Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец пионеров и школьников города Курска»
Познавательно-игровая программа
«ТРОПА ПРИКЛЮЧЕНИЙ»
Подготовила педагог д/о,
педагог-организатор:
Чигирёва О.В.
2025 год
Познавательно-игровая программа
«ТРОПА ПРИКЛЮЧЕНИЙ»
Цель: развитие логического и образного мышления у детей, раскрытие умений и навыков в совместной деятельности, развитие чувства коллективизма и товарищества, сопереживания и взаимовыручки.
Задачи: развить у ребят наблюдательность, сообразительность, находчивость, умение решать нестандартные задачи, умение анализировать и выбирать информацию.
Реквизит для этапов: маршрутные листы, таблички с названиями этапов.
Этап «Остров Желаний»: дощечки формат А4- 5-6 шт., пластмассовые бутылочки – 5 шт., свиток с посланием для команды на специальной «состаренной бумаге» - 5 шт., небольшой мяч - «пушечное ядро».
Этап «Пещера Духов»: одноразовые тарелки, фломастеры, материал для крепления: мягкая алюминиевая проволока или большие скрепки, скотч, и специальное место для размещения данного этапа (ширма, сетка, магнитная доска и т.д.)
Этап «Крабовый остров»: веревки, кегли, канаты, гимнастические палки, можно выложить препятствие в форме якоря, лабиринта, «классиков» и т.д.)
Этап «Пираньи»: повязки для глаз участников команды, которые будут спасать товарищей; прищепки- «пираньи» – 25 шт., мел – 1-3 шт. для обновления круга)
Этап «Обед путешественника»: удочки с крючком и короб –«море», где в хаотичном порядке разложены фигурки рыб, на которых имеются специальные крючки (2 удочки и 20-25 шт. рыб, занимательные вопросы для команды).
Этап «Остров Талисманов»: набор букв, стол.
Этап ««Остров сокровищ»: коробка с нарезанной бумагой, свежим сеном, чистым песком, мелко нарезанным поролоном или другим мягким безопасным материалом, разноцветные камни, бусинки, специальный красивый мешочек).
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас в Детском парке. Как много чудесных улыбок мы видим сегодня, сейчас! Это значит, что вы в отличном настроении? (дети отвечают) Ребята, вам нравится путешествовать? (дети отвечают)
Вам нравятся приключения? (дети отвечают)
Вы готовы отправиться в веселое путешествие? (дети отвечают)
Наша игра называется «ТРОПА ПРИКЛЮЧЕНИЙ».
Послушайте, пожалуйста, внимательно правила, которые необходимо соблюдать в течение нашей игры.
Итак, правила игры: команды следуют по этапам в соответствии со своим маршрутным листом, выполняют предложенные им задания. В маршрутном листе фиксируются баллы, которые получает команда на каждом этапе от игротехников, время пребывания на каждой станции - не более 5-ти минут. Следует отметить, что от этапа к этапу команды передвигаются шагом, и выполняют задания всем отрядом (никого не забывая). А если эти правила будут нарушены, то жюри имеет право снять вам заработанные баллы. По окончанию игры подводятся итоги путешествия, и награждаются команды.
Ведущий: Ребята, какие качества помогут команде в путешествии? (дети отвечают)
Для меня самое главное качество спутника в путешествиях - это надёжность и смелость, дисциплинированность и находчивость, рассудительность и упорство, сила воли. То есть это такой человек, на которого можно положиться, который сможет помочь в трудных ситуациях.
Ведущий: сейчас мы проверим, какая из команд самая сплочённая, внимательная и дисциплинированная. Игроки всей командой должны четко и быстро выполнять команды ведущего. Игрок, который ошибается, выбывает из команды. Команды подаются в хаотичном порядке. Игра повторяется несколько раз, пока не получится слаженной работы.
По команде «Лево руля» - делаем шаг влево,
По команде «Право руля» - делаем шаг вправо,
По команде «Нос» - шаг вперед,
По команде «Корма» - шаг назад.
По команде «Поднять парус!» - руки сложить домиком над головой,
По команде «Пушечное ядро!» - присесть.
Ведущий: молодцы, ребята. Вы готовы отправляться в путь. Команды получают маршрутные листы.
«Остров Желаний»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, результат отмечается в маршрутном листе. У команды есть только 3 попытки добыть послание Мага.
(максимальный балл этапа-30)
Старый маг заколдовал этот остров! Уйти отсюда «живым» сможет только тот, кто собьет бутылку, достанет из нее послание и исполнит желание мага! Дети сбивают мячом бутылки, достают «фанты» и исполняют их всей командой: встать на одну ногу и прокричать громко: «Полундра»; громко свиснуть всей командой; корабль сел на мель во время шторма: необходимо эвакуироваться всей команде: по очереди, используя специальный проход (разложенные дощечки), «по рифам» перебраться на сушу всей командой не расцепляя рук; постройтесь в одну шеренгу и передайте через ноги «пушечное ядро» - мяч, а затем верните его через верх по рукам; вы оказались на маленьком острове! Вода прибывает, команда может утонуть! Постройтесь в одну шеренгу и возьмитесь за руки, а затем смотайтесь в один моток! Вода отступила! Команда может размотаться. Вы спасены! (на этапе понадобятся пластмассовые бутылочки объемом 0,5 мл или 0,33 мл; свиток с посланием для команды на специальной «состаренной бумаге» - 5 шт., небольшой мяч; небольшого размера дощечки или другой безопасный материал, разложенные в хаотичном порядке, для перехода на «сушу» - 5-6 штук).
«Пещера Духов»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, результат отмечается в маршрутном листе. Критерии портрета: яркость, оригинальность, техника исполнения)
(максимальный балл этапа-30)
Ваш корабль прибыл в пещеру Духов. Духи сегодня очень рассержены, и пропустят вас дальше только в том случае, если вы нарисуете их портреты! Все портреты должны быть разными! Дети рисуют фломастерами рожицы духов на одноразовых тарелках. На каждую команду выделяется 3 тарелки - «портреты». Команда делится на микрокоманды, по очереди участники бегут к тарелке, и могут нарисовать только один элемент портрета Духа. Участники могут договориться - кто и что рисует, могут подписать портреты названием своей команды, могут дать смешные имена, получившимся изображениям. Заключительным штрихом прохождения этапа становится «селфи» на фоне портретов «Пещеры Духов» всей командой. (необходимо заготовить одноразовые тарелки, фломастеры, материал для крепления: мягкая алюминиевая проволока или большие скрепки, скотч, и специальное место для размещения данного этапа).
«Крабовый остров»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, результат отмечается в маршрутном листе.
(максимальный балл этапа-30)
За ваше непослушание бог моря Нептун разгневался и заколдовал вас! Вы превратились в крабов! Обойдите в этом виде препятствия и заклятие будет снято! Дети встают парами спина к спине, сцепившись руками на уровне локтей и в таком виде оббегают препятствие (для реализации данного этапа можно задействовать спортивный инвентарь: веревки, кегли, канаты, гимнастические палки, обручи, выложить препятствие необходимо в форме якоря, лабиринта, «классиков»).
«Пираньи»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, результат отмечается в маршрутном листе. Если за отведенное время команда спасла не всех игроков, то в маршрутном листе указывается количество оставшихся игроков команды.
(максимальный балл этапа-30)
За борт упали товарищи вашей команды. На них напали злые пираньи, необходимо, как можно быстрее, спасти членов команды. Море, нарисованный круг мелом, диаметром 1,5 -2 метра. В него встают несколько членов команды и постоянно «плавают»- двигаются (в зависимости от количества игроков в команде), которым крепятся на одежду «прищепки-пираньи». Другие участники стоят за кругом с завязанными глазами, и по команде пытаются дотянуться до товарищей, оказавшихся в море, чтобы снять прищепки-пираньи, заходить в «море» спасателям нельзя, за этим следит игротехник на этапе. Член команды, полностью освободившийся от пираний, может выйти из круга и стать снова членом команды. Как только все спасены, команда продолжает своё путешествие. (необходимо подготовить повязки для глаз участников команды, которые будут спасать товарищей; прищепки – 25 шт., мел – 1-3 шт. для обновления круга)
«Обед путешественника»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, результат отмечается в маршрутном листе: количество выловленных рыб и количество правильных ответов.
(максимальный балл этапа-40)
Путешествие было длительным. Запасы провианта подошли к концу, команда решает ловить рыбу на обед. Из команды выходит по 2 человека. Дается одна попытка рыбаку забросить удочку, если рыба сорвалась, выходит другой рыбак, а команда в это время получает штрафной вопрос – 5 правильных ответов дает возможность получить 1 рыбу от ведущего (подготавливаются удочки с крючком и короб –«море», где в хаотичном порядке разложены фигурки рыб, на которых имеются специальные крючки, за них и нужно рыбаку подцепить и выловить рыбку, занимательные вопросы для команды).
«Остров Талисманов»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, результат отмечается в маршрутном листе: количество слов.
(максимальный балл этапа-35)
Вы попали на остров Талисманов! Соберите слова из букв и узнайте сокровище-талисман вашего корабля! Дети собирают слово из разбросанных букв: золото, серебро, алмаз, изумруд, монета (набор букв, стол)
«Остров сокровищ»
На прохождение этапа даётся 5 минут, фиксируется четкость и слаженность работы всей команды по 10- бальной шкале, количество собранных камней фиксируется в маршрутном листе.
(максимальный балл этапа-35)
Ребята, вы оказались на острове Сокровищ. Вам необходимо собрать сокровища. Время «сбора камней» ограничено, так как свирепый сторож клада ушёл на охоту и скоро вернется. В коробке, наполненной бумажными обрывками, находится 25 «драгоценных камней». Первые 2 игрока бегут к коробке, опускают руку в прорезанные отверстия в крышке, и, наощупь, находят «драгоценный камень», опуская руку в ящик, каждый член команды может взять за раз только 1 камень. Затем бегом возвращаются к команде, кладут его в мешочек, бежит следующая пара, и т.д. Драгоценности собраны, команда переходит к новому этапу (коробка может быть наполнена нарезанной бумагой, свежим сеном, чистым песком, мелко нарезанным поролоном или другим мягким безопасным материалом, подготовьте разноцветные камни, бусинки, специальный красивый мешочек)
Ведущий: ребята, наше путешествие подошло к концу. Итоги подведены, начинается церемония награждения. Командам вручаются грамоты по номинациям:
самая находчивая команда путешественников
самая быстрая команда путешественников
самая сплоченная команда путешественников
самая дружная команда путешественников
самая креативная команда путешественников
Список литературы.
Гусев, Д. А. Педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей: учебно-методическое пособие для вузов / Д. А. Гусев, В. Н. Белов. – 6-е издание, стереотипное. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 92 с. – ISBN 978-5-507-47546-9. – URL: https://e.lanbook.com/book/387722 (дата обращения: 22.05.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
Подвижные игры как средство формирования личности детей и подростков в летнем лагере: учебное пособие. Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), уровень бакалавриата / составители: С. В. Коломиец, Л. В. Соколовская. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. – 89 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/89991.html (дата обращения: 22.05.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с.
Леванова, Е. А. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев [и др.]; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М.: МИГУ, 2017. — 212 с.
Куприянов, Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. — 2002. — № 5. — С. 21—29.
Газман, О. С. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. — М. : Педагогика, 1982. — 96 с.
Приложение№1
Занимательные вопросы для команд
«По морям, по волнам!»
В каком романе на поиски отца –капитана отправляются дети? (Дети капитана Гранта, автор книги Жюль Верн)
Каким способом пираты грабили своих жертв? (Шли на абордаж)
Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. А в поход пойдешь со мной – Я повисну за спиной (Рюкзак)
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет (карта)
Назовите книги, в названиях которых имеются слова «приключения» и «путешествия». (Д. Свифт «Приключения Гулливера», Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Льюис Кэррол «Приключения Алисы в стране чудес», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и др.)
Что использовали пираты, чтобы легко ориентироваться в темноте трюма после яркого дневного света на палубе? (повязку на один глаз)
Кто был самым страшным пиратом в мультфильме «Остров сокровищ»? (Джон Сильвер)
Назовите названия морей, которые вы знаете! (Черное, Мраморное, Белое, Красное, Каспийское, Азовское, Каракос, Лаптевых, Коралловое, Балтийское, Средиземное, Северное, Аравийское, Баренцево, Норвежское, Саргассово, Берингово, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Охотское, Мертвое, Адриатическое, Тирренское, Аравийское, Фиджи, Тасманово, Ламбрадор, Аральское.)
Качается стрелка туда и сюда, укажет нам север и юг без труда? (Компас)
Как называлось судно, на котором плавали герои книги Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»? (Судно, на котором плавали герои книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» называлось «Победа», однако из-за аварии на старте он теряет две буквы названия и далее именуется «Беда».)
Приложеие№2