Тренинг с детьми подготовительной группы «Коли хорош, так не хвастай: и так заметят»
Тренинг с детьми подготовительной группы.
«Коли хорош, так не хвастай: и так заметят»
ЦЕЛЬ:
Формирование навыков сотрудничества в группе сверстников.
Развитие в детях умения чувствовать и понимать чувства другого человека.
ЗАДАЧИ:
Помогать детям осознать свои ценности, быть более терпимыми, внимательными по отношению к сверстникам.
Учить детей с надеждой смотреть в будущее.
Продолжать воспитывать сочувствие друг к другу и эмоциональную отзывчивость, развивать уверенность, активность и позитивную самооценку.
Материалы для занятия: большое покрывало, мягкий мячик, книга с текстом истории.
Предварительная словарная работа: обогащение словарного запаса: трюм, канат, якорь, багор, причал, шторм, пробоина, рифы, всякая всячина, хлам. Обсуждение правил поведения на тренинге.
Участники: дети подготовительной к школе группы.
Место проведения: музыкальный зал детского сада.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство
Дети, передавая мячик, друг другу, называют ласковым именем соседа и говорят ему доброе словечко, отвечающее на вопрос – какой он.
- Молодцы, вот мы и познакомились, а теперь скажите, приятнее было слышать свое имя и добрые пожелания или говорить это самим?
Разминка Игра: “Кого не хватает?”
- Я хочу предложить вам сыграть в такую игру: один из нас будет прятаться под покрывалом, остальные будут отгадывать, кто именно спрятался.
Встаньте все спиной в круг, закройте глаза, пока никто не видит, я тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо – тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех вас открыть глаза и угадать, кого не стало.
АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ:
Что ты чувствовал под покрывалом, когда тебя быстро угадывали?
Что ты чувствовал, когда тебя долго не могли узнать?
Что тебе показалось приятнее: сидеть под покрывалом или угадывать?
Очень важно хорошо знать друг друга, каждый из нас очень важен.
«Кричалка»- «Я очень хороший». Детям предлагают повторить вслед за ведущим по очереди слова «я», «очень», «хороший» так: сначала шепотом, потом громко, затем очень громко.
АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ:
- Скажите вам было легче и приятнее говорить эти слова шепотом, погромче или кричать и почему?
- Все вы действительно очень хорошие и послушные дети.
Основная часть
- Теперь послушайте очень интересную и необычную историю.
История «Нужная вещь»
Однажды плыл по океану к далеким островам корабль. В его трюме лежало много всякой всячины. Были тут с запасы еды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал так давно, что никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри.
Долго плыл корабль, так долго, что вещи стали скучать. И вот однажды заговорил канат.
- А знаете что, все мы тут такие нужные, а я все-таки нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалил к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.
Тут подал голос багор.
- А что будут делать люди, если вдруг оборвался канат? Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.
В этот момент заворчал якорь.
- А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу, как тогда без меня удержать корабль на месте?
- Да что ты стоишь без меня? – зазвенела якорная цепь. – Ну бросят тебя на дно. А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.
Нужные вещи спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
И только старый мешок молчал, лежа в своем углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался в спор.
- Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.
Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом наперебой, разом набросились на бедный мешок.
- Ах ты, старый толстяк! Да ты просто завидуешь. Ведь сам- тот ты давно никому не нужен.
Они начали насмехаться над бедным мешком и совсем забыли про свой недавний спор.
А мешок лежал в своем темном углу и молча страдал: «Действительно кому я нужен? Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и вбросили куда-нибудь из корабля.» Ему было так обидно, что он еще глубже забился в свой темный угол.
Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи снова и снова смеялись над старым мешком, а он все больше и больше страдал.
Но однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борта корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди не слышали их, они боролись со штормом на палубе корабля.
- На этом месте мы остановимся, и я хочу, чтобы вы подумали и сказали, что же произошло дальше?
Высказывания детей.
И тут снова подал голос старый толстый мешок.
- Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль.
Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты, старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи в своем углу да помалкивай». И мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам. (Пауза.)
Вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки. Они увидели, что мешок молча выполз из своего угла, подошел к пробоине на дне трюма так, что полностью закрыл собой пробоину. Вода сразу же перестала поступать в трюм. А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса. Вскоре в трюме стало опять сухо. (Пауза.)
Мешок лежал на пробоине и дума: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости». От этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что он оказался очень даже нужной вещью на корабле.
И тут мешок заметил, что все вещи в трюме притихли. Им было стыдно за то, что они смеялись над мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью. А еще мешок услышал голоса людей: «Смотрите-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собой пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!» И на душе у него стало радостно.
Люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый, всеми забытый мешок спас их корабль во время шторма.
Обсуждение:
- Что ты чувствовал в начале рассказа?
- Отчего в конце рассказа «на душе у мешка стало радостно»?
- Что ты чувствуешь, когда сделаешь для кого – нибудь что – то хорошее?
- Ты замечаешь, когда кому – нибудь одиноко в твоей группе?
- Чему научила тебя эта история?
- Подумайте и скажите, какая из этих пословиц больше подходит к этой истории:
«Нет такой вещи, чтобы не пригодилась к месту»;
«Вещь вещи рознь, а иную хоть брось»;
«Коли хорош, так не хвастай: и так заметят»;
«Не хвались на словах, а покажи себя в делах».
Заключительная часть.
Игра: “Аплодисменты по кругу”.
Ребята у вас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Встаньте все в круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который тоже получает аплодисменты. Затем уже трое подходят к следующему претенденту и дарят свои овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Большое всем спасибо, мне было очень приятно с вами играть. А сейчас пришла пора прощаться. До свидания!