Тропинка к своему Я

0
0
Материал опубликован 24 October

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МИЧУРИНСКОГО МО

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стаевская средняя общеобразовательная школа










Рассмотрена

на заседании

педагогического совета

от_______________

Протокол № ________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Стаевской СОШ


_________________С.С. Трушин

Приказ № ___ от ____.____.2023 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Тропинка к своему Я»





Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 2023-2025 гг.

Уровень освоения: базовый





Автор составитель:

Пичугина Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования





с. Стаево, 2023 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стаевская средняя общеобразовательная школа

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тропинка к своему Я»


3. Сведения об авторах

3.1.

Ф.И.О., должность

Пичугина Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования.

4. Сведения о программе

4.1

Нормативная база

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившие с силу с 01.01.2022);

« Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» ( утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28 «Об утверждении СП от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»


4.2

Область применения

Дополнительное образование

4.3

Направленность

Социально - гуманитарная


4.4

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

4..

Уровень освоения

Базовый

4.7

Возраст обучающихся по программе

8– 10 лет

4.8

Продолжитель

ность обучения

1год, 68 часов в год























































Блок 1. Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ программы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тропинка к своему Я» относится к Социально – гуманитарной направленности. Данная программа поможет младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни

Уровень освоения программы: базовый

Новизна программы: выстраивается единая линия занятий, рассчитанных на решение всего комплекса вопросов, которые волнуют детей в данном возрасте. Занятия проходят не только в форме беседы, но и в форме игры и тренинга, что создаёт наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У учащихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определённые роли. Актуальность: решаются важнейшие задачи образования (формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, регулятивной). Программа предусматривает оказание помощи детям в преодолении страхов, агрессии, способствует личностному развитию учащихся.

Педагогическая целесообразность: очень часто педагоги сталкиваются с психологическими проблемами, как отдельных детей, так и коллектива в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на весь педагогический процесс. Именно поэтому педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению данных проблем и позволяет улучшить психологическую атмосферу в коллективах.

Педагогическая целесообразность Дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Тропинка к своему Я " обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия с другими детьми, и с другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе.

Отличительные особенности программы:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Тропинка к своему Я " разработана с учётом выявления индивидуальных особенностей учащихся. В основе реализации программы «Тропинка к своему Я» лежит деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества;

формирование психолого-педагогической среды развития учащихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

развитие познания и освоения мира личности учащегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Авторскими находками данной программы являются: система учебно-тематического планирования.

Адресат программы: программа предназначена для детей 8-10 лет

Условия набора учащихся:Для обучения принимаются все желающие. Набор в группу проводится независимо от уровня подготовки и пола учащихся.

Количество учащихся: Наполняемость в группе составляет до 15 человек. Любой ученик имеет право быть зачисленным  в состав учебной группы.

Объем и срок освоения программы: Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 72 часа в год.

Форма и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академическому часу с 10 минутным перерывом.

Основной формой занятия являются комбинированное занятие ( сочетание практического и теоретического занятий ), а так же выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий и проектов.

Форма обучения: очная, групповая (практические занятия, беседы, игровая деятельность, конкурсы, наблюдение).


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: формирование позитивного отношения к своему «Я», развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы:

Обучающие:

Формирование психологического здоровья;

формирование позитивного отношение к своему «Я»;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Развивающие:

Развитие навыков социального поведения;

развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

развитие познавательной мотивации;

развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля;

Развитие способности ребенка к сопереживанию.

Воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности;

предупреждение и снижение тревожности и страхов детей;

знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения;

создание возможностей для самовыражения;

выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ


Учебный план



Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение

2




1.1.

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.

Тема «Мы рады встрече»


2

1

1


2

Раздел 2. Я — школьник

17




2.1.

«Я умею управлять собой».


2

1

1


2.2

«Я умею преодолевать трудности»


2

1

1


2.3

«Я умею слушать других»


2

1

1


2.4

«Я умею учиться у ошибки»


2

1

1


2.5

«Я умею быть доброжелательным»


2

1

1


2.5

«Я – доброжелательный»


2

1

1


2.6

«Я умею быть ласковым»


2

1

1


2.7

«Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими»


1




2.8

«Я учусь решать конфликты»


2

1

1



Раздел 3. Мои чувства

20




3.1

«Радость. Что такое мимика?»


2

1

1


3.2

«Радость. Что такое жесты?»


2

1

1


3.3

«Грусть»


2

1

1


3.4

«Страх»


2

1

1


3.5

«Страх. Как его преодолеть»


2

1

1


3.6

«Гнев. С какими чувствами он дружит?»


2

1

1


3.7

«Обида»


2

1

1


3.8

«Разные чувства»


2

1

1


3.9

«Понимаем чувства другого»


2

1

1


3.10

«Мы испытываем разные чувства»


2

1

1





Раздел 4. «Чем люди отличаются друг от друга»


16





4.1

«Люди отличаются друг от друга своими качествами»


2

1

1

Беседа

4.2

«Хорошие качества людей»


2

1

1

Творческая работа

4.3

«Самое важное хорошее качество»


2

1

1

Творческая работа

4.4

«Кого называют “доброжелательным человеком”»?


2

1

1

Творческая работа

4.5

«Я желаю добра ребятам в классе»


2

1

1

Беседа, контрольная работа

4.6

«Какие качества нам нравятся друг в друге»


2

1

1


4.7

«Какими качествами мы похожи, а какими различаемся»


2

1

1

Круглый стол

4.8

«В каждом человеке есть темные и светлые качества»


2

1

1



Раздел 5. Я и моя школа

6




5.1

«Я и моя школа»


2

1

1


5.2

«Что такое лень?»


2

1

1


5.3

«Я и мой учитель»


2

1

1



Раздел 6. Я и мои родители

6




6.1

«Я и мои родители»


2

1

1


6.2

«Я умею просить прощение!


2

1

1


6.3

«Почему родители наказывают своих детей»


2

1

1



Тема 7. Я и мои друзья

4




7.1

«Настоящий друг»


2

1

1


7.2

«Умею ли я дружить?»


2

1

1



Итоговое занятие

1

1





Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Тема 1.1.  Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Разминка «Мячик».

Упражнения «Вспомним чувства», «Чувства- воспоминания», Творческая работа «Рисунок радости». Графический диктант.

Раздел 2. Я — школьник

Тема 2.1. Тема «Я умею управлять собой».

Теория. Беседа на тему: Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными?», «Нужно ли ученику умение управлять собой?»

Практика. Упражнения: «Я умею управлять собой», «Умею остановиться», «Умею выполнять требования взрослых» Творческая работа «Рисунок имени»


Тема 2.2. «Я умею преодолевать трудности»

Теория. Что такое трудности. Разминка «Ролевая гимнастика».

Рассказ о подвиге адмирала Ф.Ф. Ушакова. Обсуждение.

Практика. Упражнения: «Вспомни и сделай», «Сумей понять».

«Вопрос», «Тихо».

Работа со сказкой «Лопух и одуванчик». Обсуждение.

Графический диктант


Тема 2.3. «Я умею слушать других»

Теория. Что такое умение слушать других. Разминка «Ролевая гимнастика». История про альпинистов. Обсуждение.

Практика. Упражнения: «Я умею справляться с трудностями», «Запомни ответ», «Диалог».

Творческая работа «Общий рисунок». Работа со сказкой «Муравьишка Гришка». Обсуждение


Тема 2.4. «Я умею учиться у ошибки»

Теория. Что такое ошибки. Разминка «Противоположности».

Практика. Работа со сказкой «Ошибка и Неошибка». Обсуждение. Творческая работа по сказке «Чему может научить ошибка?»

Графический диктант Работа со сказкой «Коля и Солнечный Зайчик». Обсуждение.



Тема 2.5. «Я умею быть доброжелательным»

Теория. Доброжелательные люди…Какие они?

Практика. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение.

Упражнение: четыре испытания. Графический диктант


Тема 2.6. «Я умею быть ласковым»

Теория. Разминка «Ролевая гимнастика

Практика. Работа со сказкой «История про Павлика». Обсуждение. Упражнения: «Ласковый взгляд», «Ласковое прикосновение», «Ласковые слова и интонация». Работа со сказкой «Волчонок Сеня». Обсуждение».


Тема 2.7. «Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими»

Теория. Характеристика людей сильных духом.

Практика. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение. Творческая работа «Нарисуй страну»


Тема 2.8. «Я учусь решать конфликты»

Теория. Что такое конфликты?

Практика. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение.

Упражнение: «Это конфликт?» Упражнения: «Придумай конфликт», «Инсценировка конфликта». Графический диктант



Раздел №3. Мои чувства


Тема 3.1. «Радость. Что такое мимика?»

Теория. Беседа на тему: «Эмоция – радость. Что такое мимика?»

Практика. Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался». Упражнения: «Закончи предложения». Разминка «Раз, два, три, позу за мной повтори». Упражнение: «Зоопарк». Творческая работа «Рисунок радости». Графический диктант.

Тема 3.2. «Радость. Что такое жесты?»

Теория: Беседа : «Радость, как эмоция».

Практика. Разминка «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное».Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение» Работа со сказкой. «Когда молочные зубы сменились постоянными». Обсуждение. Графический диктант

Тема 3.3. «Грусть» Теория: Беседа : «Грусть, как эмоция». Практика: Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения: «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка по котенка Ваську». Обсуждение

Тема 3.4 «Страх»

Теория: Беседа : «Страх, как эмоция».

Практика. Разминка «Дотронься до…»Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку», Работа со сказкой «Девочка с мишкой». Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.

Тема 3.5. «Страх. Как его преодолеть»

Теория: Познакомить детей со способами преодоления страха.

Практика. Разминка «Неопределенные фигуры». Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Графический диктант


Тема 3.6. «Гнев. С какими чувствами он дружит?»

Теория: Беседа: « Гнев, как эмоция»

Практика. Разминка «Художник», «Попугай». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался». Работа со сказкой «Как ромашки с васильками поссорились». Обсуждение и творческая работа по сказке Обсуждение. Творческая работа

Тема 3.7. «Обида»

Теория: Беседа: «Обида, как эмоция»

Практика: Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет!». Упражнения: «Закончи предложение», «Какая у меня обида». Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке



Тема 3.8. «Разные чувства»

Теория: Разбираемся в палитре чувств и эмоций человека и попытаемся понять, зачем вообще различать оттенки. Анализируем спектр чувств, какими они могут быть.

Практика: Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум - бурум», «Море волнуется», «Волны».Упражнение: «Закончи предложение». Групповая работа «Ожившее чувство». Творческая работа «Рисунок чувств.


Тема 3.9. «Понимаем чувства другого» Теория: Учимся понимать чувства других. Практика: Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения: «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».Графический диктант.

Тема 3.10. «Мы испытываем разные чувства»

Теория. Разбираемся в палитре чувств и эмоций человека.

Практика. Разминка «Лишнее слово». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты». Обсуждение и творческая работа по сказке.


Раздел 4. Чем люди отличаются друг от друга


Тема 4.1.  «Люди отличаются друг от друга своими качествами»

Теория. Беседа о человеческих качествах.

Практика. Упражнения: «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса».

Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце». Обсуждение и творческая работа по сказке. Графический диктант.



Тема 4.2.  Хорошие качества людей. 

Теория. Определиться с понятием «хорошие качества человека»

 Практика. Разминка «Какие качества задуманы». Упражнения: «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств». «Качество в подарок». Работа со сказкой «Я не такой, как все!». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Графический диктант.


 Тема 4.3. Самое важное хорошее качество

Теория. Определение важных хороших качеств для каждого ребенка.

Практика. Разминка «Найти лишнее слово» Упражнения: «Сборы в дорогу», «Кто любит людей» ,«Поделимся любовью».

Работа со сказкой «Хвостатик». Обсуждение и творческая работа по сказке. Графический диктант.


Тема 4.4. Кого называют “доброжелательным человеком"?

Теория. Определение понятия “доброжелательный человек"

Практика. Разминка «Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнение: «“Волшебные” слова».

Работа со сказкой «Маленький котенок». Обсуждение и творческая работа по сказке.


Тема 4.5. Я желаю добра ребятам в классе

Теория.  Определение понятий: отношение, взаимоотношение. Способность желать добро окружающим.

 Практика. Разминка «Аналогии»

Упражнения: «Как ведет себя человек», «Я желаю добра». Работа со сказкой «О подзорной трубе». Обсуждение и творческая работа по сказке Графический диктант


Тема 4.6. Какие качества нам нравятся друг в друге .

Теория. Развить в детях способность видеть в окружающих хорошие качества.

 Практика. Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе».

Упражнение: «Снежная королева» ,Работа со сказкой «Кузя». Обсуждение и творческая работа по сказке. Графический диктант


Тема 4.7. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся. Теория. Развить понимание того, что каждый человек индивидуален. Практика. Разминка «Неоконченные предложения» Упражнения: «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся». Графический диктант

Тема 4.8. В каждом человеке есть темные и светлые качества. Теория. Дискуссия о хороших и плохих качествах друг друга.

Практика. Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки».Упражнения: «Темные и светлые мешочки», «Светофорики» Работа со сказкой «Перчатка». Обсуждение и творческая работа по сказке.






Раздел 5. Я и моя школа

Тема 5.1. Я и моя школа

Теория. Привить положительное отношение к школе

 Практика. Разминка «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?»

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Школа на планете “Наоборот”»


Тема 5.2. Что такое лень?

Теория. Что такое лень? Какой вред она приносит?

 Практика. Разминка «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств». Упражнение: «Существо по имени Лень». Работа со сказкой «О ленивой звездочке». Обсуждение и творческая работа по сказке


Тема 5.3. Я и мой учитель

Теория. Беседа о роли учителя в жизни каждого ребенка.

Практика. Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я – тетрадь». Упражнение: «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице». Обсуждение и творческая работа по сказке



Раздел 6. Я и мои родители

Тема 6.1. Я и мои родители

Теория. Беседа о роли родителей в жизни каждого ребенка.  Практика. Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои».

Упражнение: «Неоконченные предложения». Творческая работа «Семья»

Тема 6.2. Я умею просить прощение!

Теория. Беседа о прощении. Что такое умение просить прощение?

Практика. Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски». Упражнения: «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения!». Работа со сказкой «Принц Эдгар». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Тема 6.3. Почему родители наказывают своих детей?

Теория. Беседа о наказании.

Практика. Разминка «Изобрази предмет», «Занятие мамы»

Упражнение: «Неоконченные предложения». «Я сделал дело хорошо». Работа со сказкой «Простить маму». Обсуждение и творческая работа по сказке Графический диктант.



Раздел 7. Я и мои друзья

Тема 7.1. «Настоящий друг»

Теория. Сформировать понятие : «настоящий друг» Практика. Разминка «Кто сказал спасибо?», «Я сделал дело хорошо». Упражнения: «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга». Упражнение: «Надежный лифт». Работа со сказкой «Неожиданная встреча». Обсуждение и творческая работа по сказке Графический диктант

Тема 7.2. Умею ли я дружить?

Теория. Сформировать понятие : «Дружба»

Практика. Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал “прости”?» Упражнение: «Нужно ли уметь дружить?» Упражнение: «Санитары». Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу». Обсуждение и творческая работа по сказке

Графический диктант.

































1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения учащиеся должны

знать:

правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

правила игрового общения;

о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

базовые понятия из области общей психологии, психологии общения, психологии эмоций, и психологии познавательных процессов;

эффективные формы работы в команде;

методику работы с психолого-диагностическим материалом;

уметь:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

исследовать свои качества и свои особенности;

доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

работать в паре и в группе;

доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;

применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные навыки;

защищать себя и своё здоровье;

самостоятельно развивать внимание, память, воображение, образное и логическое мышление.























Блок № 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график



п/п

Месяц

Число

Время прове-дения занятия

Форма занятия

Ко личес-тво часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение (2ч.)

1





2

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.

Тема «Мы рады встрече»



Творческая работа


Раздел 2. Я — школьник

2





2

«Я умею управлять собой».



беседа


3





2

«Я умею преодолевать трудности»



беседа


4





2

«Я умею слушать других»



беседа


5





2

«Я умею учиться у ошибки»



беседа


6





2

«Я умею быть доброжелательным»



беседа


7





2

«Я – доброжелательный»



беседа


8





2

«Я умею быть ласковым»



беседа


9





1

«Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими»



беседа

10





2

«Я учусь решать конфликты»



беседа


Раздел 3. Мои чувства

11







2

«Радость. Что такое мимика?»



беседа


12





2

«Радость. Что такое жесты?»



беседа


13





2

«Грусть»



беседа


14





2

«Страх»



беседа


15





2

«Страх. Как его преодолеть»



беседа


16





2

«Гнев. С какими чувствами он дружит?»



беседа


17





2

«Обида»



беседа


18





2

«Разные чувства»



беседа


19





2

«Понимаем чувства другого»



беседа


20





2

«Мы испытываем разные чувства»



беседа




Раздел 4. «Чем люди отличаются друг от друга»

21





2

«Люди отличаются друг от друга своими качествами»


беседа


22





2

«Хорошие качества людей»



беседа



23





2

«Самое важное хорошее качество»



беседа


24





2

«Кого называют “доброжелательным человеком”»?


беседа


25





2

«Я желаю добра ребятам в классе»



беседа


26





2

«Какие качества нам нравятся друг в друге»



беседа


27





2

«Какими качествами мы похожи, а какими различаемся»


беседа


28





2

«В каждом человеке есть темные и светлые качества»



беседа



Раздел 5. Я и моя школа

29





2

«Я и моя школа»



беседа


30





2

«Что такое лень?»



беседа


31





2

«Я и мой учитель»



беседа


Раздел 6. Я и мои родители

32





2

«Я и мои родители»



беседа


33





2

«Я умею просить прощение!



беседа


34





2

«Почему родители наказывают своих



беседа


Тема 7. Я и мои друзья

35







2

«Настоящий друг»



беседа


36





2

«Умею ли я дружить?»



беседа


37





1

Итоговое занятие


Тестовый контроль

Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение программы.


Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:

Занятия должны проводиться в классе, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Класс должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Оборудование: стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3). Материалы: наглядные и домонстрационные пособия, видеозаписи роликов

Электронно – программное обеспечение: Компьютер Специальные требования к одежде учащихся: нет Технические средства: Компьютерные информационные технологии

Кадровое обеспечение

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее педагогическое образование и знания в области психологии.

Формы аттестации

Формы промежуточной аттестации по программе:

подготовка сообщений, докладов и выступление с ними на занятиях,

подготовка проектных работ и участие в конкурсах разных уровней;

тесты, анкетирование;

творческие работы;

собеседования;

викторины, игра.

Формой итоговой аттестации могут быть: итоговая диагностика, выставка, творческая работа.

Оценочные материалы

индивидуальные задания;

задания для групповой работы;

проекты;

тесты.











Методические материалы

п/п

Название раздела

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов


Введение

Групповая работа

Беседа, Игра

Рассказ



Словесный(объяснение)

разъяснение

игровой

беседа

иллюстрация

демонстрация

Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд; мультимедийная презентация

Творческая работа

1

Я — школьник

Групповая работа

Беседа

Проектная деятельность

Объясненительно-иллюстративный,

рассказ;

беседа;

демонстрация;




Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд; мультимедийная презентация


фронтальный опрос, творческая работа

2

Чем люди отличаются друг от друга

Групповая работа

Беседа

Рассказ

Самостоятельная работа

Мастер-класс

Сюжетно-ролевая игра


объяснение

разъяснение

рассказ

беседа

круглый стол

иллюстрация

демонстрация

наблюдение учащихся

упражнение

практическая работа


Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд; мультимедийная презентация,

фронтальный опрос, творческая работа

3

Я и моя школа

Групповая работа

Беседа

Рассказ

Самостоятельная работа


объяснение

разъяснение

рассказ

беседа

круглый стол

иллюстрация

демонстрация

наблюдение учащихся

упражнение

практическая работа




Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд; мультимедийная презентация

фронтальный опрос, творческая работа

4

Я и мои родители

Беседа

Групповая работа

Рассказ


Словесный(объяснение,

рассказ,беседа), объясненительно-иллюстративный,

наглядно-практический,

проектный,


Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд; мультимедийная презентация

фронтальный опрос, творческая работа

5

Я и мои друзья

Беседа

Групповая работа

Творческая мастерская

объясненительно-иллюстративный,

Словесный(объяснение,

рассказ,беседа),

наблюдение учащихся,

практическая работа,

проектный,






Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд; мультимедийная презентация

фронтальный опрос, творческая работа





















































Список литературы


Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.

Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.

Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

Никифорова В.В. «Графические диктанты». М., 2012.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.

И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006

Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.

Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. – Минск, 1997.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.

Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.

Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под. ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.

Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношения с окружающими. М., 1992.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.