Обучающий тренинг «Я и мы» (6–7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия»
города Александровска, Пермского края
Обучающий тренинг «Я и мы»
Психолог
Горбачёва Елена Юрьевна
Александровск 2018
Цель: знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность». Способствование к приобретению опыта толерантного общения.
Задачи:
Познакомить с понятием «толерантность»
Создать комфортный психологический климат
Способствовать в приобретении опыта совместной работы
Идея: толерантный человек – человек, умеющий позитивно общаться.
Аудитория: 6-7 класс.
Необходимые материалы: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, разрезанные части чаши 2 цветов; бумага формата А4; цветные карандаши, фломастеры.
Предполагаемый результат: Приобретение опыта толерантного общения. Оперирование в речи понятиями «толерантность», «толерантная личность».
Ход тренинга:
Слайд 1.
Здравствуйте! Говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете. Таким образом они желают здоровья и благополучия. Мы подаем руку, приподнимаем шляпу, киваем головой в знак приветствия. А как еще модно поздороваться, поприветствовать человека?
Упражнение «Свое приветствие»
Каждый из вас постарается придумать и показать свое приветствие. Это может быть и очень нестандартное, оригинальное решение.
Молодцы! Как приятно, когда люди так замечательно приветствуют друг друга. А скажите по каким признакам среди большого количества живых существ мы находим себе подобных, узнаем человека?
Учащиеся называют общие черты и особенности постепенно приближаясь к психологическим особенностям и чертам характера.
В жизни каждого из нас, независимо от того сколько нам лет бывают и радости и огорчения, и счастье, и любовь, и восторг. Действительно людей много объединяет. Но мы очень разные. Чтобы понимать друг друга лучше, нам нужно время для того, чтобы присмотреться внимательнее.
Упражнение «Молекулы»
Учащиеся беспорядочно двигаются по комнате. По хлопку они должны встать в группы с таким количеством человек, которое называет ведущий. (2 человека, 5 человек, 3 человека и т.д.)
Сегодня я предлагаю повнимательнее присмотреться к своим одноклассникам. Вы давно вместе учитесь, но хорошо ли вы друг друга знаете?
Упражнение «Встаньте те, кто…»
Предложить вставать по сигналу тех, кто является носителем названного признака. Встаньте те, кто:
- в туфлях;
- смотрел сегодня на часы;
- сегодня завтракал;
- понимает себя и окружающих;
- может признать свою или чужую ошибку;
- испытывает любовь к кому-нибудь или чему-нибудь;
- оказывает помощь;
- умеет сострадать.
Слайд 2
Вот видите сколько можно узнать о себе и о других. Больше всего человек выделило у себя такие качества как любить, понимать, помогать, сострадать, признавать. Что значат эти слова?
(Гиперссылка) Любить – испытывать любовь к кому- или чему-либо.
(Гиперссылка) Понимать – осмыслять, толковать.
(Гиперссылка) Помогать – оказывать помощь.
(Гиперссылка) Сострадать – испытывать сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастием.
(Гиперссылка) Признавать – оценивать по достоинству, положительно относиться.
Слайд 8
Все эти понятия – части одного целого – понятия «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Само же слово «толерантность» трактуется как терпение к чужим мнениям и верованиям.
Игра «Собери символ»
Учащиеся делятся на группы по желанию. Предлагаю вам посоревноваться. Вам нужно собрать фигуру одного цвета. В результате у вас должен получиться символ понятия «толерантность».
Слайд 9
У нас получилась чаша – старинный сосуд для питья. Известно несколько фразеологизмов или устойчивых оборотов, где встречается это слово. Давайте попробуем расшифровать некоторые из них.
Пить горькую чашу – испытывать несчастья;
Испить смертельную чашу – умереть;
Чаша терпения переполнилась – нет сил более терпеть;
Чаша весов склоняется в какую-нибудь сторону или пользу – принимается то или иное решение.
Упражнение «Путаница»
Выбирается ведущий из числа учащихся. Он отворачивается. Участники встают в круг, берутся за руки и «запутываются». Ведущий должен их распутать.
Слайд 10
Мы уже достаточно знаем о том, что такое толерантность. А какими чертами, качествами, особенностями обладает толерантный человек? А не толерантный?
Проводится групповое обсуждение.
Упражнение «Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладонь. На каждом пальце напишите свое положительное качество, качество толерантной личности.
Бывает очень трудно говорить о своих положительных особенностях. Но у вас получилось. Молодцы!
Упражнение «Скульптура толерантности»
Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека. Задание каждой подгруппе: создать скульптуру, которая бы отражала суть понятия толерантность.
Упражнение «Портрет»
Попробуйте нарисовать свой портрет. Сходство в нем необязательно. Пусть это будет цветное выражение вашего внутреннего мира, настроения.
Наше занятие подходит к завершению. Я очень надеюсь, что наш разговор вам был сегодня интересен. Думаю, вы согласитесь, что каждому человеку важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя.
Упражнение «Прощание»
Участники встают в 2 круга: внешний и внутренний. Поворачиваются друг к другу. Двигаются в разных направлениях: внешний круг вправо, внутренний – влево. По сигналу ведущего игроки останавливаются, ведущий называет цифру от 1 до 4. учащиеся должны попрощаться тем способом, который соответствует этой цифре.
1 – рукопожатием
2 – пятками
3 – лбами
4 – коленками.
Рефлексия. Обратная связь.
Закончить занятие хотелось бы словами О.Мандельштама: «Каждый человек как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими».
Используемые материалы:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.
Тихонов А.Н., Ковалева Н.А. Учебный фразеологический словарь русского языка. Около 1500 единиц. – М.: АСТ, 2007.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2007.
Обучающий тренинг "Я и мы"
PPT / 615 Кб