12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Янакова Ольга Александровна8161 Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.
(Джузеппе Мадзини) Россия, Челябинская обл., Сатка |
Упражнения для формирования навыков пространственного ориентирования для детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыков пространственного ориентирования является необходимым условием для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть на листе бумаги расположение знаков – специфические требования, которые предъявляются первокласснику в процессе учебной деятельности. Без таких умений как, ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных отношений, расстояний и направлений детям невозможно усвоить программу детского сада. Недостаточный уровень развития этих умений проявляется на уроках чтения, письма, математики, физкультуры, труда и рисования.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий.
К одним из более эффективных приемов относится «Зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по образцу или по памяти. Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и как их следует разместить, но не показывает. К примеру, нарисовать круг, в центре листа бумаги, вокруг нарисовать шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками нарисовать маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу - квадраты, соединив их прямой линией между собой.
Пример пустого поля для выполнения заданий.
На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур или нанося рисунок на заламинированный лист-шаблон, а после рассказать, сколько и каких фигуры они изображали.
Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию маршрута по указанному направлению («Проложи маршрут»).
Играют в "Проложи маршрут" парами (педагог-ребенок, ребенок-ребенок). У игроков одинаковые карточки, а между ними ширма. Педагог или ребенок прокладывает маршрут, выкладывая его фишками, либо отмечая клеточки от окошек с цифровым обозначением. Далее дает словесную инструкцию движения, например: "Движение начинается от цифры 3. Далее движемся на одну клеточку вперед, затем одна клетка вправо (влево). Еще одна клетка вперед (вправо, влево) и т.д. ... Конечный пункт - это ... (название фигуры, цветовое обозначение). В итоге сверяем совпала ли конечная точка маршрута, корректируем ошибки.
Таким образом, в процессе игры один (если это ребенок) совершенствует умение давать словесную инструкцию уверенно и точно, закрепляет навык ориентирования в пространстве и закрепляет названия фигуры (цвета, названия овощей, фруктов, игрушек, насекомых и т.д. в зависимости от того к каким картинкам проложен маршрут).
К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения, связанные с рисованием и конструированием:
Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. (
Определи положение на полках (в формате презентации)
PPTX / 209.79 Кб
Повтори графический орнамент (в формате презентации)
PPTX / 107.95 Кб
Повтори графический рисунок (в формате презентации)
PPTX / 338.75 Кб
Д/игра Проложи маршрут (в формате презентации)
PPTX / 80.44 Кб
Упр-ния для форм-ния навыков пространств. ориентирования
RAR / 1.79 Мб
Данный набор карточек-упражнений будет полезен воспитателям и дефектологам для формирования навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, а также учителям начального звена в качестве инструмента для диагностики сформированности данного навыка. Карточки могут быть распечатаны на листе формата А5 в черно-белом и цветном варианте, либо в цветном варианте и заламинированы для возможности многократного использования.
Карточки-тренажеры можно использовать в ходе занятий НОД как практическую часть, а также для индивидуальной работы и работы по парам. Время регламентируется педагогом самостоятельно, в зависимости от того, какую цель преследует (в среднем от 3 до 7 минут на работу с одной карточкой).
Комментарии (15)
сменить сортировку








