ТРУД – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ: СОЧЕТАНИЕ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА ВО ВЗГЛЯДАХ ПЕДАГОГА-НОВАТОРА К.Д. УШИНСКОГО
ТРУД – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ: СОЧЕТАНИЕ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА ВО ВЗГЛЯДАХ ПЕДАГОГА-НОВАТОРА К.Д. УШИНСКОГО
Федотова А.Г.
Методист, преподаватель
ГБПОУ «Шахтерский педагогический колледж»
г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика
Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья.
Анализируя статью педагога-новатора К.Д. Ушинского "Труд в его психическом и воспитательном значении" можно выделить определение труда, содержащее признаки, которые отличают разумный труд человека от активности животных, от работы рабов, а также от забав малых и взрослых детей. "Труд... есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни".
Если коснутся жизни наших предков, никогда у них не стоял такой вопрос, кто должен воспитывать детей, они знали, что воспитанием должны заниматься родители, и это было самой важной и главной целью наших поколений. Главным было воспитание через труд, родители систематически подготавливали детей к труду свободному, личному, фактически с самого рождения. И это не считалось какой-то системой воспитания, это была жизнь.
Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский и предлагает средства, способные развить привычку к труду.
1. Не учить ученика, а только помогать, ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.
2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать - легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.
3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.
4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и т.д. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
По мнению К.Д Ушинского счастье человека заключается в труде, и вот что он об этом пишет "…необходимость труда - будет ли то наука, торговля, государственная служба, военная или гражданская - покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность, а, наконец, и самое влияние; начинает быстро вырождаться и уступает свое место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье…Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья."
Ушинский выдвинул совершенно правильное положение, указывая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности.: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду».
Связав обучение и воспитание с жизнью народа, с его трудовой деятельностью, можно развить в детях то самое качество любви к труду. Эта связь должна взаимно совершенствовать как саму жизнь, так и самого воспитанника.
Придавая большое значение для теории и практики воспитания вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассматривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности -- соотносимости и взаимосвязи физического и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребенка чрезмерный физический и умственный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе умственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную систему, способствуя тем самым кровотоку и пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряжения, усилия мысли, превращает человека в робота, придаток машины. Всего полезнее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.
Создавая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственности, возвышению души, тогда он оказывает живительное и освежающее влияние на чувства человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.
2. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Чел., 2004 г.
3. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. - Тбил., 1974г.
4. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. - Минск, 1974 г.
5. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. № 4. 2004 г.
6. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 окт. 1999г. - Челябинск, 2000 г.
7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998 г.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8.- М.,1950 г.