Щарыпова Елена Владимировна,

педагог-психолог МАОУ Мариинская СОШ №3 города Томска


Тренинг по коррекции агрессивного поведения детей 10 – 12 лет


Разработанная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, которые проводят коррекционные занятия и тренинги с агрессивными детьми.


При работе с агрессивным поведением необходимо помнить о том, что оно складывается из трех компонентов:

познавательного

эмоционального

волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.


Цель тренинга: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся через коррекцию агрессивных тенденций в поведении, для обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

Актуализировать у детей внешний образ агрессивности человека, предоставить возможность сравнить себя с данным образом.

Стимулировать вербализацию отношения учащихся к ситуации агрессивного воздействия.

Обучить детей способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.

Проанализировать изменение отношения учащихся на ситуацию агрессивного воздействия.

Обучить навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом.

Оптимизировать общение ребенка со сверстниками через выработку механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи.

Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности учащихся, снять эмоциональное напряжение во взаимодействии между собой.

Организационные принципы и условия проведения тренинга

Организация деятельности психолога в рамках тренинга коррекции агрессивного поведения детей должна строиться с учетом следующих принципов:

гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

конфиденциальности - информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным;

компетентности - психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Требования к проведению коррекционно-развивающей программы

Программа тренинга предназначена для работы с детьми 10 – 12 лет, минимальная численность группы – 10 человек, максимальная – 12 - 15 человек.

Продолжительность тренинга – 120 минут.

Место в учебно-образовательном процессе: групповое занятия в рамках коррекционно-развивающего направления работы педагога-психолога.

Требования к оборудованию:

Тренинг проводится в помещении, оснащенном креслами или стульями по количеству участников, расположенными по кругу. Необходимо место для проведения игры на разрядку эмоционального напряжения.

Оборудование к тренингу:

Контур палитры из картона – 2 штуки.

Гуашь, кисти.

Таблички «Согласен», «Не согласен».

Бумага.

Ручки.

Карточки с ситуациями агрессивного воздействия.

Релаксационная музыка.


Ход тренинга


Приветствие

Вводная лекция

Участникам тренинга сообщается о той работе, в которой они будут участвовать.

Ведущий: Я рада видеть вас всех вместе. Внутренне улыбнитесь себе и всем присутствующим. Молодцы! Я рада видеть ваши глаза и улыбки!

На подобных занятиях мы учимся вести себя среди людей, общаться с детьми в группе и в классе, общаться на равных, без унижения и обид, выходить из трудных ситуаций. Для того, чтобы наша работа была безопасной и продуктивной, мы обсудим с вами правила работы.

Установление правил работы группы

Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы.

каждый может говорить что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них; получать или уточнять любую информацию;

то, что происходит или говориться в группе, должно остаться в этих стенах и не распространяться на взаимоотношения вне пределов группы, происходящее в группе не обсуждается с посторонними;

избегать оценочных суждений, исключить из лексикона оскорбления или слова, которые могут унизить.


Упражнение «Палитра настроения»

Цель: помощь учащимся в осознании собственных чувств.

Ведущий: Мне важно знать ваше настроение, в какой цвет вы его окрасите. Нарисуйте на палитре свое настроение, выбрав необходимый цвет. Какое настроение у группы?

Знакомство

Детям предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представиться по имени и сопроводить это определенным движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника.


Упражнение «Поздороваемся …»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».

Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.


Игра «Комплименты»

Цель: активизация деятельности, формирование позитивного эмоционального состояния учащихся.

Детям объясняется значение комплимента. Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом.


Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» (см. Приложение 1)

Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка.

Определение по шкале насколько ребенок в начале работы тренинговой группы спокоен или зол. Работа с карточками.


Психологический настрой на уверенность в себе

Цель: создание в группе климата психологической безопасности.

Ведущий: Чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя. Сядьте удобно. Кто желает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем. Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на активную и творческую работу. У вас все будет получаться! Ваша голова сильная, умная. Вы полны бодрости, сил, знергии и уверенности в себе! Почувствуйте прилив жизненных сил. Вы талантливы! И у вас все получится! Хорошо… Тихонько открываем глаза.


Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

Процедура проведения: Участникам предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

«Поменяйтесь местами те, кто ... ». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

любит болтать по телефону;

кто любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино.

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кто первый раз участвует в тренинге;

любит ли читать фэнтези;

любит ли смотреть телесериалы;

любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).


Упражнение «Ассоциации»

Цель: создание возможности каждому участнику тренинга выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения.

Ведущий: Продолжаем работу. Сейчас мы с вами поговорим об агрессии. Подберите слова, на что похожа «агрессия» (злость, кулак, слезы, драка, кровь, ссора и т.д.). Подберите слова, на что похожа «улыбка» (солнце, подарок, друг, праздник, тепло и т.д.). Вы обратили внимание, какая атмосфера создалась в группе при слове «агрессия»? (тягостная, тяжёлая, напряженная, враждебная, неласковая). А какая атмосфера появилась при слове «улыбка»? (теплая, радостная, добрая, красивая).

Сегодня мы поговорим, что нам делать со своей агрессией? Что нам делать с чужой агрессией? Сначала проведем дискуссию.


Дискуссия «Согласен – не согласен»

Цель: создание возможности каждому воспитаннику выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения; закрепление умения высказываться и отстаивать свою точку зрения.

Ведущий: Я говорю утверждение, а вам необходимо сделать выбор – согласны вы или нет с данным высказыванием. У нас получится две команды «согласен» и «не согласен». Итак, утверждение: «Агрессивному человеку живется легко!».

В течение 5 минут необходимо подготовить доказательства того, что агрессивному человеку живется легко – одна команда, трудно – другая команда. Затем один человек от каждой команды зачитывает доказательства, выработанные командой. Участники другой команды могут задавать вопросы. После обсуждения предложить участникам, хотят ли они перейти в другую команду. Если такие есть, то уточнить, почему они изменили свое мнение?

Подведение итогов упражнения: мы узнали противоположные точки зрения отношения к агрессивности человека. Нашли положительное и отрицательное. Каждый для себя решит, каким ему быть легче.


Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»

Упражнение проводится в два этапа.

1 этап. Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку – ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение. После этого все продолжают бродить и «ворчать». По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.

2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по классу, до следующей встречи.

Обсуждение.

Участникам игры задаются вопросы:

что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры

в каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций

наблюдал ли кто-нибудь из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы

как участники поступают в реальной ситуации, если кто-нибудь из близких постоянно ворчит на них.

Скороговорки для игры:

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ

НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ - ДРОВА

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДЛЯ СВОИХ БОБРЯТ

ПАЛКУ ТОЛКАЛ ЛАПКОЙ ПОЛКАН

СЕНЯ ВЁЗ ВОЗ СЕНА

У МАЛЕНЬКОЙ САНИ САНКИ ЕДУТ САМИ

ПЕТЯ ПИЛИЛ ПИЛОЙ ПЕНЬ

ХОРОШ ПИРОЖОК, ВНУТРИ ТВОРОЖОК

НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН

ОКОЛА КОЛА БЬЮТ В КОЛОКОЛА

КУПИ КИПУ ПИК

СЫВОРОТКА ИЗ-ПОД ПРОСТОКВАШИ

МАКАР ДА КОШКА, КОМАР ДА МОШКА

НЕ ЛЮБИЛИ МИЛА МЫЛО, МАМА МИЛУ МЫЛОМ МЫЛА

ПРОХОР И ПАХОМ ЕХАЛИ ВЕРХОМ

ОРЕЛ НА ГОРЕ, ПЕРО НА ОРЛЕ

ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ

РЫБАК РЫБАКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА


Игра «Изобрази агрессию»

Цель: помощь участникам тренинга в умении научиться снимать мышечное и эмоциональное напряжение; создание возможности увидеть внешний образ агрессивности человека.

Ведущий: Для того чтобы вы могли увидеть образ агрессивности человека, давайте попробуем изобразить агрессию разными способами. Мы будем свободно ходить по классу, я называю средство, вы показываете.

Ведущий предлагает участникам изобразить «агрессию» ногой, рукой без кулака, плечом, глазами, ртом, звуками «мяу», «чик-чирик», словами «здравствуйте», «что получила на контрольной» и т.д.

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали?

Понравился ли вам внешний образ агрессивного человека?


Арт-терапевтическое упражнение «Кляксы»

Цель: обучение приёмам снятия агрессии через цвет.

Участникам занятия предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какой им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса». Агрессивные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается. К агрессивному ребенку во время такое работы полезно посадить спокойного, ведь последний наверняка будет брать для рисунков светлые, спокойные краски и тона, и видеть приятные вещи. Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы», агрессивный ребенок значительно успокаивается.


Игра-энергизатор «Поросячьи бега»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид Олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником.

Итак, участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали на поросячьи бега, новый вид олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в хрюкании. Затем сообщается, что игра на время. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Нужно постараться добиться рекорда. (Группа в 10-12 человек способна справиться за 2 секунды. Выглядит это как единый длительный «хрюк» - волна.)

Рефлексия.

Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.


Арт-терапевтическое упражнение «Фигура обидчика»

Цель: обучение приёмам снятия агрессии приемлемыми способами.

Из пластилина или глины предложить детям слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины или пластилина, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего, принося большой психотерапевтический эффект.


Упражнение «Живая анкета»

Цель: обучение участников тренинга вербализации своих ощущений.

Занятие подходит к концу, и мне интересно знать:

Что вам понравилось на занятии?

Что вам не понравилось на занятии?

Что пригодится в жизни?

Домашнее задание:

Ведущий: Понаблюдайте, пожалуйста, есть ли среди ваших одноклассников агрессивные ученики, как они себя ведут. Портрет агрессивного ученика мы обсудим на следующем занятии.


Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» (см. Приложение 1)

Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка.

Определение по шкале насколько ребенок в конце тренинга спокоен или зол. Работа с карточками.


Упражнение «Палитра настроения»

Цель: помощь детям в осознании собственного состояния, переживаний.

Ведущий: В какой цвет сейчас вы окрасите свое настроение, нарисуйте, пожалуйста.

Обсуждение: Изменился ли цвет вашего настроения?

Рефлексия.

Цель: оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах.

что было сложно и почему?

что особенно понравилось?

чему научились на занятиях?

как вы думаете, изменилось ли ваше поведение в последнее время? в чем были изменения?

как вы это заметили?


Обсуждение итогов тренинга

Ведущий обращает внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга (совместное обсуждение).

Затем каждому выдается медаль за те или иные достижения. Ведущий благодарит ребят за участие в работе.


Приложение 1

Методика «Градусник»


Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Инструкция: Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям:

восторженному,

радостному,

светлому (приятному);

спокойному,

уравновешенному;

безразличному,

скучному,

дремотному;

раздраженному,

пресыщенному.

Интерпретация данных:

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.



t1644312792aa.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации