Технологическая карта урока «Какие бывают финансовые риски» (Обществознание, 8 класс)
Технологическая карта урока
Автор: Залевская Н.И.
Тема: Какие бывают финансовые риски |
|||||||
Цель: мотивировать обучающихся на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков |
|||||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|||||
Научатся: определять финансовые риски, разделять их на виды; понимать причины финансовых рисков. Получат возможность научиться: соотносить свои финансовые риски и выгоды; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. |
Анализировать финансовую информацию из разных источников, делать выводы. |
Личностные |
- сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. |
||||
Регулятивные |
- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; - умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки |
||||||
Познавательные |
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; - сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами |
||||||
Коммуникативные |
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, - понимать и продвигать предлагаемые идеи |
||||||
Основные понятия: Финансовые риски. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний. Представление о способах сокращения финансовых потерь. |
|||||||
Организация пространства |
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||
ТСО, раздаточный материал |
Математика, обществознание |
Парная, групповая |
Учебник, мультфильмы https://www.youtube.com/watch?v=jjiXl4DL434 https://www.youtube.com/watch?v=Tw0s_etpBYQ карточки, статья: Крыжановский О. А., Попова Л. К. Анализ современных подходов к пониманию терминов «риск» и «финансовый риск» // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 467-471. |
||||
Этапы урока. |
Технологии проведения |
||||||
1) Организационный этап. 2) Мотивация учебной деятельности обучающихся, актуализация знаний. 3) Первичное усвоение новых знаний. 4) Первичное закрепление. 5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 6) Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Технология развивающего обучения |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
|||||
1 этап урока - организационный |
|||||||
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Настраиваются на учебную деятельность, организация рабочего места. |
||||||
2 этап урока - мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний |
|||||||
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Предлагает провести игру «Кладовая мыслей» (раздает карточки со словами). Задание: составить из слов высказывания (Приложение 1). Учтите, что ваши ответы в течение урока будут приносить вам определенные бонусы, которые понадобятся в конце нашего занятия. - Прочитайте то, что у вас получилось. В чем заключается смысл данных высказываний? Что их объединяет? - Верно. Сегодня насчитывается более 220 видов рисков и более 40 различных критериев рисков. Провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно, т.к. многие риски взаимосвязаны между собой. Если рассматривать классификацию рисков по сфере деятельности, то обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск. Но о каких видах риска мы будем говорить на занятии, вы узнаете из этого ролика (Приложение 2). - Действительно, речь пойдет не только о том, что такое финансовые риски, но и о том, какими они бывают. Запишите в тетрадях число и тему урока «Какие бывают финансовые риски». - Как вы думаете, какие цели мы с вами запланируем на урок? На слайдах у вас есть подсказки - начало формулировки цели. |
Просматривают видеоролик (мультфильм) |
Участвуют в игре (парная работа) Обучающиеся выдвигают версию, что все высказывания связаны с понятием «риск» Обучающиеся выдвигают версию, что речь идет о финансовых рисках. Записывают тему урока в тетрадь. |
Определяют цели урока (научимся определять финансовые риски, разделять финансовые риски по видам, понимать причины финансовых рис-ков, делать выводы о последствиях финансовых рисков) |
||||
3 этап - Первичное усвоение новых знаний |
|||||||
- Как вы понимаете, что такое финансовый риск? - У вас на столах карточки с текстом (Приложение 3). Это словарная статья с определением понятия «финансовый риск». Сравните это определение с тем, что дано у вас в учебнике на стр. 200. Как вы думаете, какое определение, на ваш взгляд, более верное? - Запишите определение в тетрадь. - Какие же бывают финансовые риски? - Познакомьтесь со схемой «Виды финансовых рисков (Приложение 4). О каких из них вы уже знаете или слышали? - На полях в учебнике вам предлагаются некоторые виды финансовых рисков. Назовите их. - Посмотрим этот ролик. Определите, к какому виду финансового риска относится данная ситуация? (Приложение 5) - Как вы поняли, что такое инфляция? - Давайте выясним, почему инфляция – это финансовый риск. Послушайте историю Федора, который работает охранником в магазине. - Какую ошибку допустил Федор? Что бы вы посоветовали ему? - Посмотрите на эти рисунки (Приложение 6). Как вы думаете, о каком виде финансовых рисков идет речь? - А что такое девальвация? - Девальвация – это официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Например, в январе 2014 г. доллар стоил 32,63 р., а в феврале – 36,63 р. Стоимость евро выросла за этот же период с 45, 05 р. до 50,76 р. На 24.11.2016 г. доллар стоит 64,01 р., евро – 68,05 р. Как вы думаете, почему девальвацию можно отнести к финансовым рискам? Ответить на этот вопрос нам поможет следующая ситуация – «Семья в туристическом агентстве» (имитационно-ролевая игра). - Что бы вы посоветовали сделать этой семье в данной ситуации? Попробуйте разработать некий алгоритм действий для данной ситуации. - «Компания объявила себя банкротом. Гражданин такой-то обанкротился. Предприятие находится на грани банкротства». Эти фразы в современном обществе можно слышать часто. Они уже настолько органично вписываются в повседневную жизнь, что практически не привлекают внимания. Однако, несмотря на то, что слышали о банкротстве многие, правильно объяснить что это, может далеко не каждый. - Обратите внимание на рисунки (Приложение 7). Как вы понимаете, что такое банкротство? - Банкротство - это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств. Найдите в учебнике причины банкротства финансовых организаций и выпишите их в таблицу, сгруппировав по видам. - Итак, какие причины банкротства вы можете назвать? - Сверим ваши ответы с ответами на слайде. |
Обучающиеся сравнивают разные определения одного понятия, делают вывод, что финансовые риски –это не только потеря денег, записывают определение в тетрадь.
Работают со схемой Читают текст учебника, называют виды рисков. Определяют, что это инфляционный риск. Определяют, что это девальвационный риск. Рассматривают рисунки, предлагают свои ответы. Записывают определение в тетрадь. Читают текст, группируют причины (внешние и внутренние), выписывают их в тетрадь. |
Обучающиеся высказывают свое мнение Предлагают свои мнения (или истории о своих знакомых) Предлагают свои ответы. Предлагают свои ответы (н-р, девальвационные риски) Ученик (в роли Федора) рассказывает свою историю. Предлагают свои мнения (н-р, положить деньги в тот банк, где процент выше уровня инфляции). Выдвигают свои предположения. Заранее подготовленные обучающиеся инсценируют ситуацию с выбором места отдыха. Предлагают свои ответы (н-р, 1 шаг- определить место отдыха (зона евро или зона доллара), 2 шаг – выяснить, в какой валюте выгоднее копить, 3 шаг – открыть валютный счет в банке и пополнять его, и т.п.) |
Планирование деятельности Планирование деятельности Контроль в форме сличения с заданным эталоном Коррекция ошибок |
||||
4 этап - Первичное закрепление |
|||||||
- Предлагаю вам объединиться в группы по 4-5 человек, объединить свои бонусы и решить одну задачу. Но для этого вы должны ее купить за общие бонусы. Перед вами 2 шкатулки. Одна – новая, красивая, но задача, лежащая в ней, стоит дорого – стартовая цена 10 бонусов. Если задача будет решена неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если же правильно, то вы получите еще 10 бонусов. Вторая шкатулка – старая, не такая красивая, но задача решается легко, и стоит всего 5 бонусов. Если задача будет решена неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если же правильно, то вы получите еще 5 бонусов. Я даю вам немного времени, чтобы обсудить, какую шкатулку вы выбираете, и выбранный вами финансист огласит ваше решение, заплатит за задачу и можете приступать к работе (Приложение 8). - Уважаемые финансисты, огласите ваши ответы. А теперь внимание на слайд, сверьте свое решение и ответ с образцом (учитель раздает бонусы тем группам, которые правильно решили задачу). - Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали) при решении задачи? Почему? Как они были преодолены? |
Делятся на группы, выбирают «финансиста» группы, покупают задачу, выполняют задание. «Финансист» группы объявляет ответ, сравнивают с образцом. Отвечают на вопросы. |
Прогнозирование Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |
|||||
5 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|||||||
- Посмотрите на экран (Приложение 9). Как вы думаете, какова будет тема нашего следующего урока? Чем мы будем заниматься на следующем уроке? А теперь задание на следующий урок. Вы сегодня делились на группы, поэтому каждая из данных групп получает задание. Ваша задача: выбрать руководителя работы, который распределит ваши обязанности по выполнению задания (раздает карточки с заданием: 1 группа – «Подготовить статьи из словарей с определениями понятий «финансовое жульничество, финансовое мошенничество, финансовая пирамида». 2 группа – «Подготовить сообщения о видах финансового мошенничества». 3 группа – «Подготовить презентацию о деятельности финансовых пирамид в России и мире». |
Предполагают, что тема урока будет связана с финансовыми пирамидами. Группы выбирают руководителя, получают карточки с заданием. |
Прогнозируют и планируют свою деятельность |
|||||
6 этап - Рефлексия (подведение итогов занятия). |
|||||||
- Оправдались ли ваши ожидания от урока? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? У вас на столах карточки. Поставьте в выбранной вами колонке «галочку» (Приложение 10). - У меня на столе стоит два «денежных» дерева, но без листьев. Предлагаю вам украсить их. Если вы уходите с урока в хорошем настроении, взявшими себе что-то на заметку, то повесьте на дерево доллар. Если вы хотели бы в рамках дальнейших занятий еще более расширить свои умения и представления по данной теме – повесьте на дерево рубль. - Спасибо за урок! (Приложение 11) |
Отвечают на вопросы Заполняют карточку. |
Лихина Елена Викторовна
Черенкова Елена Анатольевна