Тренинг «Учимся строить отношения»

4
0
Материал опубликован 6 February 2017 в группе

Цели занятия:
познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений; научиться анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

Оборудование:
- доска;                - листы формата А4;
- ватман;            - мягкая игрушка.
- фломастеры;            - ручки;

Ход занятия:

1.Приветствие.
Здравствуйте ребята, мы снова рады видеть вас. Наше занятие называется «Учимся строить отношения». Сегодня на занятии мы узнаем:
■    Почему у людей появляется необходимость договариваться?
■    Для чего люди создают правила?
■    Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?
■    Что такое конфликт? Почему он возникает? Последствия конфликта.
■    Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?
А для начала работы мы должны познакомиться друг с другом и сделаем мы это так

Упражнение «Я делюсь…»
Задача: познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.
Инструкция:
Сидя в кругу, каждый участник группы по очереди  называет свое имя и какое-либо качество с которым он хочет поделиться с группой.

2. Принятие правил.
    Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.
Упражнение «Нарисуй здание»
             Задача: дать понять, что результаты какой-либо деятельности зависит от выполнения правил.
Инструкция:
Пусть каждая группа выделит художника для участия в игре. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание. Художники начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским* крыша - современная и т.д. Затем учитель дает возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Попросите школьников проанализировать игру и обсудить вопросы:
■    С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?
■    Почему игра не получилась?
■     Что не было сделано до начала игры?
■     Что мы делаем, когда определяем правила игры?
    Учитель обращает внимание на то, что никакая игра без правил не может получиться. Делая выводы из сказанного учащимися при обсуждении игры «Нарисуй здание», учитель выделяет проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: договариваться или не договариваться, конфликтовать или не конфликтовать, следовать общепринятым нор¬мам, правилам или не следовать. Учитель подчеркивает важность данных проблем, так как они касаются межличностных отношений.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны понять, что результаты игры зависят от установленных правил. Игра не получилась, потому что не договорились, как будут играть.


Энергизатор «Японский театр»
             Задача: снятие напряжения в группе.
 Инструкция:
Эта игра похожа на игру «Камень, ножницы, бумага».
В ней три роли: Дракон, Самурай и Принцесса.
Дракон рычит, Самурай машет мечом, Принцесса делает Реверанс.
Дракон пугает Принцессу, поэтому он побеждает.
Самурай пугает Дракона, поэтому он побеждает.
Принцесса покоряет сердце Самурая, поэтому она побеждает.
1. Группа делится на две команды.
2. Из каждой команды выходит один участник, и по сигналу ведущего оба участника одновременно изображают роли, которые они выбрали.
3. Победившей команде засчитывается одно очко.
4. Ведущий подсчитывает очки на доске.

Упражнение «Правило, соглашение, конфликт, насилие»
Задача: помочь сформулировать понятия и понять, что они означают для участников.
Инструкция:  
Группа делится на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дается определенное задание.
1-я группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «правило». Пусть школьники проанализируют предложенные им словосочетания, выберут те, которые, с их точки зрения, характеризуют данное понятие, чтобы закончить предложение: «Правило - это положение...». Словосочетания: отражающее закономерность, благотворные действия, нравственное зло, устанавливающее порядок чего-либо, общественная совесть, норма поведения, свободно высказывать.
Должно получиться определение: «Правило - это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения».
2-я группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «соглашение». Для выполнения задания предложите школьникам несколько слов, которые они должны вставить в предложение с пропущенными членами: «Соглашение – взаимное _______,______. Договор,____, взаимоотношения,___ и____сторон. Группа слов: какие-нибудь условия, согласие, права, договоренность, устанавливающий, обязанности. Должно получиться определение: «Соглашение - взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон». Пусть из получившегося определения учащиеся выберут одно ключевое слово, которое наилучшим образом, с их точки зрения, характеризует понятие «соглашение», и объяснят свой выбор.
3-я группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «конфликт». Предложите учащимся проанализировать ситуацию: «Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз тетрадный листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее и застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате». Пусть школьники ответят на вопросы:
■    Что произошло между матерью и дочерью?
■    Кто участвует в конфликте?
■    Кто виноват в конфликте?
■    Каковы позиции участников конфликта?
После обсуждения вопросов пусть учащиеся сформулируют определение понятия «конфликт».
Должно получиться определение: «Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой».
4-я группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «насилие». Попросите учащихся подобрать однокоренные слова к слову «насилие» и из этих слов выбрать те, с помощью которых можно охарактеризовать данное понятие. Затем пусть они ответят на вопросы:
■    С какой целью прибегают к насилию?
■    В чем насилие может проявляться?
■    Какие права человека нарушаются через насилие?
Должно получиться определение: «Насилие - применение физической силы для принуждения человека к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие».

Упражнение «Фруктовый салат»
Задача: снятие напряжения в группе.
Инструкция:    
 Участники и ведущие сидят на стульях, расставленных в круг. Ведущий присваивает каждому игроку номер - один, два, три и снова один, два, три, начиная с игрока, сидящего слева от него. Все игроки под первыми номерами становятся «бананами», под вторыми - «грушами», под третьими - «сливами». У одного члена группы стула нет, и он/она стоит в центре круга. Однако и у него/нее имеется номер, и он/она хотели бы сесть. Чтобы получить место, стоящий игрок может называть какой-то фрукт. Когда он называет его, все игроки под этим названием встают и меняются местами. Когда же он выкрикивает «фруктовый салат», встают и меняются местами все игроки. Как бы там ни было, стоящий игрок должен поискать для себя свободное место. Поскольку места не хватает лишь для одного игрока, то в центре круга всегда находится лишь один человек. И снова стоящий в центре игрок выкрикивает название фрукта или «фруктовый салат».

Упражнение «Договариваться или не договариваться»
Задача: дать понять, как важно договариваться в любом деле.
Инструкция:
Сидя в кругу, участники тренинга методом мозгового штурма приводят доводы о том, нужно или не нужно договариваться.
Обсудите вопросы:
■    О чем люди могут договариваться?
■    Почему у людей появляется желание договариваться?
■    Какими будут последствия, если люди договорятся или не договорятся?
Результаты обсуждения запишите в таблицу «Договариваться или не договариваться». Проанализируйте ее и сделайте вывод: нужно договариваться или нет.
Таблица «Договариваться или не договариваться»

0 чем люди договариваются

    Последствия
    если смогли
договориться, то    если не смогли
договориться, то
Предполагаемые результаты
Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу о том, что люди договариваются по любому поводу: о правилах игры, дружбе, помощи друг другу. От того, насколько они смогут договориться между собой, будет зависеть их настроение, благополучие и т.д.

Учитель предлагает школьникам вспомнить, почему не получилась игра «Нарисуй здание» и обращает их внимание на то, что они не договорились, не выработали правила. Когда люди договариваются друг с другом, они фактически вырабатывают определенные правила, которым нужно следовать в игре, в жизни.
Попросите учащихся ответить на вопросы и привести примеры:
■    Назовите известные вам правила.
■    Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не соблюдали правила?
■    Какие последствия это имело?

Энергизатор – «Слоник»
Задача: снятие напряжения в группе.
Инструкция:
Ведущий берет мягкую игрушку,  зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Упражнение «Придумай правила»
    Задача: создать правила и определить  последствия  их нарушения.
Инструкция:
Группам предлагается разработать конкретные правила, но не более четырех.
1-я группа - правила общения в коллективе.
2-я группа - правила игры.
3-я группа - правила поведения в лагере.
4-я группа - школьные правила.
После этого попросите учащихся выявить последствия нарушений тех правил, которые они выработали, и сделать вывод о значении правил для человека.
При обсуждении результатов работы в группах предложите школьникам ответить на вопросы:
■    Для чего люди создают правила?
■    Почему люди нарушают правила?
■    Могут ли люди нарушать правила по уважительной причине?
■    Если правило не нравится, подчиняться этому правилу или нет?
■    Следовать ли общепринятым нормам, правилам или не следовать?
Предполагаемые результаты:
На данном этапе урока учащиеся вырабатывают конкретные правила, приводят примеры их нарушения, а также выясняют последствия этих нарушений, которые могут быть очень серьезными для человека. Школьники должны понять, что люди создают правила для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, если правило не очень хорошее, его нужно изменить, но постараться не нарушать даже по уважительной причине.
4.    Заключительная часть.
Упражнение «Интересное – полезное»
Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.
Инструкция:
 Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали,  какой вывод сделали.

Комментарии
Комментариев пока нет.