ТРИЗ Королевство математики

0
0
Материал опубликован 17 December

ТРИЗ

Королевство математики

Цель: научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря, упражнять в увеличении или уменьшении чисел.

Материалы: письмо, конверты с индексом, марки-наклейки, три обруча на листе А4, геометрические фигуры разных цветов, картинки для физкультминутки, объемные геометрические фигуры, сундук, пироги.

Ход занятия.

Вводная часть.

-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем

А для разминки я Вам задам несколько вопросов.

Разминка (с мячом)

- Какое сейчас время года?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько углов у треугольника?

- А у трапеции?

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Сколько носов у трех котов?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то оставил письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

Письмо

-Здравствуйте ребята!

В сказочном городе жила-была прекрасная Королева Математики. К ней приходили умные дети из разных городов с математическими угощениями, и Королева становилась все краше и добрее, но злая колдунья позавидовала ее красоте, доброте и заколдовала ее, Королева становится злой и не красивой, с каждым днем все больше и больше, и никто не может ее расколдовать. Если вы ей не поможете, никто больше не сможет ни задачу решить, ни пример составить.  Помогите, ребята, может у вас получится, ведь вы такие умные?!

ВоспитательРебята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы расколдовать Королеву?

Предложения детей. (Отправиться в путешествие и победить злую колдунью)

Воспитатель: Чтобы Королева расколдовать, необходимо решить сложные задания и подготовить Королеве необыкновенное угощение.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем расколдовать Королеву!

 И первое что мы сделаем, отправим конверты с нашими работами, это смягчит сердце Королевы, и она нас будет ждать.

Пальчиковая гимнастика

Подпись конверта. Приклеивание марки. Вкладывание прописанных работ в конверт

Воспитатель передает конверты няне

Воспитатель: посмотрите, для нас не только письмо оставили, а еще и сундук с заданиями, которые вам необходимо выполнить.

Воспитатель:

-Ну что поможем расколдовать Королеву?

Дети(Да)

Воспитатель:

- Тогда отправляемся в сказочное путешествие по нашим знаниям!

1-ое задание «Много - мало», если мы его выполним,  получим первую геометрическую фигуру для угощения Королев.

 «Много – мало» При ознакомлении с понятиями много-мало.

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей в огороде… При уточнении понятия относительности размера

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше. При уточнении понятия "цена", "стоимость"

В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.

Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.
(Вместе с каждым заданием из сундука вытаскиваем объемную геометрическую фигуру)

Воспитатель: Какая это геометрическая фигура? Цилиндр

 

 

2-ое задание «Где живет?»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

Воспитатель: В каких предметах можно увидеть цилиндр?

Дети: в стакане, монетки, карандаш т. п.

Воспитатель: Где можно встретить цифру 3?

Дети: В днях недели, в месяцах года,

Воспитатель: Чего бывает только 7?

Дети: 7 цветов радуги, 7 дней недели, 7 чудес света, семь гномов т. п.

- Молодцы вы правильно ответили на вопросы, и мы находим еще одну геометрическую фигуру. Какую? Круг.

3-ее задание «Раньше – позже»

Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А послезавтра?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я Вам усложняю задание.

В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

Воспитатель: Молодцы. Мы получаем следующую геометрическую фигуру Конус

Воспитатель: Нам нужно поторопиться, а то мы не успеем, вставайте рядом со своими стульями на физкультминутку.

Физкультминутка

Сколько здесь грибочков? Столько приседаем.

Сколько здесь цветочков? Руки поднимаем.

Сколько в небе птичек? Разгоняем тучки.

Сколько здесь букашек? Столько нагибаемся.

Сколько апельсинок? Шагаем мы на месте.

Сколько мандаринок? Прыгаем все вместе.

Сколько здесь конфеток? Дружно наклоняемся.

Сколько здесь машинок? Головой киваем.

Сколько тут снежинок? вдыхаем, выдыхаем.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0122/00002831-62737405/img32.jpgВоспитатель: Молодцы. Мы получаем следующую геометрическую фигуру Куб.

Кинезиология 

Домик-ежик-замок

4-ое задание «Игра с обручами»

Воспитатель говорит:

- Положите все зеленые предметы так, чтобы они были внутри красного обруча.

- Положите синие предметы так, чтобы они был внутри желтого обруча.

- Положите красные предметы так, чтобы они были внутри синего обруча.

- Положите оранжевый предмет так чтобы он был внутри синего красного и желтого обручей.

- Положите коричневый предмет так, чтобы он был внутри желтого и синего, но снаружи красного.

- Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча?

Воспитатель: Молодцы. Мы получаем следующую геометрическую фигуру Трапеция

5 задание Логическая сетка (дорисовать)

image002.jpg

Воспитатель: Молодцы. Мы получаем следующую геометрическую фигуру Треугольник

Воспитатель:

- Ребята, мы с Вами выполнили все задания, и пришли к заколдованному замку!

- Посмотрите это же наша Королева. Давайте поздороваемся с ней и вручим ей наш торт

(Дети здороваются)

Королева благодарит детей, что они такие умные и расколдовали ее с помощью своих знаний и просит выполнить последнее задание.

Королева: Я не знаю, как нужно делить торт помогите мне и в этот раз, научите меня делить на части.

Воспитатель: Давайте представим, что к нам придёт только один человек. И торт у нас один. Как же мы будем угощать нашего гостя? (заслушать ответы детей). Правильно, мы будем делить торт пополам. Давайте так и сделаем! Дети сгибают круг пополам.

Правильно, и называться будет каждый кусочек «одна вторая. А если гостей будет трое? Ответ: на 4 части. (дети сгибают круг еще раз пополам). Такие кусочки называются «одна четверть».

Королева - В знак благодарности за свое спасение дарю вам золотые монетки из царской казны.

- Спасибо вам!

Воспитатель:

- Ну что нам пора возвращаться назад в детский сад.

Вы друг другу улыбнитесь, на носочки поднимитесь, вправо, влево повернитесь снова в группе очутитесь!

Воспитатель:

- Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад.

- Скажите, ребята, где же мы с вами сегодня побывали (ответы).

-А зачем мы туда оправились (ответы)

- Какие задания мы выполняли (ответы)

- Может что то для вас было трудным?

-Очень хорошо, мне тоже понравилось с вами путешествовать, а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Комментарии
Комментариев пока нет.