12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ruvinskaya88
Россия, Тюменская обл., п. Туртас

Тема урока: «Трапеция».

Урок относится к разделу «Четырехугольники».

Тип урока: Открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели урока:

Предметные: ознакомить учащихся с понятием трапеции, ее элементами, познакомить учащихся с видами трапеций, рассмотреть некоторые их свойства. Научить учащихся применять полученные знания в процессе решения задач

Личностные: развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования исследования к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, развивать у учащихся умения обобщать (делать выводы), развивать навыки самостоятельной работы, формировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников, воспитывать умение выслушивать мнение другого, позитивно принимать новые знания, воспитывать взаимоуважение друг к другу

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Основные образовательные подходы:

Системно деятельностный подход, дифференцированный подход.

Основные образовательные технологии:

Диалоговая технология, здоровье сберегающие технологии, технология критического мышления, АМО технологии.

Основные формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны определять по внешнему виду трапецию, применять свойства при решении задач, в жизненных ситуациях.

Контроль: самопроверка.

Оборудование урока: презентация к уроку, раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, экран, телефон учителя.







Технологическая карта урока


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивоционно –целевой этап

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Орг. момент.

(1 мин)

Создать благоприятный, деловой настрой на работу.

Учитель приветствует учащихся, демонстрирует слайд и задаѐт вопросы о эмоциональном настрое перед началом урока. Учитель определяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

Эпиграф к уроку: Приобретать знания - храбрость,

приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”.

Как вы думаете, какой смысл таит в себе эта Восточная мудрость?

Слайд 1

Учащиеся определяют свою готовность к уроку и настроение перед его началом.

Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль готовности к уроку Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация

Через повторение

Вспомним, о каком четырёхугольнике шла речь на

Параллелограмм.

Коммуникативные:

обучающихся к учебной деятельности

(5 мин)

создать условия для определения темы и основной цели урока, а также возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу» и

«могу»)

предыдущих уроках.


Что мы можем сказать о параллелограмме?


Слайд 2


Среди представленных фигур что вы заметили?



Что общего у этих фигур?



Чем отличается закрашенная фигура?


Кто-нибудь может сказать, как называется эта фигура?


Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.


Чему должны научиться?


Всё правильно. Тема сегодняшнего урока

«Трапеция».


Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны.



Фигура под номером 4 закрашена в отличии от остальных.


Все эти фигуры – четырёхугольники.


У неё только две стороны параллельны.


Трапеция



Формулируют тему урока и определяют задачи

(Ввести определения трапеции, рассмотреть виды трапеции. Рассмотреть свойства трапеции)



Записывают в тетрадь число, тему урока.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности; критичность мышления

Познавательные: определение и осознание того, что известно и нужно усвоить; оценивание результатов своей деятельности

II. Процессуально-содержательный этап

3. Изучение нового материала

(стадия осмысления)

(13 мин)

Осмысление новых знаний и действий.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже с вами знаем.

Слайд 3


Итак, мы с вами повторили, что такое параллелограмм, а теперь давайте попробуем сформулировать определение трапеции. Что такое трапеция?

Слайд 4

Запишем определение трапеции и её основные элементы

Слайд 5, 6


Вниманию учащихся предоставляется несколько трапеций, в которых необходимо определить основания и боковые стороны.

Слайд 7


Интересный факт

«Трапеция» - слово греческого происхождения, означавшее в древности «столик» (по-гречески «трапедзион» означает столик, обеденный стол). «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посейдона. В средние века трапецией называли, по Евклиду, любой четырёхугольник (не параллелограмм); лишь в XVIII в. это слово приобретает современный смысл.

Слайд 8


Оцените свою деятельность за устную работу в раздаточном листе 1.

Учащиеся проходят тест на платформе Plickers и выставляют результаты в лист мониторинга



Обсуждение. Результат работы: учащиеся дают определение трапеции, ключевым моментом в котором должны быть слова «четырехугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна».




Учащиеся определяют основания и боковые стороны трапеций, представленных на слайде.























Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

4. Работа в группах (исследовательская работа)

(5 мин)

Через измерения определить, проанализировать, установить основные свойства,

А теперь давайте проведём исследование. Перед вами на парте лежит карточка с трапециями, разными по форме. Ваша задача рассмотреть одну трапецию, измерить её углы, стороны и сделать вывод.

группа рассматривает трапецию, измеряет углы трапеции, диагонали.

группа рассматривает равнобедренную трапецию.

группа рассматривает прямоугольную трапецию. Учитель предлагает

предоставить результаты исследований. Вместе с детьми анализирует успешность

выполнения задания. Предлагает сформулировать свойства «равнобедренной трапеции», «прямоугольной трапеции»

Слайд 9-10

Учащиеся делают нужные измерения и заносят в раздаточный лист,

выдвигают гипотезы, делают выводы.


Формулируют свойства той или иной трапеции.


Учащиеся дают определения равнобедренной и прямоугольной трапеции



Обсуждают полученные результаты. Ставят оценку в оценочный лист

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Личностные: приобретение новых знаний, умений и совершенствование имеющихся Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного.


5.Физминутка

(2 мин)

Смена вида деятельности.

Сейчас давайте немного отдохнём и поищем фигуры, которые спрятаны в кабинете.

Слайд 11

Выполняют физические упражнения и упражнения для глаз.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: забота о своём здоровье

Регулятивные:

самоорганизация

6.Этап первичного закрепления

(10 мин)

Применение приема критического мышления, решение задач, используя

«новые» знания.


Формирование у учащихся умения применять полученные знания при решении задач

Немного отдохнули, а сейчас немного порешаем. (Работа в группах)

Перед вами карточка с задачами, взятыми из ОГЭ, в которых необходимо найти углы трапеции.

Решение задач по готовым чертежам, с последующем разбором у доски.


Слайд 12

Учащиеся составляют

«кластер» (по ходу проверки на доске появляется кластер).

Учащиеся находят в учебнике теорему, доказывают, что в равнобокой трапеции углы при основании равны и диагонали равны.

Учащиеся работают устно на закрепление изученного материала

Регулятивные: умение самостоятельно, адекватно анализировать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы

умение систематизировать информацию

Предметные: умение применять изученный материал

Личностные: развитие навыков самопроверки и самооценки.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой/взаимопроверкой по эталону

(5 мин)

Организация самооценки учениками собственной учебной деятельности

Давайте ещё раз закрепим то, что мы сегодня узнали. Подготовьте свои карточки для тестирования. Учитель организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы, обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку; организовывает выявление места и причину затруднений.

Слайд 13

Учащиеся проходят тест на платформе Plickers

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково- символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

III. Рефлексивно-оценочный этап

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1 мин)

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель записывает домашнее задание на доске и комментирует его.

Слайд 14

Учащиеся находят задание в учебнике, слушают пояснения учителя по домашнему заданию.

Записывают в дневник, задают вопросы.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию, самоопределению Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные: умение задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного другим человеком

9. Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность на уроке

Учитель подводит итог урока. Оценивает работу учащихся по результатам их деятельности. Проводит рефлексию настроения.


Итак, чему же мы научились сегодня на уроке, что нового узнали?


Слайд 15

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности в оценочном листе. Выбирают утверждение, соответствующее степени усвоенности материала.

Определяют настроение, с которым заканчивают урок

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свое мнение о достижении результатов своей деятельности; уметь слушать и понимать речь других, корректно делать замечания или дополнения об успехах или неудачах сверстников Регулятивные: умение устанавливать степень соответствия результатов деятельности поставленной цели; умение обобщать изученный материал, выделять главное, анализировать свои результаты.

Личностные: критичность мышления


Источники литературы

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.

Московский центр непрерывного математического образования [Электронный ресурс] - URL:https://www.mccme.ru/

Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике). [Электронный ресурс] - URL:http://www. math-on-line com

Пышкина А. В. Интегрированное обучение. Поиск. Опыт. Решения [Электронный ресурс], 2010. – URL: ipk.68edu.ru/docs/deyat/mer/sem/integr/est/Puchkina

Сдам ГИА: Решу ОГЭ Электронный ресурс], 2010. – URL: https://math-oge.sdamgia.ru/


Приложение 1

Лист успешности

Дата: Фамилия Имя


Тема урока:



Этапы

урока

Тест 1

Устная

работа

Работа в

паре

Работа в

группе

Тест 2

Оценка

урока

Моя оценка

Оценка

учителя

Оценка











Приложение 2


2

t1637522058aa.png

t1637522058ab.png









t1637522058ac.png



Приложение 3


Результаты измерений

Вид трапеции

Свойства трапеции

стороны

углы

диагонали

АВ = ВС = СD =

DA =

А =


В =


С =


D =

AC = BD=





Приложение 4

Физкультминутка

t1637522058ad.gift1637522058ae.gif

t1637522058af.gif

t1637522058ag.gif









t1637522058ah.gift1637522058ai.gift1637522058aj.gift1637522058ak.gif

Приложение 5

Задачи на тему «Трапеция»

1. Один из углов равнобедренной трапеции равен 66°. Найдите больший угол этой трапеции. Ответ дайте в градусах.

t1637522058al.png

2. Найдите угол  ABC  равнобедренной трапеции  ABCD, если диагональ  AC  образует с основанием  AD  и боковой стороной  CD  углы, равные 20° и 100° соответственно.

t1637522058am.png

3. Найдите меньший угол равнобедренной трапеции  ABCD, если диагональ AC образует с основанием  BC  и боковой стороной  CD  углы, равные 30° и 105° соответственно

t1637522058an.png

4. Один из углов прямоугольной трапеции равен 64°. Найдите больший угол этой трапеции. Ответ дайте в градусах.

t1637522058ao.png

5. Найдите больший угол равнобедренной трапеции t1637522058ap.png, если диагональ t1637522058aq.png образует с основанием t1637522058ar.png и боковой стороной t1637522058as.png углы, равные 46° и 1° соответственно. Ответ дайте в градусах.

t1637522058at.png

6. Найдите больший угол равнобедренной трапеции t1637522058ap.png, если диагональ t1637522058aq.png образует с основанием t1637522058ar.png и боковой стороной t1637522058as.png углы, равные 12° и 13° соответственно. Ответ дайте в градусах.

t1637522058au.png

t1637522058av.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.