Тренинг на сплочение коллектива
Тренинг на сплочение коллектива
Цель: создание комфортного микроклимата в классе.
Задачи:
1. Создание в классе атмосферы сплоченности и доверия.
2. Формирование толерантного отношения друг к другу.
Целевая группа: учащиеся подросткового возраста.
Ход занятия
Приветствие участникам тренинга.
Сообщение о целях планируемой работы.
Выработка правил работы в группе.
1.Упражнение «Броуновское движение»
Участники произвольно двигаются по классу, по команде ведущего: «Подвое», - собираются в пары. Ведущий называет разные числа, самое главное, чтобы в конце, чтобы группа собралась и взялась за руки вся.
2.Упражнение «Путаница»
Описание упражнения: Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8, при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.
Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними.
3. Упражнение. «Встать по названному числу»
Ведущий называет любые числа, участники должны встать соответственно названному числу, не договариваясь друг с другом. После выполнения упражнения ведущий спрашивает каждого участника, чем он руководствовался.
Упражнение способствует развитию невербального общения и умению быстро считать.
Упражнение «Имена»
Каждый участник по кругу называет свое имя и коротко рассказывает, почему его так назвали. Можно добавить такие варианты:
- что это имя обозначает в переводе;
- нравится оно участнику или нет;
- в честь кого его так назвали.
Подводится итог: легко ли было говорить о себе? Какие чувства испытывали в процессе выполнения? Что нового узнали от других?
Упражнение «Хлопки по коленям»
Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа – «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева – «три», а «четыре» – опять тот, кто начинал счет. По такому же принципу счет продолжается, пока в нем не примет участие каждый.
После 1–2 пробных кругов вводятся дополнительные условия, например такое: запрещается называть числа, заканчивающиеся на 6 или кратные 6 (6, 12, 16, 18 и т. д.
Психологический смысл упражнения. Упражнение служит хорошей разминкой, а также развивает внимательность и навыки группового взаимодействия.
Упражнение « Кто родился в мае?»
Ведущий называет личностное качество или ситуацию и просит участников, к которым справедливо высказывание, выполнить определенные действия:
- у кого голубые глаза трижды подмигните;
- тот, кто сегодня съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
- кто любит собак, должен трижды пролаять;
- любящие кошек скажут «Мяу!»;
- у кого есть сестра пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;
- кто пьет кофе с сахаром и с молоком, пусть заглянет под свой стул;
- у кого есть курящие знакомые пусть крикнет «Я это оспариваю!»;
- тот, кто умеет играть на каком- нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет как это делается;
- те, кому понравилась игра, должны постучать кулаком по груди и
прокричать «Я – Супергерой!».
Упражнение. «Пересаживание по признаку»
Ребята сидят в круге, убирается один стул. Один участник стоит в круге и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто любит…(или у кого? И т.д.) Пока участники меняются местами, водящий должен занять свободный стул. Оставшийся без стула начинает снова.
Упражнение способствует развитию координации движений, ловкости, коммуникабельности.
Упражнение «Паровоз»
Группа делится на 2 подгруппы. 1-ая - поезд, 2-ая – деревья. Выбирается 1 участник – паровоз, остальные – вагоны. У «паровоза» глаза открыты, у «вагонов», прицепленных к нему – закрыты. «Паровоз» ведет «вагоны» через «лес». Если «вагонам» грозит опасность (могут зацепить «деревья»), «деревья» предупреждают звуком «Ш-ш-ш!».
В завершении проводится обсуждение. Как чувствовали себя в роли «паровоза», «деревьев», «вагонов»? В какой роли было уютнее, комфортнее? Как выбирали «паровоз»? Легко ли было доверять «паровозу» и «деревьям»? Чувствовали ли поддержку? И т. д.
Упражнение «Эники-беники»
На середину комнаты выходит доброволец, остальные участники находят себе по партнеру и образуют два круга: внешний и внутренний. Ведущий игры задумывает число и мысленно считает, а внешний и внутренний круг движутся в противоположных направлениях. Когда ведущий доходит доопределенного числа, громко кричит: «Эники – беники!», и все игроки находят заранее выбранных партнеров. Пары кладут руки друг другу на плечи и садятся на корточки. Игроки, усевшиеся на корточки последними, идут в центр круга и ведущих становится трое. Игра продолжается, пока не останется последняя пара.
Обсуждение: Как чувствуют себя победители? Хотелось ли выиграть остальным? Легко или трудно было находить своего партнера? Что чувствовали, когда присоединялись к ведущим? И т. д.
Рефлексия.
Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
Что нового вы узнали о себе?
Какие выводы вы сделали для себя?
Литература
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. - 144 с.
Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.,«Ювента», 2014. - 256 с.