Занятие по биологии в 7 классе «Торфяной мох сфагнум»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска»
(МКОУ «Средняя школа № 3 г. Киренска )
«Торфяной мох сфагнум»
Разработала:
учитель биологии высшей категории
МКОУ СОШ № 3 г. Киренска
Тараканова А.А.
Киренск 2020г.
ФИО: Тараканова Александра Анатольевна
Место работы: МКОУ СОШ №3г. Киренск Должность: учитель биологии Предмет: биология Класс: 7 класс Тема урока: Торфяной мох сфагнум Базовый учебник Биология. Многообразие живых организмов: Бактерии, грибы, растения.,7 класс: учебник /Н.И. Сонин, В.Б. Захаров .-М.: Дрофа,2017., построенный по линейному принципу
Задачи урока:
Образовательные.
-Ознакомить учащихся с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.
-Установить взаимосвязь между особенностями строения и значением их в природе и жизни человека.
Развивающие.
-Продолжить формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, самоанализ и самооценка.
-Продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.
Воспитательные.
-Продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности.
-Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся получат знания о мхах как о новой, более сложной группе растении по сравнению с водорослями.
Метапредметные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
учащиеся продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы.
Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе.
Оценивать свои знания и умения.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Основные понятия урока: высшие споровые растения, спора, мхи, сперматозоид, яйцеклетка.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими споровыми.
Оборудование: гербарий - сфагнум, микроскоп, компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме «Мхи».
Межпредметные связи: экология, география, литература.
Используемая литература: Учебник для учащихся 7 класса.- М.: Дрофа, 2017 г.
И.Д. Агеева – «Веселая биология на уроках и праздниках» - Творческий центр, Москва, 2005 г.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Приветствие учащихся).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Сегодня мы с вами продолжим изучение основных групп растений, но прежде вспомним, что мы знаем о водорослях.
2. Актуализация знаний. Тестовый опрос по теме: «Водоросли. Многообразие водорослей».
(Приложение №1.) Тест № 6. Водоросли.
( По окончанию работы учащиеся сдают их. Оценка на следующий урок).
3. Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.
(Для того чтобы перейти к новой теме, учащиеся разгадывают загадку).
Учитель. Ребята, Лесовичок загадал мне загадку. Помогите разгадать её.
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке, на ножке,
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Предполагаемый ответ. (Мох).
Учитель. Правильно ребята. Сегодня вы узнаете о новой группе растений - Моховидные.
-Какие задачи на урок мы перед собой поставим? (Учитель организует беседу. Подводит итог беседы. Озвучивает задачи урока). Откройте рабочие тетради и запишите тему урока
Цель нашего урока изучить строение, местообитания, размножение и значение торфяного мха сфагнума, для этого вам ребята предстоит выступить в качестве эксперта - географа, исследователя, историка, промышленника и эколога (используя картинки учащиеся делятся на микрогруппы). Каждая микрогруппа получает задания и в течение 10 минут готовит выступление.
2. Ход урока
I. Эксперты-географы работают с картой Иркутской области (находят районы произрастания сфагнума). Презентация « Мхов и папоротников», отвечают на вопросы, готовят выступление.
- Кто из вас, ребята, бывал на таких болотах? - Есть ли в наших окрестностях такие болота? - Назовите условия, благоприятные для прорастания мхов? Болота образуются в низинах, котлованах, где застаивается вода, где близко залегают грунтовые воды, из зарастающих озёр, медленно текущих рек.
Сфагновые болота называются верховыми, так как получают воду лишь с атмосферы, торфяной слой в таких болотах может достигать 6-10 мм. Подсчитано, что на нашей планете болота занимают более 3.5 млн км. До недавнего времени многие считали болота болезненными лишайниками, на земной поверхности выпадающими из хозяйственного освоения. Сейчас взгляды на роль болот изменились. Участки сильного увлажнения играют роль губки, впитывающей избыток влаги и отдающей, когда её становится мало
II. Эксперты-историки (прочитать текст учебника).
Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются без изменений многие века. Торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нем не гниют. Так, в Австрии на Лайахском болоте были обнаружены останки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Клавдия, датированная 41 годом до нашей эры. В торфе находят останки древних людей, предметы их быта. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным полученным учеными, с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники имеют возраст от 5 до 8 тысяча лет. Таким образом, болота являются летописной книгой, на страницах которой сохранены сведения о растительности и климате прежних времён.
III. Группа исследователей выполняют самостоятельную работу по изучению строения сфагнума (текст учебник, гербарные экземпляры)По итогам самостоятельной работы составляется таблица
Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум |
Стебли | | |
Листья | | |
Наличие ризоидов | | |
Коробочка (форма, количество) | | |
Наличие воздушных клеток | | |
Окраска растения | | |
Количество накопляемой влаги | | |
Где растет | | |
Образует ли торф | | |
Физкультминутка
IV. Эксперты- промышленники. Используя коллекцию « Что получают из торфа» и дополнительную информацию готовят сообщение о значении и применении торфа.
V. Эксперты- экологи. Сообщение о роли мхов, в том числе сфагновых в природе:
- они, как и другие растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле - входя в состав биоценозов, мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества - сфагновые болота - это места обитания многих, в том числе промысловых животных и они не используются пока в должной мере как ягодные угодья - особенно велика роль болот как резервуаров пресной воды и регуляторов гидрологического режима территории. Осушение болот может привести к обмелению и заилению рек, понижению уровня грунтовых вод - мохообразные, подобно лишайникам чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте крупных городов.
Болота – это хранилища громадного количества пресной воды, питающей ручьи и пруды, это колыбели в которых рождаются реки. Болота кроме того служат естественным фильтром при очистке загрязнённых вод. Из загрязнённых водоёмов вода выходит чистой, пригодной для питья. Осушение болот ведётся с учётом того, что эти работы влекут за собой понижения уровня групповых вод. Так осушения болот вокруг заповедника «Беловежская пуща» повлекло за собой замедление роста леса, да и в других местах, где осушение болот велось без учёта, впоследствии это привело к немалым бедствиям.
3. Закрепление. Контрольные вопросы (на магнитной доске 5 лепестков ромашки, на обратной стороне каждого лепестка написаны контрольные вопросы, составленные по материалу данного урока) Станция Географическая - Где можно встретить торфяной мох сфагнум? - Какие условия можно считать благоприятными для произрастания торфяного мха? Станция « Исследовательская» - В чём сходство и отличие строения сфагнума и кукушкиного льна? - Почему сфагнум может поглощать в 25 раз больше воды больше своей массы? - Какую роль в процессе размножения мхов играет вода? Станция «Историческая» - дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят трупы неразложившихся животных? - О чём могут рассказывать останки животных и растений в толще старых торфяников? Станция « Промышленная» - Где и как происходит образование торфа? - В каких отраслях народного хозяйства нашёл применение торф? - Какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь в непосредственной близости торфяного болота? - Во время ВОВ в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему? Предполагаемый ответ. (Сфагнол – дезинфицирующее вещество, препятствует развитию бактерий).
Станция «Экологическая» - Какую роль в природе играют мхи? - Какую роль в природе играют сфагновые болота? - Почему мхи можно считать экологическими барометрами?
4. Рефлексия. Итоги урока.
Учитель. Ребята на ваших столах лежат прямоугольники с разными рисунками:
– урок был интересен, материал усвоил(а).
|
Белый - материал урока был сложный, тему не понял.
( Учитель выслушивает мнение нескольких учащихся).
7. Домашнее задание. Прочитать. Составить синквейн
Приложение 1.
Тест №6 Тема «Водоросли»Вариант 1.
К низшим растениям относятся растения, которые:
1) имеют побег; 2) имеют корни; 3) имеют тело – слоевище; 4) имеют всё, что перечислено ранее.
Для водорослей характерны следующие признаки:
1) имеют листья и стебли; 2) обитают в воде и цветут; 3) размножаются семенами; 4) имеют слоевище и ризоиды.
Каких водорослей не существует:
1) красные; 2) зелёные; 3) бурые; 4) синие.
К одноклеточным зелёным водорослям относится:
1) спирогира; 2) нителла; 3) хламидомонада; 4) порфира.
Хроматофор – это:
1) название водоросли; 2) большой хлоропласт; 3) орган передвижения водоросли; 4) большая вакуоль.
6. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:
1) корней; 2) корневища; 3) ризоидов; 4) слоевища.
7. У зелёных водорослей хлорофилл находится:
1) в хлоропластах; 2) в вакуолях; 3) в хроматофоре; 4) в цитоплазме.
8. Из названных растений водорослью является:
1) ряска; 2) элодея; 3) морская капуста; 4) кувшинка.
9. Какие водоросли используются для биологической очистки сточных вод:
1) многоклеточные зелёные; 2) бурые; 3) красные; 4) одноклеточные зелёные.
10. Какая водоросль может быть использована в качестве добавки к корму животным:
1) ламинария; 2) порфира; 3) хлорелла; 4) спирогира.
Тест №6 Тема «Водоросли»
Вариант 2.
Водоросли относятся:
1) к низшим растениям; 2) к высшим растениям; 3) могут относиться к обеим этим группам; 4) вообще не относятся к растениям.
Ризоиды это:
1) название растения; 2) вид корня; 3) органоид клетки; 4) нижняя разветвлённая часть слоевища, с помощью которой водоросли прикрепляются к субстрату.
Своё название хламидомонада получила потому, что:
1) имеет грушевидную форму; 2) это простейший организм, покрытый оболочкой; 3) имеет два жгутика; 4) живёт в воде.
К нитчатым зелёным водорослям относятся:
1) ульва и нителла; 2) ламинария и цистозейра; 3) порфира и филлофора; 4) улотрикс и спирогира.
Органоид, который помогает хламидомонаде двигаться к свету, называется:
1) красный глазок; 2) ядро; 3) хроматофор; 4) вакуоли.
6. Тело многоклеточных водорослей состоит:
1) корня и побега; 2) слоевища и ризоидов; 3) стебля и листьев; 4) мицелия.
7. Какие водоросли способны жить на глубине 200м:
1) бурые; 2) зелёные; 3) красные; 4) все группы водорослей.
8. Какую водоросль называют «морской капустой»:
1) нителлу; 2) ламинарию; 3) порфиру; 4) родимению.
9. Какая водоросль может служить источником кислорода в замкнутом пространстве:
1) хламидомонада; 2) ульва; 3) порфира; 4) хлорелла.
10. Какое вещество, добываемое из водорослей, обладает дезинфицирующим действием:
1) агар-агар; 2) калийные соли; 3) йод; 4) целлюлоза.
Вариант: 1
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1) | | | | | | | | | | |
2) | | | | | + | | | | | |
3) | + | | | + | | + | + | + | | + |
4) | | + | + | | | | | | + | |
Вариант: 2
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1) | + | | | | + | | | | | |
2) | | | + | | | + | | + | | |
3) | | | | | | | + | | | + |
4) | | + | | + | | | | | + | |
Фамилия, имя:________________________________ класс ______________
Вариант:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1) | | | | | | | | | | |
2) | | | | | | | | | | |
3) | | | | | | | | | | |
4) | | | | | | | | | | |
Приложение 2.
(Сообщение учащегося).
ТОРФ - это горючее полезное ископаемое растительного происхождения, образующееся из разлагающихся болотных растений, главным образом мха сфагнума. Сфагнум покрывает торфяное болото сплошным густым ковром. Круглый год мхи зеленые. Стебельки сфагнума растут своей верхушкой. Нижние части постепенно отмирают и медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений. Во время войны сфагнум использовали партизаны вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол – дезинфицирующее вещество. Поэтому на сфагновых болотах сфагнол препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившееся трупы животных. Так в Англии в конце восьмидесятых годов произошло невероятное. При раскопках были найдены останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.
9