12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янакова Ольга Александровна8161
Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)
Россия, Челябинская обл., Сатка

     Формирование навыков пространственного ориентирования является необходимым условием для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть на листе бумаги расположение знаков – специфические требования, которые предъявляются первокласснику в процессе учебной деятельности. Без таких умений как, ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных отношений, расстояний и направлений детям невозможно усвоить программу детского сада. Недостаточный уровень развития этих умений проявляется на уроках чтения, письма, математики, физкультуры, труда и рисования.

      Таким образом, в старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий.

 

 

      К одним из более эффективных приемов относится «Зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по образцу или по памяти. Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и как их следует разместить, но не показывает. К примеру, нарисовать круг, в центре листа бумаги, вокруг нарисовать шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками нарисовать маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу - квадраты, соединив их прямой линией между собой.

Пример пустого поля для выполнения заданий.

 

      На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур или нанося рисунок на заламинированный лист-шаблон, а после рассказать, сколько и каких фигуры они изображали.

      Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию маршрута по указанному направлению («Проложи маршрут»).

     Играют в "Проложи маршрут" парами (педагог-ребенок, ребенок-ребенок). У игроков одинаковые карточки, а между ними ширма. Педагог или ребенок прокладывает маршрут, выкладывая его фишками, либо отмечая клеточки от окошек с цифровым обозначением. Далее дает словесную инструкцию движения, например: "Движение начинается от цифры 3. Далее движемся на одну клеточку вперед, затем одна клетка вправо (влево). Еще одна клетка вперед (вправо, влево) и т.д. ... Конечный пункт - это ... (название фигуры, цветовое обозначение). В итоге сверяем совпала ли конечная точка маршрута, корректируем ошибки.  

 

      Таким образом, в процессе игры один (если это ребенок) совершенствует умение давать словесную инструкцию уверенно и точно, закрепляет навык ориентирования в пространстве и закрепляет названия фигуры (цвета, названия овощей, фруктов, игрушек, насекомых и т.д. в зависимости от того к каким картинкам проложен маршрут).  

      К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения, связанные с рисованием и конструированием:

      Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных  отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. (https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-navykov-prostranstvenogo-orientirovanija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html)


Определи положение на полках (в формате презентации)
PPTX / 209.79 Кб

Повтори графический орнамент (в формате презентации)
PPTX / 107.95 Кб

Повтори графический рисунок (в формате презентации)
PPTX / 338.75 Кб

Д/игра Проложи маршрут (в формате презентации)
PPTX / 80.44 Кб

Упр-ния для форм-ния навыков пространств. ориентирования
RAR / 1.79 Мб

 

       Данный набор карточек-упражнений будет полезен воспитателям и дефектологам для формирования навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, а также учителям начального звена в качестве инструмента для диагностики сформированности данного навыка. Карточки могут быть распечатаны на листе формата А5 в черно-белом и цветном варианте, либо в цветном варианте и заламинированы для возможности многократного использования.

       Карточки-тренажеры можно использовать в ходе занятий НОД как практическую часть, а также для индивидуальной работы и работы по парам. Время регламентируется педагогом самостоятельно, в зависимости от того, какую цель преследует (в среднем от 3 до 7 минут на работу с одной карточкой).

Опубликовано


Комментарии (15)

сменить сортировку
Порошина Ольга Анатольевна, 06.06.19 в 20:26 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал!!! Добавила в копилку!!!
Перминова Елена Федоровна, 07.06.19 в 07:12 4Ответить Пожаловаться
Отличная работа, в копилку!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 07.06.19 в 07:17 4Ответить Пожаловаться
Очень полезный и нужный материал! Молодец!
Янова Татьяна Викторовна, 07.06.19 в 12:31 3Ответить Пожаловаться
Интересные карточки-тренажеры для развития у детей ориентировки на листе бумаги! Замечательный материал! Спасибо!
Татьяна Конкина, 11.06.19 в 18:38 3Ответить Пожаловаться
Я не очень поняла упражнение проложи маршрут. Растолкуйте мне пожалуйста!
Янакова Ольга Александровна, 12.06.19 в 10:47 2Ответить Пожаловаться
Татьяна, добавила описание.
Татьяна Конкина, 13.06.19 в 11:23 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, все понятно!))
Афанасьева Светлана Николаевна, 24.06.19 в 13:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень полезно! Спасибо1
Артеменко Елена Николаевна, 29.07.19 в 10:42 0Ответить Пожаловаться
Ольга Александровна, поздравляю с победой в конкурсе!!!!

Мастина Ольга Валерьевна, 29.07.19 в 11:07 1Ответить Пожаловаться
С победой, Ольга Александровна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.