Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01. «Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе «Народные инструменты» (срок обучения 8(9) лет)
Муниципальное образование городского округа «Ухта»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01. «Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе «Народные инструменты» (срок обучения 8(9) лет)
составитель: Епанова Т.В., преподаватель
Г. Ухта
2023 г.
Аннотация
Данная работа содержит требования к техническому зачету по каждому классу: гаммовые комплексы на 1 и 2 полугодие учебного года, примерный репертуар (этюды), список музыкальных терминов (в Приложении) для обучающихся в ДМШ игре на баяне по дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе «Народные инструменты» (срок обучения 8(9) лет).
1 класс
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы C-dur, G-dur, F-dur - каждой рукой в одну октаву, короткие арпеджио и тоническое трезвучие в этих тональностях правой рукой, мажорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 1 класс).
Примерный репертуарный список:
Г. Вольфарт | Этюд а-moll | «Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д. Самойлов, М., «Кифара», 1997 г. |
Л. Шитте | Этюд С-dur | «Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д. Самойлов, М., «Кифара», 1997 г. |
Л. Шитте | Этюд G-dur | «Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д. Самойлов, М., «Кифара», 1997 г. |
А. Гедике | Этюд С-dur | «Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д. Самойлов, М., «Кифара», 1997 г. |
Г. Беренс | Этюд С-dur | Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М., «Музыка», 1997 г. |
К. Черни | Этюд G-dur | Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М., «Музыка», 1997 г. |
П. Лондонов | Этюд С-dur | Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М., «Музыка», 1997 г. |
К. Черни | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
К. Черни | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
2 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Гаммы C-dur, G-dur , F-dur - двумя руками в 1- 2 октавы штрихами legato и non legato, короткие арпеджио, аккорды из 3-4 звуков этих гаммах, мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы a-moll ,e-moll, d-moll - 3 вида отдельно правой и левой рукой, короткие арпеджио, аккорды из 3-4 звуков этих гаммах, минорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 2 класс).
Примерный репертуарный список:
К. Черни | Этюд С-dur | «Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д. Самойлов, М., «Кифара», 1997 г. |
К. Гурлит | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
А. Салин | Этюд а-moll | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
Л. Шитте | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
Г. Беренс | Этюд D-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
3 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Мажорные двухоктавные гаммы до 2х знаков в ключе. Короткие арпеджио, аккорды. Играть штрихами: legato, non legato и stakkato, ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль), мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Гаммы a-moll, e-moll, d-moll натуральный вид в одну октаву двумя руками, гармонический, мелодический вид в одну октаву отдельно правой и левой рукой. Арпеджио и аккорды в тональности a-moll, минорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 3 класс).
Примерный репертуарный список:
Д. Самойлов | Три этюда | «Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д. Самойлов, М., «Кифара», 1997 г. |
Г. Беренс | Этюд F-dur | «Хрестоматия баяниста. 3-4 класс ДМШ.», сост. В. Грачёв |
А. Гедике | Мелодический этюд С-dur | «Хрестоматия для баяна. 3-4 класс ДМШ.», сост. В. Горохов |
А. Гедике | Этюд d-moll | «Хрестоматия для баяна. 3-4 класс ДМШ.», сост. В. Горохов |
П. Лемуан | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
Л. Анцати | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
Х. Лук | Этюд С-dur | Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд. В. Катанского, М., 2001 г. |
4 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Мажорные гаммы до 3 знаков в ключе в 2 октавы двумя руками комбинированными штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Гамма С-dur терциями правой рукой. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы гаммы a-moll, e-moll, d-moll - 3 вида двумя руками в 2 октавы, всеми штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 4 класс)
Примерный репертуарный список:
М. Геллер | Этюд G-dur | «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ. Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
Г. Беренс | Этюд а-moll | «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ. Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
А. Талакин | Этюд с-moll | «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ. Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
Т. Лак | Этюд D-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, М., «Советский композитор», 1969 г. |
К. Черни | Этюд е-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, М., «Советский композитор», 1969 г. |
А. Холминов | Этюд А-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, М., «Советский композитор», 1969 г. |
5 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Гаммы мажорные одноголосные до 4 знаков группировками по 1:2, 1:3, гамма С-dur терциями двумя руками в одну октаву, гаммы D-dur, E-dur терциями правой рукой в одну октаву, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы минорные - до 2 знаков три вида двумя руками в две октавы группировками по 1:2, 1:3 комбинированными штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 5 класс)
Примерный репертуарный список:
М. Геллер | Этюд G-dur | «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ. Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
Г. Беренс | Этюд а-moll | «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ. Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
А. Талакин | Этюд с-moll | «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ. Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
Т. Лак | Этюд D-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, М., «Советский композитор», 1969 г. |
К. Черни | Этюд е-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, М., «Советский композитор», 1969 г. |
А. Холминов | Этюд А-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, М., «Советский композитор», 1969 г. |
6 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон, группировками по 1:2, 1:3, 1:4, терциями до 3-х знаков, секстами до 2-х знаков комбинированными штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Все одноголосные минорные гаммы (три вида) на весь диапазон группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, a-moll, e-moll, d-moll (натуральный вид) - терциями и секстами на две октавы, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 6 класс).
Примерный репертуарный список:
А. Холминов | Этюд а-moll | «Баян. Учебный репертуар для 4 класса ДМШ», сост. И. Алексеев и Н. Корецкий |
Е. Кузнецов | Этюд А-dur | «Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
Ж. Эгхарт | Этюд-экспромт Des-dur | «Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
И. Дювернуа | Этюд-балеро а-moll | «Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
С. Геллер | Этюд-прелюдия G-dur | «Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс ДМШ», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
Ф. Бургмюллер | Этюд F-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
Т. Лак | Этюд C-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
7 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон, группировками по 1:2, 1:3, 1:4, терциями, секстами и октавами до 3-х знаков, комбинированными штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Все одноголосные минорные гаммы (три вида) на весь диапазон группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, гаммы a-moll, e-moll, d-moll (три вида) – терциями, секстами и октавами на две октавы, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 7 класс)
Примерный репертуар
Г. Равина | Этюд g-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
Т. Лак | Этюд а-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
С. Коняев | Этюд G-dur | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
С. Геллер | Этюд а-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
Г. Бертини | Этюд g-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
Л. Шитте | Этюд е-moll | «Этюды для аккордеониста», вып. 2, «Советский композитор», М., 1969 г. |
Н. Иванов | Этюд F-dur | «Педагогический репертуар аккордеониста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
Г. Шмит | Этюд Аs-dur | «Педагогический репертуар аккордеониста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
А. Крылусов | Этюд Es-dur | «Педагогический репертуар баяниста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
8, 9 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие 8,9 класса):
- все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон в прямом и встречном направлении группировками по 1:2, 1:3, 1:4, терциями, секстами и октавами до 4-х знаков, комбинированными штрихами, полиритмия 2х3, 3х2, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд, исполнительская терминология (Приложение 8, класс, 9 класс).
Требования к техническому зачету (второе полугодие 8 класса) в случае продолжения обучения в 9 классе:
- все одноголосные минорные гаммы (три вида) на весь диапазон группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, минорные гаммы до 4-х знаков терциями, секстами и октавами на две октавы, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд.
Примерный репертуарный список:
А. Скрябин | Этюд g-moll | «Педагогический репертуар аккордеониста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
Г. Шмит | Этюд Аs-dur | «Педагогический репертуар аккордеониста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
А. Сушкин | Этюд B-dur | «Педагогический репертуар баяниста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
К. Черни | Этюд C-dur | «Хрестоматия баяниста для музыкальных училищ», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г. |
А. Лешгорн | Этюд Es-dur | «Педагогический репертуар баяниста», вып. 2, М., «Музыка», 1972 г. |
Приложение
Исполнительская терминология
1 класс
Термин | Произношение | Значение |
Динамика | динамика | сила звучания, громкость |
p (piano) | пиано | тихо |
mf (mezzo forte) | меццо форте | не очень громко |
f (forte) | форте | громко |
legato | легато | связно |
non legato | нон легато | не связно |
(crescendo) | крещендо | постепенно усиливая звук |
(diminuendo) | диминуэндо | постепенно ослабляя звук |
| реприза | знак повторения |
| вольты | различные окончания при повторении |
2 класс
Термин | Произношение | Значение |
pp (pianissimo) | пианиссимо | очень тихо |
mp (mezzo piano) | меццо пиано | не очень тихо |
ff (fortissimo) | фортиссимо | очень громко |
staccato | стаккато | отрывисто |
sf (sforzando) | сфорцандо | внезапное усиление отдельного звука или аккорда |
| акцент | выделяя, подчеркивая звук |
a tempo | а тэмпо | в темпе |
Tempo primo | темпо примо | в первоначальном темпе |
ritenuto (rit) | ритэнуто | сдерживая, замедляя |
accelerando | аччелерандо | ускоряя |
3 класс
Термин | Произношение | Значение |
Темпы | ||
Adagio | адажио | медленно |
Andante | анданте | не спеша, в характере обычного шага |
Moderato | модерато | умеренно, сдержанно |
Allegro | аллегро | быстро, скоро, весело |
Allegretto | алегретто | несколько медленнее чем allegro |
Иные обозначения | ||
poko a poko | поко а поко | мало по малу |
piu mosso | пиу моссо | более подвижно |
meno mosso | мено моссо | менее подвижно |
Da kapo al fine | Да капэ аль финэ | Повторить с начала до словам «конец» |
Штрихи | ||
markato | маркато | выделяя, подчеркивая |
4 класс
Термин | Произношение | Значение |
Темпы | ||
Lento | ленто | протяжно |
Allegro moderato | аллегро модэрато | умеренно скоро |
Vivo | виво | живо |
Музыкальные термины | ||
ritardando | ритардандо | расширяя |
molto | мольто | очень |
sostenuto | состэнуто | сдержанно |
con moto | кон мото | подвижно |
maestoso | маэстозо | величественно |
agitato | ажитато | взволнованно |
subito | субито | внезапно |
5 класс
Термин | Произношение | Значение |
Темпы | ||
Largo | лярго | широко |
Presto | престо | быстро |
Музыкальные термины | ||
agitato | ажитато | взволнованно |
simile | симиле | также, подобным образом |
animato | анимато | воодушевленно |
cantabile | кантабиле | певуче |
dolce | дольче | нежно |
rubato | рубато | ритмически свободно |
leggiero | леджьеро | легко |
scerzando | скерцандо | шутливо |
6 класс
Термин | Произношение | Значение |
Темпы | ||
Prestissimo | престиссимо | очень быстро |
Музыкальные термины | ||
rallentando | раллентандо | замедляя, расширяя |
brillianto | бриллианто | блестяще |
con brio | кон брио | с огнем |
con fuoko | кон фуоко | с жаром |
animato | анимато | воодушевленно |
energiko | энерджико | энергично |
grazioso | грациозо | грациозно |
risoluto | ризолюто | решительно |
stretto | стрэтто | сжато |
7 класс
Термин | Произношение | Значение |
stringendo | стринжэндо | ускоряя, сжимая |
lakrimoso | лакримозо | печально, жалостливо |
lamento | ламэнто | жалобно |
morendo | морэндо | замирая |
pesante | пэзантэ | тяжело |
semplice | сэмпличе | просто |
tranguillo | транкуилло | спокойно |
drammatico | драмматико | драматично |
possibile | посибиле | возможно |
glissando | глиссандо | скользить |
8 класс
Термин | Произношение | Значение |
sempre | сэмпрэ | постоянно |
tranguillo | транкуилло | спокойно |
non troppo | нон троппо | не спеша |
assai | ассаи | весьма |
ad libitum | ад либитум | по желанию |
appassionata | апппасьонато | страстно |
allargando | алларгандо | расширяя, замедляя |
spiruoso | спируозо | с увлечением |
ironiko | иронико | иронично |
9 класс
Термин | Произношение | Значение |
giocoso | джакозо | радостно, весело |
burlesco | бурлеско | шутливо |
con forza | кон форца | с силой |
tenuto | тэнуто | выдержанно |
mosso | моссо | оживленно |
pastorale | пасторале | идиллически |
patetico | патетико | с пафосом |
tenuto | тэнуто | выдержанно |
attacca | аттака | без перерыва перейти к следующей части |