Упражнения для формирования навыков пространственного ориентирования для детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыков пространственного ориентирования является необходимым условием для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть на листе бумаги расположение знаков – специфические требования, которые предъявляются первокласснику в процессе учебной деятельности. Без таких умений как, ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных отношений, расстояний и направлений детям невозможно усвоить программу детского сада. Недостаточный уровень развития этих умений проявляется на уроках чтения, письма, математики, физкультуры, труда и рисования.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий.
К одним из более эффективных приемов относится «Зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по образцу или по памяти. Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и как их следует разместить, но не показывает. К примеру, нарисовать круг, в центре листа бумаги, вокруг нарисовать шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками нарисовать маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу - квадраты, соединив их прямой линией между собой.
Пример пустого поля для выполнения заданий.
На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур или нанося рисунок на заламинированный лист-шаблон, а после рассказать, сколько и каких фигуры они изображали.
Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию маршрута по указанному направлению («Проложи маршрут»).
Играют в "Проложи маршрут" парами (педагог-ребенок, ребенок-ребенок). У игроков одинаковые карточки, а между ними ширма. Педагог или ребенок прокладывает маршрут, выкладывая его фишками, либо отмечая клеточки от окошек с цифровым обозначением. Далее дает словесную инструкцию движения, например: "Движение начинается от цифры 3. Далее движемся на одну клеточку вперед, затем одна клетка вправо (влево). Еще одна клетка вперед (вправо, влево) и т.д. ... Конечный пункт - это ... (название фигуры, цветовое обозначение). В итоге сверяем совпала ли конечная точка маршрута, корректируем ошибки.
Таким образом, в процессе игры один (если это ребенок) совершенствует умение давать словесную инструкцию уверенно и точно, закрепляет навык ориентирования в пространстве и закрепляет названия фигуры (цвета, названия овощей, фруктов, игрушек, насекомых и т.д. в зависимости от того к каким картинкам проложен маршрут).
К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения, связанные с рисованием и конструированием:
Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. (https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-navykov-prostranstvenogo-orientirovanija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html)
Определи положение на полках (в формате презентации)
PPTX / 209.79 Кб
Повтори графический орнамент (в формате презентации)
PPTX / 107.95 Кб
Повтори графический рисунок (в формате презентации)
PPTX / 338.75 Кб
Д/игра Проложи маршрут (в формате презентации)
PPTX / 80.44 Кб
Упр-ния для форм-ния навыков пространств. ориентирования
RAR / 1.79 Мб
Данный набор карточек-упражнений будет полезен воспитателям и дефектологам для формирования навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, а также учителям начального звена в качестве инструмента для диагностики сформированности данного навыка. Карточки могут быть распечатаны на листе формата А5 в черно-белом и цветном варианте, либо в цветном варианте и заламинированы для возможности многократного использования.
Карточки-тренажеры можно использовать в ходе занятий НОД как практическую часть, а также для индивидуальной работы и работы по парам. Время регламентируется педагогом самостоятельно, в зависимости от того, какую цель преследует (в среднем от 3 до 7 минут на работу с одной карточкой).
Порошина Ольга Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Янова Татьяна Викторовна
Татьяна Конкина
Янакова Ольга Александровна
Татьяна Конкина
Афанасьева Светлана Николаевна
Артеменко Елена Николаевна
Мастина Ольга Валерьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Акманова Наиля Ахмадулловна
Порошина Ольга Анатольевна
Лещёва Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна