Тренинг «Ты и я, мы с тобой друзья»
Тренинг « Ты и я, мы с тобой друзья»
ЦЕЛЬ: Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении
Пояснительная записка
Общение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
Характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также понимать, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Воспитательное значение общения заключается в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, и т. п., какие чувства появляются у него, когда он видит их дела, их поступки, – всё это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие определённых сторон действительности – явлений природы, социальных событий, групп людей и пр.
Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлённым или у него будут преобладать противоположные качества – всё это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.
Цель программы тренинга: развитие социального общения, повышение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы личности: развитие эмпатийности, снижение тревожности, застенчивости;
2. Развитие волевых качеств личности;
3. Формирование в личности направленности на человека, что способствует успешности общения;
4. Освоение адекватных способов коммуникации;
5. Отработка навыков активного слушания.
Данная программа тренинга основывается на следующих принципах:
1. Принцип активности.
Активность участников тренинговой группы носит особый характер. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, когда участникам дана установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции.
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности. В тренинговой группе создаётся креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределённость, принятие, безопасность.
3. Принцип партнёрского (субъект-субъектного) общения.
Партнёрским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаётся ценность личности другого человека. Реализация этого принципа создаёт в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Правила работы в группе:
• Конфиденциальность. Всё происходящее и сказанное остаётся внутри группы и не распространяется за её пределы;
• Искренность и открытость. Суть правила – говорить о том, что думают, чувствуют, ощущают на самом деле участники группы;
• «Здесь и теперь»: анализируется именно текущий момент;
• Не оценивать и не давать советов. Необходимость этого соглашения объясняется с позиции безопасности тренинга для всех присутствующих и бережного отношения к личности другого;
• Право сказать «стоп». Применяется участником в том случае, когда он чувствует, что не сможет быть в данный момент искренним. Желательно, чтобы это правило использовалось как можно реже;
• Обращаться друг к другу по имени и на «ты».
Количество человек в тренинговой группе -5-7.
Занятие 1. Знакомство. «Качества личности».
Инструкция: Участники группы сидят по кругу.
«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя.»
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, т.к. соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики, а в некоторых, наоборот – одноплановые.
Упражнение 2. «Рефлексия».
Процедура: Ведущий задает вопросы: «Ваши ощущения, впечатления, мысли относительно сегодняшнего дня? Какое настроение? Что ждете еще от сегодняшнего дня? Что хотелось бы испытать снова?».
Упражнение 3. «Игра с мячом».
Инструкция: Это упражнение особенно подходит для проведения на первом этапе работы группы. Участники группы сидят по кругу..
«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я… (или – у меня…)». Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники раскрываются с неожиданной стороны: о ком – то мы узнаем, что этот человек -мастер спорта, другой играет на трубе и т.д.
Упражнение 4. «Разминка».
Цель:
1. Снятие физической усталости и напряжения.
2. Снятие телесных зажимов.
3. Повышение групповой сплоченности.
4. Проявление фантазии участников тренинга.
Процедура: Все встают в ряд. Тот кто стоит первым, начинает показывает какое-либо необычное движение, продвигаясь по кругу. Все остальные в точности повторяют движение, продвигаясь по кругу за этим человеком, который должен встать в конец ряда. Затем движение показывает тот, кто оказался во главе ряда.
Упражнение 5. «Ревущий мотор».
Инструкция: Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?
Ролевая игра 7. «Рекламный ролик».
Инструкция: Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы он родился не в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.
Упражнение 7. «Подарок».
Инструкция: Все участники садятся по кругу.
«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева. Подарок вручить молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот кто получает подарок должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки, тренер обращается к последнему участнику и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответил, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает его о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не сможет сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.
При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Кроме результатов, влияющих на содержательный план, улучшается настроение участников.
Упражнение 7. «Чашка чаю».
Продолжи фразу…
Хочу пригласить тебя на чашку чая, потому что ты…..
Всем спасибо за работу до новых встреч.
Кияйкина Наталья Федоровна
Соколова Елена Борисовна