Урок физики в 8 классе «Топливо. Энергия топлива»
Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: Топливо. Энергия топлива.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный (физика, экология, химия и география, астрономия).
Цели урока
Образовательные :
Выяснение зависимость энергии топлива от вида топлива
Сформировать представление об энергии топлива как о физической величине
Вывод формулы, единиц измерения
Развивающие :
формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия
развивать у учащихся умения выделять главное
развивать самостоятельное мышление, речь учащихся
Воспитательные :
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии
Актуальность
В наших домах очень много разнообразной бытовой техники, гаджетов, оргтехники, поэтому возрастает потребление энергии. Растут и тарифы по оплате за электроэнергию. Большие затраты энергии приходятся как на производство, транспортировку так и утилизацию и переработку разного рода продуктов и товаров. Энергию, чаще всего, получают за счет сжигания ископаемого топлива (угля, нефтепродуктов, газа, торфа). При этом наносится ущерб окружающей среде: исчерпываются невозобновляемые природные ресурсы, при сгорании в воздух попадают загрязняющие вещества и парниковые газы. Поэтому очень важно использовать энергию эффективно и стремиться к ее экономии. Чтобы привлечь внимание общественности и властей на важность энергосбережения, учрежден международный праздник. Он установлен в целях рационального использования энергоресурсов, развития возобновляемых источников электроэнергии. В этот день люди разных стран мира вспоминают о том, что ресурсы нашей планеты не безграничны. На уроке будет сделан важный акцент на разработку месторождений и их добычу в регионе.
Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами:
Учет особенности мышления учащегося
Учет особенности индивидуального восприятия информации учащимся
Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей
Развивать способности, создавая ситуации успеха
Познавательный стиль учащегося
Планируемые результаты по итогу урока
а) Метапредметные
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся
структурировать учебный материал
сформировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
б) Предметными
сформировать умение пользоваться физическими понятиями для описания условия задачи
умения добывать новые знания
умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.
проводить доказательные рассуждения, используя предыдущий изученный материал
сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
в) Личностными:
развития опыта участия в групповой форме обучения
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
умение самостоятельно формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах
Оптимизация подбора ресурсного обеспечения
А. П. Перышкин Физика 7- М.,Дрофа , 2015
Материально- техническое обеспечение:
Доска, мел
Лабораторное оборудование
ПК
Проектор
Ход урока
1 Организационный момент (Приветствие)
2 Актуализация знаний
Под землёй и под водой
И под вечной мерзлотой,
В золотых песках пустыни -
Спрятан ценный клад земной!
Этот углеводород
Добывают круглый год,
И потом трубопроводом
Отправляют на завод.
Отделяют керосин,
Битум, газ, мазут, бензин
Из мазута, между прочим,
Получают парафин
Знают все и стар и млад,
Чем так ценен этот клад,
Кто сокровищем владеет -
Просто сказочно богат!
Что будет объектом нашего исследования
Нефть
Полезное ископаемое
Вид топлива
(источник энергии )
Топливо
Энергия топлива
Какие разновидности топлива вам известны (Работа по слайду №1)
3 Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Выявить неизвестную физическую величину, определить задачи по изучению искомой величины. Составить кластер:
Что знаем, где встречали, слышали о топливе в разных сферах деятельности человека
Физический смысл величин, характеризующих топливо
Обозначение
Формула
Что нового должны изучить
Определение
Единицы измерения
От чего зависит качество топлива
Область применения
4 Объяснение нового материала
Классификация видов топлива (Слайд 3)
Исследовательская работа по группам (приложение 1)
Техника безопасности
Цель : выяснить что общего и чем отличается горение каждого вида топлива сравнить
Выводы
Выделяется тепло и образуются продукты горения
Одинаковое ли количество теплоты выделяется при сгорании одинакового количества топлива
Вывод группы №4
Работа по слайду 6,7,
Проработка выдвигаемых версий, работа по таблице №2 стр 31 учебника
Введение новой физической величины (удельной теплоты сгорания топлива), на основе вывода лабораторного исследования группы № 4.Работа по учебнику читаем определение на стр 30, делаем запись в тетради, обозначение новой физической величины записываем в словарь.
Вывод формулы количества теплоты
5 Первичное закрепление материала
Просмотр видеоролика. Ответы на вопросы
1.Какие полезные ископаемые добывают на территории Иркутской области
2.Работа по географическому атласу Иркутской области слайд 10,11,12
Заполнить таблицу в тетради
Полезное ископаемое | Месторождение |
| |
Обсуждение
6 Вторичное закрепление знаний возвращаемся к кластеру
7 Интересные факты о телах Солнечной системы: топливная Луна Сатурна Просмотр видеоролика
8 Рефлексия: закончить фразы:
А) Мне на уроке было……..
Б) Я узнал, что………
Приложение 1
Группа№1
Цель : выяснить является данное вещество топливом. Определить отличительные признаки реакции горения.
Оборудование :спиртовка(.горючее вещество -спирт), предметные стекла, держатели
Ход работы: аккуратно, соблюдая меры безопасности, зажгите фитиль спиртовки. Поместите, стекло в держатель, несколько секунд подержите над огнем. Посмотрите на стекло , сделайте вывод
Группа №2
Цель : выяснить является данное вещество топливом. Определить отличительные признаки реакции горения.
Оборудование лучина(дерево), предметные стекла, держатели
Ход работы: аккуратно, соблюдая меры безопасности, подожгите лучину. Поместите, стекло в держатель, несколько секунд подержите над огнем. Посмотрите на стекло , сделайте вывод
Группа №3
Цель : выяснить является данное вещество топливом. Определить отличительные признаки реакции горения.
Оборудование:
пробирка с нефтью, предметные стекла, держатели
Ход работы: Нанесите несколько капель нефти на ватную палочку ,аккуратно, соблюдая меры безопасности, зажгите. Поместите, стекло в держатель, несколько секунд подержите над огнем. Посмотрите на стекло,сделайте вывод
Группа № 4
Цель: выяснить одинаковое ли количество теплоты выделяется при сгорании однаковойколичества разного топлива
Оборудование: пробирки с горючим веществом (нефть, спирт, керосин), металлические пластины, пипетки, таблица плотностей (Приложение №2)
Ход работы: аккуратно, соблюдая меры безопасности, нанесите по три капли каждого вещества на металлические пластины. Подожгите, дождитесь, когда вещество сгорит.Потрогайте пластины поочередно. Сделайте вывод
Приложение № 2
Приложение №3
Презентация к уроку Топливо. Энергия топлива
PPTX / 11.47 Мб