Урок «Труд земледельца» (4 класс)
Тема: «Труд. Земледельцы»
Выполняла работу: Щукина Любовь Васильевна
учитель начальных классов МБОУ «Борковская СОШ»
п. Борок
2022 г.
Технологическая карта урока
Предмет: Истоки
Класс: 4
Базовый учебник А.В. Камкин «Истоки», 4 класс.
Тема урока: «Труд. Земледельцы»
Цель урока: создание условий для формирования представлений обучающихся о такой социокультурной категории как: «традиции земледельца»
Задачи урока:
- актуализировать знания обучающихся о жизни наших предков;
- способствовать формированию представлений о возникновении традиций земледельца;
-содействовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям таким как:
чувственная,
морально-нравственная,
духовная,
волевая;
- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к изучению нового материала
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Необходимое оборудование: Репродукции картин, грамзапись, учебник, тетрадь, видеоряд, презентация.
Критерии достижения цели урока: Использование активных форм работы - работа в парах, в четвёрках, ресурсный круг
методы: практические, частично – поисковые, самостоятельная работа.
Ход урока
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1
2
3
4
5
6.
|
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний Присоединение
Открытие новых знаний
Работа с учебником
Работа в тетради стр.6
Активное занятие. Работа в четвёрке.
Закрепление и усвоение знаний.
Ресурсный круг
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание
|
Улыбнитесь друг другу. Пожелайте добра. Хотелось, чтобы вы сегодня поделились своими мыслями, почувствовали важность сегодняшнего разговора. Народная мудрость гласит: «Землю солнце красит, а человека труд». Пусть потрудятся сегодня наши ум ,разум, сердце и душа.
Я хочу чтобы вы прослушали стихотворение и сказали о чём мы будем беседовать на уроке. Я знаю руки земледельца Землёй пропахшие они Народом чтились искони И меркой мерялись особой. Чуть брезжит свет-их ждёт работа. Их ждёт горячая страда То сев, то сроки обмолота Им нет покоя никогда, Их солнце обжигает люто Они в соломенной пыли На них видны следы мазута И пятна въевшейся земли. Их заменить в работе нечем, Они за счастье держат бой Я им обязана навеки Своею светлою судьбой.
- Кто сможет сказать, о чём будем беседовать на уроке? -Правильно. О нелёгком благородном труде земледельца. - Значит, наша задача сегодня узнать какие традиции земледельцев были, есть и существуют до сих пор. - Кто такие земледельцы?
Ресурсный круг Передавая колосок, который наполнен теплом трудовых рук и добротой, я хочу услышать от вас -Чем же занимаются земледельцы? -Я думаю, что земледельцы выкорчёвывают деревья и готовят место под новую пашню.
- Вы правильно назвали, чем занимаются земледельцы. Я с вами полностью согласна. Труд на земле имел в глазах крестьян великий смысл. Они понимали, что именно земледельцы кормят всех остальных, всё Отечество и потому считали крестьян сердцевиной святорусской земли. Крестьяне старались следовать в своей жизни многовековому опыту отцов и дедов. У них было твёрдое убеждение в том, что обычаи предков являются надёжным жизненным образцом. «Как отцы и деды, так и мы»- говорили в деревне. Чему же учил нас опыт предков?
Давайте откроем учебник на стр.74 и прочитаем от слов «Прежде всего он говорил земледельцу… и до слов на стр. 75 «Жизнь земледельца была была подчинена… - Выделим и назовём обычаи наших предков (выделяем на слайде)
Прежде всего этот обычай говорил нам, что плоды его труда зависят от погоды и природы. -Ошибёшься в приметах, пропустишь срок пахоты или сева - всё это обернётся неурожаем. И будет голодно в семье и стыдно перед соседями.
- В деревне считали, что земля Божия, и каждый, кто готов на ней трудиться, может ею пользоваться.
- Эта крестьянская мудрость была не так проста. Во-первых: она призывала работать всех дружно. Во-вторых; она указывает на обычай совместного начала и завершения полевых работ. Не одобряли, если кто-то теряет чувство меры и работает больше всех и даже в воскресные дни или праздники. Крестьяне видели в этом признак жадности и алчности, которые сами по себе являются большим грехом. В-третьих; в этих словах живёт стремление к равенству. Пусть все крестьяне будут иметь равные права и обязанности. Считалось, что для всех будет лучше, если между крестьянами сохраняется одинаковый достаток. «Богатство перед Богом грех, а бедность- перед людьми».
-Когда надо помогать друг другу?
Что вам было уже известно и что нового вы узнали из текста. Посовещайтесь в паре и выкажите своё мнение.
-Правильно. Неудивительно, что их мудрость скрывается не только в труде. Но и в пословицах. Знаем, что пословицы- народная сокровищница, мудрость народа.
-Объясните смысл тех пословиц, которые вы знаете. А если не уверены, то дома с родителями. с бабушками побеседуйте. У них уже есть жизненный опыт и они вам обязательно помогут. Мы беседовали с вами о традициях земледельцев. Вы были моими активными помощниками. На стр.7 в тетр. выполним задание «Традиции земледельцев»
Самостоятельно. Внимательно прочитайте выражения. Какие из них можно отнести к жизненным правилам, традициям земледельцев. Работа в четвёрке. Внимательно выслушайте друг друга. Придите к общему мнению. 1.Индивидуальная работа (3-5мин.) 3.Работа в четвёрке (5 мин) 4.Обсуждение ответов 5.Рефлексия -Были ли трудности при обсуждении в группе? - Легко ли вам было общаться - Кого вы можете поблагодарить за общение? Спасибо за работу. Я думаю. что вы сердцем услышали сегодня мудрые слова.
Физминутка
Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка. Покажись, скорей, плутовка! Мы взбираемся на холм, И немного отдохнём. -Нелёгок труд земледельца. Из года в год вслед за пахотой следовало боронование, за ним сев, а потом сенокос, жатва, молотьба и многие- многие другие работы. Из года в год круг этих работ повторялся, воспроизводился. Это придавало жизни и труду земледельца устойчивый порядок «Каждому делу-своя пора». К летним работам готовились заранее и тщательно. Ранней весной ремонтировали орудия труда, просеивали семена. Примечали погоду: «Посеешь в погоду - больше приплоду», «Сей овёс, когда запоют лягушки, когда станет распускаться берёза. Когда босая нога на пашне не зябнет». -Наступала весна. Какую работу выполняли сначала земледельцы весной? (Слайд с изображением весенних работ)
Пахота была тяжёлой весенней работой, которую выполняли мужчины. Нужно было, чтобы оттаявшая земля после зимнего сна стала мягкой и приняла семена будущего урожая. Русские крестьяне вспахивали землю два или три раза- двоили или троили землю. Вот как об этом написано в одной старинной книге
Вспахали, посеяли, не успели как следует отдохнуть. А тут уж другая работа подоспела. Труд земледельца нашёл отражение В произведениях многих известных художников, поэтов и писателей. Прослушаем аудиозапись стихотворения. Майков «Сенокос» Пахнет сеном над лугами Песни душу веселя. Бабы с граблями рядами Ходят, сено шевелят. Там — сухое убирают; Только жучка удалая
-О какой работе говорится в этом стихотворении? Слайд Труд земледельца нашёл отражение Вот как об этом пишет С. Аксаков в р.т. на стр.4 В отличии от пахоты, сенокос был не только напряжённым трудом, но и большим праздником. Вставали очень рано. Нужно было успеть, пока на траве лежит роса- тогда и косить легче. «Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой». Выходили на сенокос всей Деревней. Одевались в праздничные одежды. Мужчины косили, женщины жали. Девушки огребали сено. Пели, шутили и красовались перед женихами. Особенное веселье наступало, когда копнили- ставили копны. После обеда взрослые отдыхали. А молодёжь отправлялась в лес за ягодами. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Но ещё долго перед глазами будет стоять удивительная картина «зелёной страды», озвученная песнями косарей. «Наточу я остро косу свою. Слышите,как звенит. Как поёт она в руках.
Время неумолимо летит вперёд. Вырастают хлебные колосья. Они словно лучи солнца всходят над полями всё выше и выше. Это ржаное, ячменное и пшеничное солнце. Будет солнце палить весь день. Будет ныть спина в пояснице. Ветер, что ль повеял бы жнице. Туча скрыла бы, что ли в тень. Не видать конца полосе, И не скоро наступит вечер. Но уже натружены плечи. Разболелись суставы все -О какой работе говорится в этом стихотворении -Что вы знаете о жатве хлеба?
Уборку хлеба называют страдой. -Почему? И начинается страда. Нужно было определить время уборки урожая, чтобы убрать хлеба зрелыми. Мужики, бабы, девки и дети- все в поле. Вспухали от мозолей ладони. Жали, косили, вязали в снопы, укладывали в суслоны или скирды. Затем хлеба досушивали в овинах, молотили на гумне, хранили в амбарах. Слайд И всё это надо был сделать быстро, умело. И только тогда, когда хлеб был на гумне, под крышей, земледелец мог свободно вздохнуть- всё, урожай убран. Убрать урожай до зёрнышка- труд. Что и говорить кропотливый. Белый хлеб. Он ведь чёрные руки любит. Чёрные от пашни, от работы на поле.
Самыми поздними работами была уборка льна. Давайте послушаем русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок». В этой песне очень хорошо сказано о том, как лён превращался в пушистый и нежный как шёлк. (Показать куделю). Его можно было прясть. Это и было повседневной работой девушек и женщин на все длинные зимние вечера.
Стр.5 в р.т.
Нелёгок труд земледельца -Какими качествами должны обладать земледельцы, работая на земле?
- А какие качества земледельца вы хотели бы увидеть в себе? Посмотрите в глаза земледельцу. Вот он стоит в поле, не сказочный, реальный, умеющий любить землю и чувствующий величайшую ответственность за неё. Слайд И в стихотворении «Моя земля» говорится о большой любви людей к земле, о такой любви, которая есть только в сердце земледельца.
-Какова была цель нашего урока? -Какие основы необходимы для настоящего земледелия? -А зачем мы изучали данную тему? - Где может пригодиться в жизни? Я рада. Что сегодня на славу потрудились ваши ум, разум. сердце и душа. У вас на партах лежит колосок, вырезанный из бумаги. На обратной стороне колоска, написаны такие строки: Каждый к хлебу причастен. Будем бережны все. Будет хлеб- будет счастье. Будет жизнь на Земле! Запомните эти строки. А колосок напоминает вам о нелёгком труде земледельца.
Представь, что зёрнышки научились говорить. Что бы могло рассказать ржаное зёрнышко? Сочини и запиши сказку. |
-О земледельцах.
Люди, работающие на земле.
- Садят картофель -Выращивают хлеб - Пашут - Боронят - Убирают хлеб
Ученики работают в паре по странице учебника. Выделяют обычаи предков.
1.Примечать. запоминать и учитывать в жизни. -Снег вьётся до крыши-рожь будет выше. -Март сухой, да мокрый май- будет каша и каравай. -Весной из берёзы течёт много сока, дождливый год будет. -Утром обильная роса, будет день жаркий. -Бледное солнце с утра-быть дождю. -Парит, парит потом дождь ударит.
2.Каждый земледелец имеет право на свою долю земли.
3.Трудиться по совести и не выделяться из общего ряда
4.Помогать друг другу Ответы учеников -Когда попал в беду -При выполнении работы. -Когда человека не может иметь что- нибудь и ему надо помочь.
Предки наши были: -Умные -Наблюдательные -Сообразительные -Мудрые
Выслушиваются ответы учеников. Остальные дети дополняют, высказывают своё мнение.
Ученики выполняют активное занятие «Традиции земледельцев»
Учащиеся выполняют движения.
Ученики перечисляют весенние виды работ
Сообщения учеников 1уч Как только лишь снег сойдёт с полей и земля подсохнет, тогда землю начинают пахать. А вспахав, дают несколько просохнуть, чтобы она лучше от бороны рассыпалась. Потом её боронят и кладут навоз. Потом её в другой раз вспашут и заборонят для того, чтобы сия земля для посеву семян была мягче. После чего начинают сеять и по посеянии тех семян в третий раз вспашут и заборонят. 2уч. Удивительны и радостны эти дни. В тёплом воздухе от земли исходит тонкий аромат весенней свежести. Вокруг суетятся и галдят грачи. Они тотчас садятся на перевёрнутую землю. Слышно. Как скрипит соха, как понукает пахарь, как тяжело дышит конь. Кажется, что все объединились в нелёгком труде – красное солнышко и земля-кормилица, люди, животные, птицы.
-О сенокосе
Ученик зачитывает рассказ «Покос» и рассматривают картину, вынесенную на слайд.
-Уборка хлеба Заслушиваются ответы учеников.
-Это тяжёлый напряжённый труд.
Картинки (овин, гумно, амбар. скирды, суслон) рассматривают на слайде и зачитывают объяснение этих слов. Овин- строение для сушки снопов перед молотьбой. Гумно-помещение для сжатого хлеба. Амбар—строение для хранения зерна, муки, припасов. Скирды-сложенные по особому способу снопы хлеба, для хранения под открытым небом. Суслон–несколько снопов, поставленных в поле для просушки.
Ученики слушают песню «Уж я сеяла, сеяла ленок» Можно показать всё это в движении, использовав видеоролик.
Записывают виды работ в календарь земледельца
Передавая колосок, дети говорят: -Трудолюбие - Любовь к земле - Доброта - Щедрость - Справедливость - Быть заботливым - Выносливым - Терпеливым - Внимательным -Умным, обладать упорством
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Читает ученик Я знаю с детства Как черна землица. Как блещет лемех. Борозду ведя. Когда весь мир Спешит преобразиться Под грохот грома И под шум дождя. Я видел. Как земля входила в силу. Как расцветала, Делалась щедрей И как в своих ладонях Плоды садов И урожай полей. Она цветёт И плодоносит снова. Сгибая колос, Ветви тяжеля, Моя краса, Моих трудов основа, Моя любовь- Кормилица моя! |
Личностные: -формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам истоки. Регулятивные УУД: -создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Познавательные УУД: -осознанное прослушивание текста с целью освоения и использования информации; Коммуникативные УУД: -умение обосновывать свой выбор; Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи.
Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий; Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего способа решения. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи. - контроль коррекция, -саморегуляция
Познавательные: - извлекать необходимую информацию из текста; Коммуникативные: - формулировать и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: - умение контролировать, корректировать , оценивать;
Познавательные УУД: -анализ объектов с целью выделения признаков; -находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу; Коммуникативные УУД: -умение аргументировать свои действия в выборе способа решения учебных задач; -умение ясно и чётко излагать своё мнение Регулятивные УУД: - умение контролировать, корректировать , оценивать; - умение проявлять способность к волевой саморегуляции в ситуации затруднения;
Познавательные: извлекать необходимую информацию Коммуникативные: слушать и понимать речь других; Регулятивные: - осуществлять самооценку; взаимооценку
Познавательные: -систематизировать, обобщать изученное; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: -соотносить цели и результаты собственной деятельности; -оценивать результаты своей деятельности и всего класса.
|