборудование: пробирки с горючим веществом (нефть, спирт, керосин), металлические пластины, пипетки, таблица плотностей (Приложение №2)

Ход работы: аккуратно, соблюдая меры безопасности, нанесите по три капли каждого вещества на металлические пластины. Подожгите, дождитесь, когда вещество сгорит.Потрогайте пластины поочередно. Сделайте вывод

t1605720915as.png


Приложение № 2

t1605720915at.png

Приложение №3

t1605720915au.png




Презентация к уроку Топливо. Энергия топлива
PPTX / 11.47 Мб











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.