Доклад «Традиции группы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Традиции группы как средство
духовно – нравственного воспитания дошкольников
Поддубровская Яна Анатольевна
воспитатель МАДОУ №101СП1 г.Миасса
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Забываются семейно - бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.
Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в основе его личности. Как у каждого народа свои обычаи, которые передаются из поколения в поколение, так и в каждом доме, в каждой семье обязательно есть свои ритуалы и традиции.
Традиции есть и в группе «Лесная сказка» МАДОУ №101 СП1 г.Миасса Челябинской области. Это праздники и развлечения, которые проводятся из года в год в группе и помогающие детям и родителям узнать о народной культуре, воспитывать патриотизм, любовь к семье и несущие теплую память о детском саде на всю жизнь.
Традиция – это устоявшаяся в быту привычка, правило, норма.
Цель работы: формировать основы духовно – нравственных и ценностных ориентаций детей через традиции группы ДОУ.
Задачи нравственного воспитания:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Традиции группы:
1. День рождения
2. День пожилого человека
3. День Матери
4. Подарочная ёлочка
5. Святки – колядки
6. Масленица
7. Праздник – безобразник (1 апреля)
8. Сердечко дорогому человечку
9. День города
Традиции с родителями:
1. Поход в лес осенью и зимой.
2. Переход в следующую возрастную группу (празднуется в последние дни мая на участке группы).
3. Поездка к Вечному огню 9 мая вместе с родителями и детьми.
1. День рождения ребенка
Далеко не все семьи могут позволить провести праздник для ребенка в кафе или дома, пригласив всех детей из группы. В детском саду такая возможность есть. Ребята с большим нетерпением ждут этого события.
Цель: воспитывать уважение и дружелюбие между детьми, укрепить связи ДОУ с семьей.
Задачи:
Формировать представление у детей о праздновании дня рождения в детском коллективе, сохраняя традиции любимого праздника.
Развивать творческие, коммуникативные и игровые способности дошкольников; подчеркивать значимость каждого ребенка в группе.
Способствовать формированию дружного коллектива.
Создавать в коллективе благоприятный психологический климат и праздничную атмосферу.
Перед заходом в группу именинником, пришедшим детям сообщается, что сегодня день рождения у такого-то ребенка и нужно громко поздравить его с днем рождения. Все дружно говорят «С днем рождения!», при желании обнимают именинника. После завтрака по русской традиции трехкратно поется «Каравай». Именинника опять обнимают, но уже все вместе. Перед обедом все дети садятся полукругом на стулья, именинник встает в середину и поворачивается к говорящему ребенку. Это череда пожеланий. После пожелания, начинающегося со слов «Никита (например), я желаю тебе….» именинник обязательно должен поблагодарить желающего ребенка. Итог подводит воспитатель, еще раз поздравляя именинника с днем рождения и желая, чтобы все пожелания сбылись и добавляя что-то свое.
Все пожелания детей записываются воспитателем. Потом их можно прочесть в группе ВК, которая ведется педагогами группы.
Вечером, перед уходом домой, дети еще раз поздравляют, обнимают, а при желании целуют в щечку или жмут руки (мальчики) имениннику и получают из рук именинника небольшое угощение.
2. Празднование дня пожилого человека.
Цель: воспитывать в детях уважение к людям преклонного возраста
Задачи:
познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека;
развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения;
помочь детям понять, что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной.
Проходит в старшей и подготовительной группе. Разучиваются стихи и песни, готовятся подарки и пригласительные билеты для бабушек и дедушек. Самими детьми накрывается красивый стол с угощением и чаем. С детьми заранее обговариваются ситуации и правила поведения, когда гостей приглашают к столу и нужно предложить угощение или чай.
Дети читают стихи, поют песни, участвуют вместе с бабушками и дедушками в конкурсах.
Многие дедушки и бабушки с благодарностью вспоминают такие праздники.
На праздник в 2023 г. пришло 42 пожилых человека!
3. День Матери
Цель: воспитывать любовь и уважительное отношение к матери.
Задачи:
донести до детей значимость материнства;
укрепить семейные узы;
развивать нравственные качества дошкольников;
создавать положительную эмоциональную атмосферу в детском саду.
Отмечается в группе ежегодно, начиная со 2 младшей группы.
Это уютный, теплый праздник, отмечающийся в группе, на котором ребенок сидит рядом с мамой за столом с угощением и теплым чаем.
В этот день дети поздравляют своих мам с праздником, дарят им подарки, сделанные своими руками, читают стихи, поют песни. Мамы с удовольствием участвуют в конкурсах, выполняют задания вместе с детьми.
Проведение праздника в детском саду, посвященного Дню матери, способствует укреплению семейных связей, воспитанию уважительного отношения к женщине и ее роли в семье, а также развитию творческих способностей детей.
4. Подарочная ёлочка
Цель: приобщать детей к традициям.
Задачи:* укрепить дружеские отношения в группе;
* развивать коммуникативные навыки;
* создать приятные, радостные воспоминания о празднике Новом годе и о детском саде, как первой ступени в жизни.
Подарочная елочка – плоскостная елка, располагающаяся на стене. На ней размещаются небольшие подарочки, принесенные детьми и родителями из дома.
Правила: Все подарки складываются в большой новогодний мешок.
С помощью считалки выбирается ребенок, на которого надевается новогодний колпачок – это помощник Деда Мороза.
Дети садятся с одной стороны, на другую сторону ставятся пустые стулья. Помощник Деда Мороза, ребенок, поворачивается лицом к детям, сзади помощника Деда Мороза садится воспитатель с мешком подарков.
Воспитатель берет в руки подарок, не доставая при этом его из мешка, и спрашивает, какому мальчику (или девочке) достанется этот подарок. Помощник Деда Мороза называет имя мальчика (или девочки). Тот, чье имя назвали, выходит в середину и выходит тот ребенок, который приготовил этот подарок. Ребенок, который приготовил подарок, поздравляет мальчика (или девочку) с новым годом. При желании говорит пожелание и обнимает. Тот, кому подарили подарок, благодарит и с подарком садится на другую сторону, на пустой стульчик. Постепенно все дети с подарками пересаживаются на свободную сторону, рассматривают подарки.
5. Святки – колядки
Цель: познакомить с народными традициями и обычаями Святочной недели.
Задачи:
В младшем дошкольном возрасте знакомство с народными традициями Святочной недели проводится в форме развлечения. Готовится «волшебный мешочек» для гадания, в котором лежат бумажные билеты с символами: улыбка – веселье, пальмы и море – путешествие, человечек – новый друг, монетка – богатство и подарки. Такое же небольшое гадание предлагается и родителям. Начиная со средней группы с детьми разучиваются колядки. В старшем дошкольном возрасте разучиваются народные святочные игры «Ручеек», «Перепрыгни через «костер» и тд, и проводятся гадания в форме эксперимента «Святочное угощение – Карамель», «Литье воска свечи в воду».
7. Масленица
Цель: воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
Задачи:
Развивать интерес к русским народным традициям;
Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в рисовании городецкой росписи.
Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников ;
Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Знакомство с Масленицей проводится на протяжении всей масленичной недели. Ежедневно утром дети знакомятся со значением каждого дня Масленицы с историей народного праздника Масленица , узнают о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивают песни, заклички , загадки , поговорки о Масленице. На прогулке играют в народные игры - забавы ; водят хороводы .
Итогом Масленичной недели является праздник. На который дети и педагоги группы наряжаются в русские народные костюмы. Родители готовят заранее блины. В группе проводится чаепитие из самовара с вкусными, душистыми блинами.
Праздник проводится со 2 младшей группы по подготовительную.
8. Праздник – безобразник (1 апреля)
День смеха — это праздник, любимый всеми, как взрослыми, так и детьми.
Он позволяет лишний раз порадоваться жизни, позабавиться, поиграть, посмеяться, повеселиться и встретить весну с чудесным праздничным настроением, с горящими глазами и счастливыми улыбками.
Цель: сплочение детского коллектива, воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру
Задачи:
Способствовать развитию интереса к окружающему миру через ознакомление детей с праздниками и праздничными событиями.
Развивать координацию движения, внимание, память, наблюдательность.
Воспитывать доброе уважительное отношение друг к другу, формировать умение адекватно реагировать на шутки.
Проводится с младшего возраста в первой половине дня. С родителями заранее обговариваются костюмы, которые дети одевают перед заходом в группу. Каждый костюм рассматривается, делаются акценты на смешные детали. Развлечение проводится после завтрака, чтобы оставить самые незабываемые впечатления. Готовится отдельная зона для фотосессии. Все фото отправляются в группу в ВК.
9. Сердечко дорогому человечку в День Друзей
День Друзей отмечается 9 июня.
Цель: укреплять дружеские связи, воспитывать дружелюбие.
Задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Воспитывать потребность в дружбе, в желании делать добро и дарить радость людям.
Проводится в старшем дошкольном возрасте.
За неделю до праздника с детьми обговаривается подарок для друга - открытка в форме сердечка. Открытку можно сделать из бумаги, картона или другого материала. Украсить по своему желанию и подписать от кого и кому с помощью родителей или самостоятельно печатными буквами.
Дети садятся полукругом, выходит первый ребенок со своим сердечком и говорит «Я дарю сердечко моему другу (имя). Я тебя люблю». Обнимает своего друга или жмет руку (мальчики).
Обычно в конце возникает ситуация, когда несколько детей остаются без открыток от друзей. Поэтому перед праздником воспитатель готовит несколько открыток сам и дарит открытки тем детям, которые остались без них.
10. День города
Цель: воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма.
Задачи:
формировать у дошкольников понятий «Родина», «Патриот»;
воспитывать любовь к родному городу, природе края;
расширить и углубить знания об истории родного края, города.
Накануне праздника в группе проводится много игр, бесед, направленных на формирование у детей патриотических чувств, толерантности и качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории, а также на воспитание любви и интереса к родному городу. Итогом в старшем дошкольном возрасте - праздник с приглашением детей других групп. В младшем дошкольном возрасте День города отмечается в форме развлечения.
Вывод: В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Это позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.