Комплексное логопедическое занятие с детьми (ОНР 3,4 уровни речевого развития) в подготовительной группе
Подготовила учитель-логопед Растунина Ирина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад» №77 «Василек» г. Нижний Новгород
ТЕМА: Активизация словаря и развитие связной речи через составление загадок про цветок.
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слова
Задачи
Образовательные:
1.Активизация словаря по теме «цветы» через подбор признаков и действий, связанных с цветами.
2. Обучение детей составлению разных видов загадок про ландыш
3. Способствовать формированию умения с помощью суффиксов образовывать относительные прилагательные
4. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова ландыш
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие умения анализировать, выделять в предмете признаки, сравнивать предметы между собой, находить в них сходство и различия через составление загадок про ландыш.
Развитие воображения через имитацию образа и движения бабочки, видя в лоскутках образ цветов.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание бережного отношения к растениям.
2.Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом.
Оборудование и материал к занятию:
Демонстрационный материал: фланелеграф, магнитная доска, иллюстрации ландыша, одуванчика, подснежника, схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука; схемы для подбора глаголов; алгоритм для сочинения загадок про цветы: волнистая линия, таблички: основных цветов и их оттенков, геометрических фигур, изображения предметов: нос, духи; красные, синие, зеленые магниты для звукового анализа слова
Раздаточный материал: нарисованная загадка про цветок; кружки для звукового анализа слов; палочки Кюизенера для составления схемы предложения; касса букв
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
|||
Этапы занятия |
Методы и приемы |
Виды инструкции |
Виды помощи |
Прогнозирование деятельности |
1.Организационный момент |
Самомассаж рук, головы. Загадка про одуванчик |
Руки растираем и разогреваем И лицо теплом своим мы умываем Грабельки сгребают все плохие мысли. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем. Бутончики цветов набухают и распускаются. А потом уходим пальцами на щечки. Щечки надуваем. Круглые, воздушные, ветерку послушные |
Вместе с детьми говорю слова и имитирую движения. |
Дети хором говорят слова и имитируют движения. Одуванчик |
2. Цель занятия. Подбор признаков предмета |
Выставляется иллюстрация ландыша. Схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука. |
Где растут одуванчики? Это какой цветок? Сегодня мы с вами побываем в лесу. Поучимся сочинять загадки про цветы. Какие цветы распускаются весной в лесу? Посмотрите на эту волнистую линию и задайте вопрос про ландыш. Если ландыш растет в лесу, то это какой цветок? Когда расцветает ландыш? Если он расцветает весной, то это какой цветок? С помощью чего мы узнаем какой ландыш? Глазами мы что делаем? Если мы посмотрим на ландыш, то какой он? С помощью чего мы узнаем о запахе цветов? Что мы делаем носом? Какой ландыш? Еще с помощью чего мы можем узнать какой цветок? Как вы сможете узнать какой он на ощупь? |
Стимулировать, активизировать знания о цветах, используя наглядную опору. Направляющая помощь: Какие цветы первыми появляются из-под снега? Вопрос, направляющий на активизацию знаний: Какой ландыш? Что делает? Уточняющая, направляющая помощь: От слова лес. Если в поле полевой, а в лесу… Наглядная опора. Обучающая помощь: Какой он по цвету? По форме? Уточняющий, направляющий вопрос Если у цветка приятный аромат, то он… Если цветок пахнет, то он… Если он пахнет как духи, то он… Наглядная опора на иллюстрации. |
В поле.
Полевой.
Ландыш, подснежник.
Какой ландыш?
Лесной.
Весной.
Весенний.
С помощью глаз. Смотрим и видим. Белые, мелкие (маленькие), круглые цветочки. Носом мы нюхаем. Ароматный. Пахучий. Душистый.
Потрогать рукой. Гладкий, хрупкий. |
Активизация глагольной лексики |
Схемы для подбора глаголов |
Что обозначают 2 прямые полоски? Как вы спросите про цветок? О чем вы думаете, когда слышите слова, цветет, зацветает, расцветает, отцветает. Что мы можем делать с цветами? |
Наглядная опора: иллюстрация. Уточняющие вопросы: Весной из-под земли он что делает? Постепенно становится выше и выше. Жестовая помощь. … Бутоны набухаю и лопаются. Цветок что делает? Добавьте слог рас- к слову цвести. Добавьте слог от- Если цветок пахучий, то он что делает? Уточняющие вопросы: Если цветы красивые, то мы ими… От слова любить. Чтобы было много цветов их…, а потом за ними…Чтобы они цвели не вяли за ними необходимо… Если мы хотим подарить цветок, то мы его с клумбы… Чтобы он долго нас радовал его можно…Чтобы не оборвали все цветы их необходимо… |
Что делает ландыш?
Прорастает.
Растет. Цветет.
Расцветает Отцветает Пахнет.
Любуемся
Сажают.
Ухаживают Срываем
Выкопать и посадить в горшок. Беречь |
Сочинение детыми загадки про ландыш |
Алгоритм для сочинения загадок про цветы |
А сейчас попробуем придумать загадку про ландыш. Он какой? Что еще может быть белым? Что еще может приятно пахнуть? Что он делает? Где он растет? Что еще может расти в лесу? На что похожи его цветки? А теперь послушаем, какая у нас получилась загадка. |
Наглядная опора Уточняющие вопросы: Если мы его понюхаем, то он… Наглядная опора |
Белый Снег, вата, облако Пахучий
Белый, но не снег. Пахучий, но не духи. Растет в лесу, но не гриб. Цветы похожи на бусинки. |
Физ. Минутка |
Разноцветные платочки Складывание из платочков цветы. Дыхательная гимнастика |
Прилетели бабочки на полянку. Из платочков сделаем цветы. Какой формы платочки? Как сделать из квадрата треугольник. Понюхаем цветочки. Подул холодный ветер (с-с-с) Подул теплый ветер (ш-ш-ш) |
Дети садятся на ковер по-турецки и изображают бабочек. Складывают из платочков цветы. |
|
Работа с предложением |
Полоски или палочки Кюизенера для составления схемы предложения |
Составьте предложение про ландыш. Какой ландыш растет в лесу? В каком лесу растет белый ландыш? Выложите схему этого предложения. Сколько слов в предложении? |
Ландыш что делает? Где? Какой лес вы знаете? Если растут одни сосны? Березы? Ели? Если хвойные и лиственные деревья? Обучающая помощь: Назовите первое слово, второе… (использовать полоски или палочки Кюизенера) |
Ландыш растет в лесу. В березовом лесу растут белые ландыши. |
Звукобуквенный, слоговой анализ слов |
Демонстрационный м-л.: однотонные квадраты, фланелеграф. Раздаточный материал: кружки для выкладывания звуков, буквы. Работа с раздаточным материалом |
Послушайте еще одну загадку про цветок. В этом слове 3 слога, 2 слог ударный. Этот цветок растет в лесу. Загадайте такую же загадку про ландыш. Посчитайте сколько звуков в слове ландыш А вот еще одна загадка: произнесите слово отдельными звуками. Выложите звуковую схему этого слова Загадайте звуковую загадку. Выложите буквами название цветка. |
Какие цветы растут в лесу? Прохлопайте название цветка. Потяните ударный слог. Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте слово. Какой по счету слог ударный? Выделите голосом ударный слог. Выкладывание квадратиков по количеству звуков. Наглядная опора: чтение слова по квадратикам Уточняющие вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько согласных и каких? Сколько гласных? Какой первый звук и какой последний? Приемы активизации внимания: закрыть глаза и показать пальчиками количество звуков, сказать на ухо шепотом, проверить друг у друга схему выложенного слова. |
Подснежник Лан-дыш. В этом слове 2 слога. Ударный 1 слог. Л-а-н-д-ы-ш В слове шесть звуков: четыре согласных звука, два гласных звука. Первый звук л, последний звук ш |
3.Итог занятия |
Нарисованная загадка про цветок |
Что мы сегодня учились делать? А вот еще вам одна нарисованная загадка на дом. Какой здесь изображен цветок? Дома дорисуйте цветок и придумайте загадки. |
Мы учились придумывать загадки. |
Наталия Койнова