Учитель
|
Медведева Валентина Николаевна
|
Образовательное учреждение
|
МОУ «Обшиярская ООШ»
|
Предмет
|
обществознание
|
Класс
|
5
|
Автор, УМК
|
Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 5 класс. Пособие для учителя. М. «ВАКО» 2015 г.
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова 5 класс: учебник для ОУ. М. «Просвещение». 2014г.
|
Тема урока
|
Труд и творчество
|
Цель
|
Осознание сущности и связи труда и процесса творчества через создание композиции из цветов.
|
Задачи
|
Образовательные:
-сравнивать трудовую деятельность человека с трудом животных;
- охарактеризовать труд мастера и труд ремесленника;
-объяснять причины появления творчества у людей
|
Развивающие:
- продолжить развитие умений и навыков работы с обществоведческими понятиями;
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;
продолжить развитие творческих навыков работы.
|
Воспитательные:
- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- продолжить формирование добросовестного отношения к труду.
|
Методы и формы организации учебной деятельности
|
Интегрированный (обществознание + технология)
|
Тип урока
|
открытия новых знаний
|
Планируемые результаты
|
Личностные
|
Метапредметные
|
Предметные
|
- Формирование мотивации направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни
- заинтересованность не только в личном успехе но и в развитии различных сторон жизни общества
|
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- вырабатывать умение работать с учебной информацией;
- определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;
- быть готовыми к сотрудничеству с соучениками;
- вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений.
|
- выявлять характерные черты трудовой деятельности человека;
- объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение;
- систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.
|
Основные понятия
|
Ремесленник, мастер, творчество
|
Междисциплинарные связи
|
Окружающий мир, история, технология
|
Ресурсное обеспечение
|
Информационные: учебник, раздаточный материал
Демонстрационные: мультимедийная презентация.
Технические средства: компьютер, проектор
|
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
1.Организацион-ный момент
|
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.
|
Приветствуют учителя и гостей.
|
На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению
|
|
|
2. Актуализация знаний
|
На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что такое труд вообще, насколько он важен, насколько необходим, а также о том, что дает человеку труд. Немного повторим изученный материал.
Игра «да» и «нет».
Игра «Антонимы»
Игра «Кладовая мыслей». Работа в группах.
|
Отвечают «да» или «нет»
Вспоминают антонимы
Собирают предложения из карточек со словами
|
На слайдах будут появляться некоторые утверждения, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет"
На слайдах будут появляться слова, характеризующие труд. Задача - вспомнить антоним к этому слову.
1-я группа - собирают пословицы о труде;
2-я группа – собирают высказывания о творчестве.
Отвечают на вопрос, какое понятие объединяет получившиеся утверждения.
|
Объяснять смысл понятий, выявлять их существенные черты
Выявлять характерные черты трудовой деятельности человека.
Составлять целое из частей
|
- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению.
- умение логически
мыслить;
-правильно решать поставленные вопросы;
- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;
-уметь слушать и слышать.
|
3. Введение темы урока, постановка цели и задач, проблемы урока
|
- Эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Горького: "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества".
- Можем ли мы с вами по тем пословицам и высказываниям, а также по эпиграфу назвать тему сегодняшнего урока? (Труд и творчество).
Запишите в тетрадях число и тему урока: "Труд и творчество".
Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока, наводящими вопросами помогает учащимся составить план урока: 1.Трудовая деятельность человека
2. Мастер и ремесленник
3.Что такое творчество.
Наша цель на этот урок следующая:
осознание сущности и связи труда и процесса творчества.
Поставленную цель мы достигнем через решение следующих задач:
-сравним работу человека и «работу» животных;
-выясним особенности труда ремесленника и мастера;
-раскроем значение понятия «творчество»;
-продолжим развитие творческих способностей, фантазии и воображения
|
В ходе решения задачи обучающиеся определяют тему.
Записывают тему урока.
Предлагают постановку цели урока и предполагают, что для ответа на вопрос необходимо изучить особенности труда ремесленника и мастера
|
Используя полученные пословицы и высказывания, а также эпиграф урока, предполагают тему урока.
Используя знания, полученные на уроках истории, отвечают на следующие вопросы:
- какое значение имел труд для развития общества и жизни людей?
- кто такой ремесленник?
- любой ли труд является творческим?
|
Уметь сформулировать и принять учебную задачу.
Формирование представления о том, что ремесленник создавал необходимые для жизни человека предметы
|
- поиск существенной информации.
- высказывать собственное мнение; слушать друг друга, строить
понятные речевые
высказывания
- определять свою позицию и понимать позицию другого человека.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;
|
3.Совместное «открытие» новых знаний.
|
Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом и предлагает сравнить труд человека и труд животных заполняя таблицу в тетради.
|
Учащиеся самостоятельно определяют разницу в труде человека и животных.
Учащиеся заполняют таблицу (работа в группе)
|
Рассмотрите слайды. Пользуясь представленными слайдами и текстом учебника на с. 81-82 учебника ответьте на следующие вопросы:
- можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся?
- что лежит в основе деятельности животного?
- что лежит в основе деятельности человека?
-в чем отличия от деятельности человека и животного
- впишите в таблицу основные принципы труда человека и животного
|
Выявлять по тексту особенности труда человека и животных
|
уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод.
Преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу)
|
|
Учитель озвучивает новые проблемные задания
|
Учащиеся высказывают свои предположения.
Делают вывод, что помогло герою преодолеть трудности
|
Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с.82-83 учебника. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:
- Какие трудности пришлось преодолеть Циолковскому в детстве
- Как вы думаете, что помогло ему их преодолеть
- Почему его вклад в науку считается столь значимым
|
|
-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
|
|
Учитель подводит учащихся к выводу, что труд мастера является более творческим.
|
Учащиеся предлагают варианты ответа.
Делают вывод об отличии и заполняют таблицу в тетрадях.
|
На уроках по курсу «Окружающий мир» вы знакомились с понятиями ремесленник и мастер. Прочитайте текст на с.83, карточки с фрагментами из словарей и выскажите свои предположения. Для эффективности работы предлагаю вам разделиться на две группы и поработать в парах.
Первая группа, определяет черты свойственные ремесленнику
Вторая группа, определяет черты свойственные мастеру
Вывод: труд мастера является более творческим.
|
Знать главное отличие понятия ремесленник и мастер, объяснять отличия.
Разбираться в особенностях труда ремесленника и мастера.
|
-уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод;
|
Физкульт
минутка
|
Организует проведение физкультминутки
|
Участвуют в физкультминутке.
|
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко всем сесть.
|
|
|
4. Практическая часть
|
Учитель озвучивает новые проблемные задания
Учитель технологии рассказывает и показывает процесс создания композиции из цветов.
|
Учащиеся предлагают варианты ответа.
Выписывают в тетрадь понятие «творчество»
Под руководством учителя технологии делают композицию из цветов
|
Перед вами слова: фантазия, шаблон, воображение, выдумка. Какое слово лишнее в перечне и почему? Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества.
- Так что же такое творчество? (ответы детей). Найдите это определение в учебнике (с.83), прочитайте и выпишите в тетрадь.
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
— Какие виды творчества вы знаете?
- Занимаетесь ли вы каким-то творчеством?
Китайский мудрец Конфуций говорил: «Расскажи мне и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Сейчас мы будем заниматься творчеством, т.е. создавать что то новое, необычное, неповторимое.
У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.
Практическая работа. Изготовление цветов из цветной бумаги в технике квиллинг.
Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта
Вы славно потрудились! Вы достигли цели, которую мы ставили в начале урока – осознали процесс творчества через создание композиции из цветов.
|
Применять полученные знания на практике.
Понимать роль творчества в становлении личности и в жизни общества;
|
- стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире.
|
5.Проверка и контроль знаний
|
Учитель предлагает закрепить пройденный материал и выполнить задание
|
Выполняют задание, вставляя пропущенные слова
|
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется.
(1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные (3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника.
А. ремесленник Б. ремесло В. талант Г. мастер Д. красота Е. качество Ж. работник З. труд И. творец
|
Применять основные обществоведческие термины и понятия;
|
|
6. Домашнее задание
|
Предлагает разноуровневые задания
|
Записывают домашнее задание в тетрадь
|
1. Подготовить сообщение «Я и мое увлечение».
2.Стр.89 «Учимся творчеству», ответить на вопросы.
|
|
|
7. Итог урока. Рефлексия.
|
Предлагает оценить свое отношение к изученному материалу
|
Заполняют листы оценивания
|
А теперь давайте оценим нашу работу. У вас на столе лежат листы оценивания. Оцените, пожалуйста, сначала свой труд, затем труд вашей группы.
А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.
Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.
Спасибо всем за урок!
|
- уметь оценивать свою деятельность и деятельность других учеников
|
|