Тренинговое занятие «Я в коллективе» (Для детей 13-14)

0
0
Материал опубликован 19 November 2018

Автор: педагог-психолог Хамитова Полина Андреевна

Тренинговое занятие «Я в коллективе»

Возрастная категория: 13-14 лет.

Время: 50-60 минут.

Предполагаемое третье или четвертое занятие в комплексе программы, так как не содержит в себе знакомство и установление правил в группе.

Упражнения взяты из литературы с полным описанием, авторские ссылки указаны в трениге.

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе и формирование навыков командного взаимодействия, сплочение школьного коллектива.

1. Приветствие.

Упражнение «Подарок»

Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.

Время: 5 минут.

Участники группы по очереди дарят невидимый подарок соседу справа без слов, объясняя жестами, что именно они подарили [3].

Рефлексия: Поняли ли вы, что вам подарили? И что почувствовали, когда вам подарили невидимый подарок?

2. Разминка

Упражнение «Слепые фигуры»

Цель: сплочение коллектива, формирование чувства значимости каждого члена группы.

Время: 10 минут.

Участники встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как подростки решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д [3].

3. Основное содержание.

Упражнение «Карета»

Цель: формирование навыков командного взаимодействия, совместного планирования деятельности.

Время: 15 минут.

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания ведущему необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

Крыша это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

Двери ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

Сиденья это люди не очень активные, спокойные;

Седоки те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

Лошади это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

Кучер это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если подросток выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей [3].

Упражнение «Полёт к звезде»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; снятие мышечных зажимов.

Время: 10-13 минут.

Оборудование: магнитофон, диск с записью релаксационной музыки.

Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.

И сегодня я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…

А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…

Почувствуйте, как легкость в ваших ногах, и теле. Вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё становится более крупным, более заметным…

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня… И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате… [4].

Обратная связь: расскажите чувства и эмоции, которые пережили во время релаксации.

4. Рефлексия занятия.

Вопросы:

Как вы считаете, почему нужно взаимодействовать в группе?

Расскажите о том, что вам больше всего понравилось на занятии и почему?

5. Прощание.

Упражнение «Импульс»

Цель: завершение занятия.

Время: 1-2 минуты

Участники встают в круг, закрывают глаза и берутся за руки. Ведущий дает импульс и участники должны передать импульс по кругу, чтобы он вернулся к ведущему. После этого открываем глаза и прощаемся.

Литература:

1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие / Игорь Викторович Вачков; рец.: Н. Е. Веракса, И. Б. Гриншпун. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2003. 224 с. 215 с.

2. Рамендик, Д. М. Практикум по психодиагностике: учебное пособие для академического бакалавриата / Д. М. Рамендик, М. Г. Рамендик. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 165 с. (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00257-7.

3. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. М. Рамендик. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 179 с. (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00205-8.

4. Федосенко Е.В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь, 2008. 192 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.