12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Валентина Николаевна69
 

Учитель

Медведева Валентина Николаевна

Образовательное учреждение

МОУ «Обшиярская ООШ»

Предмет

обществознание

Класс

5

Автор, УМК

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 5 класс. Пособие для учителя. М. «ВАКО» 2015 г.

Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова 5 класс: учебник для ОУ. М. «Просвещение». 2014г.

Тема урока

Труд и творчество

Цель

Осознание сущности и связи труда и процесса творчества через создание композиции из цветов.

Задачи

Образовательные:

-сравнивать трудовую деятельность человека с трудом животных;

- охарактеризовать труд мастера и труд ремесленника;

-объяснять причины появления творчества у людей

Развивающие:

- продолжить развитие умений и навыков работы с обществоведческими понятиями;

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;

продолжить развитие творческих навыков работы.

Воспитательные:

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

- продолжить формирование добросовестного отношения к труду.

Методы и формы организации учебной деятельности

Интегрированный (обществознание + технология)

Тип урока

открытия новых знаний

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- Формирование мотивации направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни

- заинтересованность не только в личном успехе но и в развитии различных сторон жизни общества

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- вырабатывать умение работать с учебной информацией;

- определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- быть готовыми к сотрудничеству с соучениками;

- вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений.

- выявлять характерные черты трудовой деятельности человека;

- объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение;

- систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

Основные понятия

Ремесленник, мастер, творчество

Междисциплинарные связи

Окружающий мир, история, технология

Ресурсное обеспечение

Информационные: учебник, раздаточный материал

Демонстрационные: мультимедийная презентация.

Технические средства: компьютер, проектор

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организацион-ный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

Приветствуют учителя и гостей.

На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению

   

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что такое труд вообще, насколько он важен, насколько необходим, а также о том, что дает человеку труд. Немного повторим изученный материал.

Игра «да» и «нет».

Игра «Антонимы»

Игра «Кладовая мыслей». Работа в группах.

Отвечают «да» или «нет»

Вспоминают антонимы

Собирают предложения из карточек со словами

На слайдах будут появляться некоторые утверждения, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет"

На слайдах будут появляться слова, характеризующие труд. Задача - вспомнить антоним к этому слову.

1-я группа - собирают пословицы о труде;

2-я группа – собирают высказывания о творчестве.

Отвечают на вопрос, какое понятие объединяет получившиеся утверждения.

Объяснять смысл понятий, выявлять их существенные черты

Выявлять характерные черты трудовой деятельности человека.

Составлять целое из частей

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению.

- умение логически

мыслить;

-правильно решать поставленные вопросы;

- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;

-уметь слушать и слышать.

3. Введение темы урока, постановка цели и задач, проблемы урока

- Эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Горького: "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества".

- Можем ли мы с вами по тем пословицам и высказываниям, а также по эпиграфу назвать тему сегодняшнего урока? (Труд и творчество).

Запишите в тетрадях число и тему урока: "Труд и творчество".

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока, наводящими вопросами помогает учащимся составить план урока: 1.Трудовая деятельность человека

2. Мастер и ремесленник

3.Что такое творчество.

Наша цель на этот урок следующая:

осознание сущности и связи труда и процесса творчества.

Поставленную цель мы достигнем через решение следующих задач:

-сравним работу человека и «работу» животных;

-выясним особенности труда ремесленника и мастера;

-раскроем значение понятия «творчество»;

-продолжим развитие творческих способностей, фантазии и воображения

В ходе решения задачи обучающиеся определяют тему.

Записывают тему урока.

Предлагают постановку цели урока и предполагают, что для ответа на вопрос необходимо изучить особенности труда ремесленника и мастера

Используя полученные пословицы и высказывания, а также эпиграф урока, предполагают тему урока.

Используя знания, полученные на уроках истории, отвечают на следующие вопросы:

- какое значение имел труд для развития общества и жизни людей?

- кто такой ремесленник?

- любой ли труд является творческим?

Уметь сформулировать и принять учебную задачу.

Формирование представления о том, что ремесленник создавал необходимые для жизни человека предметы

- поиск существенной информации.

- высказывать собственное мнение; слушать друг друга, строить
понятные речевые
высказывания

- определять свою позицию и понимать позицию другого человека.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;

3.Совместное «открытие» новых знаний.

Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом и предлагает сравнить труд человека и труд животных заполняя таблицу в тетради.

Учащиеся самостоятельно определяют разницу в труде человека и животных.

Учащиеся заполняют таблицу (работа в группе)

Рассмотрите слайды. Пользуясь представленными слайдами и текстом учебника на с. 81-82 учебника ответьте на следующие вопросы:

- можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся?

- что лежит в основе деятельности животного?

- что лежит в основе деятельности человека?

-в чем отличия от деятельности человека и животного

- впишите в таблицу основные принципы труда человека и животного

Выявлять по тексту особенности труда человека и животных

уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод.

Преобразовывать информацию из

одного вида в другой (таблицу) 

 

Учитель озвучивает новые проблемные задания


 

Учащиеся высказывают свои предположения.

Делают вывод, что помогло герою преодолеть трудности

Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с.82-83 учебника. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

- Какие трудности пришлось преодолеть Циолковскому в детстве

- Как вы думаете, что помогло ему их преодолеть

- Почему его вклад в науку считается столь значимым

 

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 

Учитель подводит учащихся к выводу, что труд мастера является более творческим.


 

Учащиеся предлагают варианты ответа.

Делают вывод об отличии и заполняют таблицу в тетрадях.

На уроках по курсу «Окружающий мир» вы знакомились с понятиями ремесленник и мастер. Прочитайте текст на с.83, карточки с фрагментами из словарей и выскажите свои предположения. Для эффективности работы предлагаю вам разделиться на две группы и поработать в парах.

Первая группа, определяет черты свойственные ремесленнику

Вторая группа, определяет черты свойственные мастеру

Вывод: труд мастера является более творческим.

Знать главное отличие понятия ремесленник и мастер, объяснять отличия.

Разбираться в особенностях труда ремесленника и мастера.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод;

Физкульт

минутка

Организует проведение физкультминутки


 

Участвуют в физкультминутке.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко всем сесть.

   

4. Практическая часть

Учитель озвучивает новые проблемные задания

Учитель технологии рассказывает и показывает процесс создания композиции из цветов.

Учащиеся предлагают варианты ответа.

Выписывают в тетрадь понятие «творчество»

Под руководством учителя технологии делают композицию из цветов

Перед вами слова: фантазия, шаблон, воображение, выдумка. Какое слово лишнее в перечне и почему? Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества.

- Так что же такое творчество? (ответы детей). Найдите это определение в учебнике (с.83), прочитайте и выпишите в тетрадь.

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Какие виды творчества вы знаете?

- Занимаетесь ли вы каким-то творчеством?

Китайский мудрец Конфуций говорил: «Расскажи мне и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Сейчас мы будем заниматься творчеством, т.е. создавать что то новое, необычное, неповторимое.


 

У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.

Практическая работа. Изготовление цветов из цветной бумаги в технике квиллинг.

Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта

Вы славно потрудились! Вы достигли цели, которую мы ставили в начале урока – осознали процесс творчества через создание композиции из цветов.

Применять полученные знания на практике.

Понимать роль творчества в становлении личности и в жизни общества;

- стремиться к худо­жественному творче­ству, умножающему красоту в мире.

5.Проверка и контроль знаний

Учитель предлагает закрепить пройденный материал и выполнить задание

Выполняют задание, вставляя пропущенные слова

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже,  единственном  числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется.

  (1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких                        приспособлений). Предметы, сделанные (3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А. ремесленник   Б. ремесло  В. талант  Г. мастер  Д. красота  Е. качество  Ж. работник  З. труд  И. творец

Применять основные обществоведческие термины и понятия;

 

6. Домашнее задание

Предлагает разноуровневые задания

Записывают домашнее задание в тетрадь

1. Подготовить сообщение «Я и мое увлечение».

2.Стр.89 «Учимся творчеству», ответить на вопросы.

   

7. Итог урока. Рефлексия.

Предлагает оценить свое отношение к изученному материалу

Заполняют листы оценивания

А теперь давайте оценим нашу работу. У вас на столе лежат листы оценивания. Оцените, пожалуйста, сначала свой труд, затем труд вашей группы.

А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

Спасибо всем за урок!

- уметь оценивать свою деятельность и деятельность других учеников

 

Презентация к уроку "Труд и творчество
PPTX / 11.73 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.