Технологическая карта урока «Какие бывают финансовые риски» (Обществознание, 8 класс)

13
2
Материал опубликован 13 June 2017 в группе

Технологическая карта урока

Автор: Залевская Н.И.

Тема: Какие бывают финансовые риски

Цель: мотивировать обучающихся на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Научатся: определять финансовые риски, разделять их на виды; понимать причины финансовых рисков.

Получат возможность научиться: соотносить свои финансовые риски и выгоды; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Анализировать финансовую информацию из разных источников, делать выводы.

Личностные

- сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;

готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Регулятивные

- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки

   

Познавательные

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами

Коммуникативные

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, - понимать и продвигать предлагаемые идеи

Основные понятия: Финансовые риски. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний. Представление о способах сокращения финансовых потерь.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ТСО, раздаточный материал

Математика, обществознание

Парная, групповая

Учебник, мультфильмы https://www.youtube.com/watch?v=jjiXl4DL434

https://www.youtube.com/watch?v=Tw0s_etpBYQ

карточки,

статья: Крыжановский О. А., Попова Л. К. Анализ современных подходов к пониманию терминов «риск» и «финансовый риск» // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 467-471.

Этапы урока.

Технологии проведения

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности обучающихся, актуализация знаний.

3) Первичное усвоение новых знаний.

4) Первичное закрепление.

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Технология развивающего обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1 этап урока - организационный

Создаёт условия для возникнове­ния у учеников внутренней по­требности включения в учебную деятельность.

   

Настраиваются на учебную деятельность, организация рабочего места.

 

2 этап урока - мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащи­мися.

Предлагает провести игру «Кладовая мыслей» (раздает карточки со словами). Задание: составить из слов высказывания (Приложение 1). Учтите, что ваши ответы в течение урока будут приносить вам определенные бонусы, которые понадобятся в конце нашего занятия.

- Прочитайте то, что у вас получилось. В чем заключается смысл данных высказываний? Что их объединяет?

- Верно. Сегодня насчитывается более 220 видов рисков и более 40 различных критериев рисков. Провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно, т.к. многие риски взаимосвязаны между собой. Если рассматривать классификацию рисков по сфере деятельности, то обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.

Но о каких видах риска мы будем говорить на занятии, вы узнаете из этого ролика (Приложение 2).

- Действительно, речь пойдет не только о том, что такое финансовые риски, но и о том, какими они бывают. Запишите в тетрадях число и тему урока «Какие бывают финансовые риски».

- Как вы думаете, какие цели мы с вами запланируем на урок? На слайдах у вас есть подсказки - начало формулировки цели.

Просматрива­ют видеоролик (мультфильм)

Участвуют в игре (парная работа)

Обучающиеся выдвигают версию, что все высказывания связаны с понятием «риск»

Обучающиеся выдвигают версию, что речь идет о финансовых рисках.

Записывают тему урока в тетрадь.

Определяют цели урока (научимся определять финансовые риски, разделять финансовые риски по видам, понимать причины финансовых рис-ков, делать выводы о последствиях финансовых рисков)

 

3 этап - Первичное усвоение новых знаний

- Как вы понимаете, что такое финансовый риск?

- У вас на столах карточки с текстом (Приложение 3). Это словарная статья с определением понятия «финансовый риск». Сравните это определение с тем, что дано у вас в учебнике на стр. 200. Как вы думаете, какое определение, на ваш взгляд, более верное?

- Запишите определение в тетрадь.

- Какие же бывают финансовые риски?

- Познакомьтесь со схемой «Виды финансовых рисков (Приложение 4). О каких из них вы уже знаете или слышали?

- На полях в учебнике вам предлагаются некоторые виды финансовых рисков. Назовите их.

- Посмотрим этот ролик. Определите, к какому виду финансового риска относится данная ситуация? (Приложение 5)

- Как вы поняли, что такое инфляция?

- Давайте выясним, почему инфляция – это финансовый риск. Послушайте историю Федора, который работает охранником в магазине.

- Какую ошибку допустил Федор? Что бы вы посоветовали ему?

- Посмотрите на эти рисунки (Приложение 6). Как вы думаете, о каком виде финансовых рисков идет речь?

- А что такое девальвация?

- Девальвация – это официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Например, в январе 2014 г. доллар стоил 32,63 р., а в феврале – 36,63 р. Стоимость евро выросла за этот же период с 45, 05 р. до 50,76 р. На 24.11.2016 г. доллар стоит 64,01 р., евро – 68,05 р. Как вы думаете, почему девальвацию можно отнести к финансовым рискам? Ответить на этот вопрос нам поможет следующая ситуация – «Семья в туристическом агентстве» (имитационно-ролевая игра).

- Что бы вы посоветовали сделать этой семье в данной ситуации? Попробуйте разработать некий алгоритм действий для данной ситуации.

- «Компания объявила себя банкротом. Гражданин такой-то обанкротился. Предприятие находится на грани банкротства». Эти фразы в современном обществе можно слышать часто. Они уже настолько органично вписываются в повседневную жизнь, что практически не привлекают внимания. Однако, несмотря на то, что слышали о банкротстве многие, правильно объяснить что это, может далеко не каждый.

- Обратите внимание на рисунки (Приложение 7).

Как вы понимаете, что такое банкротство?

- Банкротство - это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств. Найдите в учебнике причины банкротства финансовых организаций и выпишите их в таблицу, сгруппировав по видам.

- Итак, какие причины банкротства вы можете назвать?

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде.

Обучающиеся сравнивают разные определения одного понятия, делают вывод, что финансовые риски –это не только потеря денег, записывают определение в тетрадь.

 

Работают со схемой

Читают текст учебника, называют виды рисков.

Определяют, что это инфляционный риск.

Определяют, что это девальвационный риск.

Рассматривают рисунки, предлагают свои ответы.

Записывают определение в тетрадь.

Читают текст, группируют причины (внешние и внутренние), выписывают их в тетрадь.

Обучающиеся высказывают свое мнение

Предлагают свои мнения (или истории о своих знакомых)

Предлагают свои ответы.

Предлагают свои ответы (н-р, девальвационные риски)

Ученик (в роли Федора) рассказывает свою историю.

Предлагают свои мнения (н-р, положить деньги в тот банк, где процент выше уровня инфляции).

Выдвигают свои предположения.

Заранее подготовленные обучающиеся инсценируют ситуацию с выбором места отдыха.

Предлагают свои ответы (н-р, 1 шаг- определить место отдыха (зона евро или зона доллара), 2 шаг – выяснить, в какой валюте выгоднее копить, 3 шаг – открыть валютный счет в банке и пополнять его, и т.п.)

Планирование деятельности

Планирование деятельности

Контроль в форме сличения с заданным эталоном

Коррекция ошибок

 

4 этап - Первичное закрепление

- Предлагаю вам объединиться в группы по 4-5 человек, объединить свои бонусы и решить одну задачу. Но для этого вы должны ее купить за общие бонусы. Перед вами 2 шкатулки. Одна – новая, красивая, но задача, лежащая в ней, стоит дорого – стартовая цена 10 бонусов. Если задача будет решена неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если же правильно, то вы получите еще 10 бонусов. Вторая шкатулка – старая, не такая красивая, но задача решается легко, и стоит всего 5 бонусов. Если задача будет решена неправильно, вы потеряете эти бонусы. Если же правильно, то вы получите еще 5 бонусов. Я даю вам немного времени, чтобы обсудить, какую шкатулку вы выбираете, и выбранный вами финансист огласит ваше решение, заплатит за задачу и можете приступать к работе (Приложение 8).

- Уважаемые финансисты, огласите ваши ответы. А теперь внимание на слайд, сверьте свое решение и ответ с образцом (учитель раздает бонусы тем группам, которые правильно решили задачу).

- Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали) при решении задачи?  Почему? Как они были преодолены?

 

Делятся на группы, выбирают «финансиста» группы, покупают задачу, выполняют задание.

«Финансист» группы объявляет ответ, сравнивают с образцом.

Отвечают на вопросы.

Прогнозирование

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

 

5 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Посмотрите на экран (Приложение 9). Как вы думаете, какова будет тема нашего следующего урока? Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

А теперь задание на следующий урок. Вы сегодня делились на группы, поэтому каждая из данных групп получает задание. Ваша задача: выбрать руководителя работы, который распределит ваши обязанности по выполнению задания (раздает карточки с заданием:

1 группа – «Подготовить статьи из словарей с определениями понятий «финансовое жульничество, финансовое мошенничество, финансовая пирамида».

2 группа – «Подготовить сообщения о видах финансового мошенничества».

3 группа – «Подготовить презентацию о деятельности финансовых пирамид в России и мире».

 

Предполагают, что тема урока будет связана с финансовыми пирамидами.

Группы выбирают руководителя, получают карточки с заданием.

Прогнозируют и планируют свою деятельность

 

6 этап - Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Оправдались ли ваши ожидания от урока? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? У вас на столах карточки. Поставьте в выбранной вами колонке «галочку» (Приложение 10).

- У меня на столе стоит два «денежных» дерева, но без листьев. Предлагаю вам украсить их. Если вы уходите с урока в хорошем настроении, взявшими себе что-то на заметку, то повесьте на дерево доллар. Если вы хотели бы в рамках дальнейших занятий еще более расширить свои умения и представления по данной теме – повесьте на дерево рубль.

- Спасибо за урок! (Приложение 11)

 

Отвечают на вопросы

Заполняют карточку.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, беру в копилку!

14 June 2017

Хороший урок!

18 August 2017