Тренинговое занятие в рамках интенсивной школы для учащихся 10 классов
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Тренинговое занятие».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ИНТЕНСИВНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ.
Автор: педагог-психолог Галаган Людмила Николаевна.
Цели занятия: создать условия для личностного развития учащихся, способствовать повышению мотивации к более эффективному обучению в старшей школе.
Форма проведения занятия: групповая (12-15 чел.).
Целевая группа: учащиеся 10-х классов.
Приемы и методы работы: упражнения, рефлексивная технология.
Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, бейджики, карандаши или цветные ручки, писчая бумага, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Вступительное слово психолога. Оформление визиток. Цель: мотивация, настрой на работу.
2. Упражнение «Имя по кругу» (автор Галаган Л.Н.).
Цель: знакомство, развитие навыков самопрезентации, стимулирование мыслей о будущим.
«Предлагаю по кругу, передавая друг другу мячик называть свое имя и то, чем Вы его прославите через 30 лет».
Рефлексия упражнения: Понравилось упражнение? Чем? Трудно мыслить на перспективу? Как вы думаете, почему именно это пришло в голову? Какие мысли по этому поводу? И т.п.
3. Упражнение «Поменяйтесь местами» (модификация Галаган Л.Н.) [1].
Цель: сплочение учащихся, психологическая разрядка.
Участники сидят в кругу, ведущий (с начало это психолог) стоит в центре, его задача занять освободившееся место пока остальные меняются местами. «Поменяйтесь, пожалуйста, местами те, кто сегодня проснулся с улыбкой. Кто пришел к нам по доброй воле. Кто пришел в 10 класс для того чтобы учиться. Кто настроен на общение». И т.п. Следующий ведущий называет свои критерии «обмена» местами. Рефлексия упражнения.
4. Упражнение. «Самоанализ личностных качеств» (автор Галаган Л.Н.).
Цель: формирование навыков самоанализа, умения выстраивать жизненную перспективу и работать над своими недостатками.
В этом году вы все пришли в 10-й класс, этот жизненный период особенный, а как Вы думаете почему? (Ответы ребят) А что для этого нужно, какие качества Вас как личности необходимы, важны в этот период? Называйте, я буду записывать.
Теперь давайте попробуем расставить их по степени важности, составим рейтинг. (Рейтинг составляется в случае если качеств больше 8-ми, для отсева лишних, в противном случае этот шаг пропускается. Во время обсуждения необходимо помогать детям наводящими и провокационными вопросами. Набор качеств зависит от набора учеников, навязывать своё видение не рекомендуется.)
Следующий шаг нашей работы, у Вас на столах бланки с изображенными на них осями, их восемь, как и наших качеств. (Можно лучи нарисовать на пустых листках, можно распечатать заранее.) Подпишите эти лучи нашими качествами.
Теперь подумайте насколько каждое из качеств развито у Вас конкретно, возьмите зеленый карандаш и отметьте эту цифру на бланке. Не торопитесь, но и не раздумывайте слишком долго. Всем понятно что и как делать?
Теперь возьмите красный карандаш и отметьте насколько Вы, готовы работать над собой, развить каждое из качеств в себе. Вы могли бы дать себе обещание, слово сделать это?
Теперь давайте обсудим как, какими способами конкретно каждое качество можно развить у себя.
Рефлексия упражнения: Трудно было выполнять упражнение? Почему? Как Вы думаете работать над собой просто? Но к какому это результату приведёт?! К кому можно обратиться за помощью, если возникнут затруднения? Вы довольны результатом этого упражнения? Что чувствуете сейчас? и т.п.
5. Упражнение «Притча: Небезупречный горшок» (автор Галаган Л.Н.) [2].
Цель: формирование навыка принятия себя, своих недостатков, мотивация на личностный рост.
«Не секрет, что люди умеют накапливать опыт, иногда они делятся им с другими. Где можно увидеть, из каких источников можно почерпнуть опыт? Существует такое понятие как «народная мудрость», её можно найти в пословицах, поговорках, притчах. Помогала ли Вам когда-нибудь народная мудрость? Стоит ли ей доверять? (Организация обсуждения) Предлагаю послушать притчу «Небезупречный горшок». «В Индии, у одного человека, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину.
В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.
После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:
- Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.
- Почему? Чего ты стыдишься?
- В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков не получал полный результат своих усилий, - удрученно сказал горшок.
Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным, он сказал:
- Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.
Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.
Тут водонос сказал горошку:
- Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!»
Рефлексия упражнения: Понравилась притча? Что пытался донести до нас автор? Что такое наши недостатки? Как их можно использовать с выгодой для себя? Бывают ли идеальные люди? и т.п.
6. Упражнение «Ладошки» [3].
Цель: сплочение учащихся, психологическая разрядка, получение положительных эмоций, обратной связи от всех участников.
«На листочках, которые Вы видите рядом с собой, обведите Вашу руку, подпишите её. Передайте эту ладошку соседу, он напишет на пальце Вашу положительную черту характера и передаст дальше, пока ладошка не вернется к Вам назад.
Рефлексия упражнения: Как чувствуете себя после получения рисунка? Иногда мы не замечаем наши положительные черты, а окружающие замечают. Согласны? И т.п. (Организация обсуждения)
7. Итоговая рефлексия. Вопросы ко всему тренингу: «Предлагаю высказать свои ощущения от сегодняшнего дня, подумать над тем какой опыт вы сегодня приобрели? Какие выводы сделали? Чему научились? Возможно, что сегодняшнее взаимодействие кому-то помогло что-то новое в себе раскрыть, узнать. Может, у кого есть замечания и пожелания. Давайте все это обсудим».
8. Заключительное слово психолога.
Цель: подведение итогов, положительный настрой на будущее.
Используемая литература.
1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
2. Статья «Индийские притчи»: https://pritchi.ru/id_281.
3. Статья ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ: Упражнение «Ладошка». https://www.psyoffice.ru/4-0-1322.htm.