12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
uth,th201818

Творческая активность старших дошкольников и её развитие в экологических играх

 Шехватова И.О. педагог дополнительного образования, методист МОУ ЦДТ Дзержинского района Волгограда

В современном мире все более актуальным становится вопрос о развитии творческой личности. Связано это с тем, что меняется мир, современные технологии становятся все более совершенными, потому возникает необходимость в людях творческих, способных нестандартно мыслить в сложных жизненных ситуациях. Современное образование призвано воспитать такую личность, раскрыть её творческий потенциал, данный подход отражен в документах: «Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ», «Федеральном государственном образовательном стандарте от 14 ноября 2013 N 30384» [ФГОС ДО]. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для творческого развития ребенка.

Вопросом детского творчества занимались многие ученые (А. Н. Белькова, Н. А. Варкки, Л. С.Кудинова и др.), в их трудах отражена вся важность и значимость творческого развития дошкольника.

О дошкольном возрасте Н. А. Варкки говорит, что это «важнейший этап в развитии личности. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества» [2, с. 5].

Одним из очень важных вопросов детской психологии и педагогики Л. С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» [3, с.21].

В своих работах С. Л. Рубинштейн замечает, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь «между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности» [10, с. 323].

Активность ребенка проявляется в различных действенных отношениях с окружающим миром, в то числе и творческих. По исследованиям Л. С. Кудиновой творческая активность дошкольников развивается одновременно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей. Раскрыть себя с позиций активного творчества позволяют индивидуальные способности и дарования дошкольника, наиболее ярко проявляющиеся в игровой деятельности [4].

Наиболее эффективному проявлению творческой активности способствуют следующие педагогические условия:

создание открытого образовательного пространства с включением детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществах;

освоение ребенком общечеловеческого опыта и культурных ценностей,

нормативных качеств личности и образцов поведения родного народа; участие педагогов и родителей в качестве активных субъектов педагогического процесса;

использование активных средств, форм и методов взаимодействия и активизации родителей» [6].

Творчество может проявляться в самых разных видах деятельности, для детей старшего дошкольного возраста приоритетными являются игра изобразительная деятельность и экспериментирование [1].

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) именно в игре наиболее мягко и естественно происходит творческое становление ребенка. В игре ребенок наиболее органично и естественно проявляет свои фантазию, активность, воображение, инициативность[5].

Наибольшим потенциалом для развития творчества детей обладают режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и игры со строительным материалом.

В режиссерских играх дошкольник проявляют себя как режиссер и актер, самостоятельно придумывая и создавая сюжет игры и его сценарий, таким образом, проявляется и формируется творчество и фантазия ребенка.

В сюжетно-ролевых играх основой является мнимая или воображаемая ситуация, также характерно наличие замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения. Подбирая игрушки для сюжетно-ролевой игры, дети проявляют изобретательность, у них активно работает воображение и мышление. Такая игра эмоционально насыщенна и доставляет удовольствие каждому ребенку.

Театрализованная игра отличается от сюжетно-ролевой тем, что творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа, а образ героя определен содержанием произведения. При этом театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, в ней развивается сценическое и певческое творчество, художественно-речевое и музыкально-игровое.

Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, воображения ребенка, так как в их основе лежат конструктивные умения и способности, в связи, с чем они наибольшим образом приближены к созидательной деятельности человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра обладает высоким потенциалом для развития творческой активности дошкольников.

Однако не только в игре возможно творческое развитие дошкольников, экологическое образование также может способствовать творчеству дошкольников. Проблемы содержания экологического образования отражены в работах М. В. Машариной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Серебряковой и др. Эти авторы отмечают большую роль экологического образования в развитии творческих способностей дошкольников [7,8,11,12].

Как отмечает С. Н. Николаева: «На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры» [8, с. 5].

В экологическом образовании также активно используются игры и игровые ситуации, так, например, Н. А. Рыжова разработала целый ряд экологических игр, способствующих, не только формированию экологической культуры, но и развитию мышления, воображения, активности и творчества дошкольников. Привнося в игры детей элементы природы, организуя игровые ситуации на основе природных явлений и закономерностей можно организовывать игровую деятельность так, чтобы она способствовала творческому развитию дошкольников.

Например, для режиссерских игр в качестве игрушек-заместителей детям можно предложить природный материал, такой как шишки, желуди, ракушки и т. п.

Очень важно при этом сотворчество с педагогом, это может быть сочинение сказки, экологического праздника и т.п. Педагогу важно воздерживаться от прямых вмешательств в режиссерскую игру, а действовать лишь в форме пожеланий, либо постановки проблемного вопроса.

При организации пространства для режиссерской игры, рекомендуется использовать легкие ширмы, перегородки, которые легко перемещаются в пространстве группы. Однако такие элементы не должны полностью загораживать пространство, а лишь давать возможность уединиться, ребенок при этом не должен чувствовать себя изолированным. В качестве таких перегородок могут быть использованы плотные листы картона (упаковка от мебели или бытовой техники), которые можно задекорировать вместе с детьми на темы: «Лес», «Река» и т.д.

В сюжетно-ролевых играх основным условием развития творческих способностей являются совместные игры взрослого и ребенка. Через игру педагог способствует формированию не только осознанно-правильного отношения к природе, но и создает ситуацию таким образом, чтобы у детей активно работало воображение. Например: предложить представить себя маленьким семенем, из которого прорастает цветок (какой именно ребенок придумывает сам), и как он будет вести себя, если подует ветер или пойдет дождь.

В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием мастерят игрушки для сюжетно-ролевой игры, для этих целей необходимо подобрать различный бросовый (упаковки, коробочки, пластиковые стаканчики и т.п.) и природный материал (листья, веточки, шишки и т.п.).

В играх со строительным материалом важен пример взрослого, подражая активной и творческой работе педагога, дети сами становятся активными творцами, увлекаясь работой с любым материалом, будь то песок или вода, кубики или конструктор, либо это простые доски и ящички. Так незаметно для себя, увлекаясь игрой, дети становятся творцами и созидателями чего нового, в процессе такой деятельности у них активно работает мышление, пространственное воображение.

Развивать творческие способности детей возможно в процессе подготовки к театрализованным играм. В старшем дошкольном возрасте дети с легкостью и удовольствием мастерят самостоятельно и совместно со взрослыми различные атрибуты для будущего спектакля. Так для изготовления костюмов можно применять различные упаковочные материалы, коробки. Из старых перчаток может получиться отличный пальчиковый театр, для этого необходимо дополнить их деталями для создания нужного образа. Тематикой театрализованных игр могут быть инсценировка экологических сказок и тематических экологических спектаклей.

Также детей можно привлечь к подготовке билетов, афиш, все это будит воображение ребенка, способствует его творческому развитию.

К творческой работе необходимо привлекать не только детей, но и их родителей, они могут принимать активное участие в подготовке экологических праздников, различных выставок, театрализованных представлений. Целесообразно родителям подчеркивать всю важность такой совместной работы, таким образом повысится самооценка ребенка, он будет чувствовать свою значимость в семье. Такой поход благоприятно скажется на его развитии в целом, а также послужит дополнительным стимулом для активизации творческого потенциала ребенка.

Итак, в процесс познания окружающего мира у ребенка-дошкольника происходит эмоционально-практическим путем. В дошкольном возрасте ребенок стремиться к активной деятельности, важно поддержать его начинания и в дальнейшем способствовать их развитию. Наиболее близкими видами деятельности ребенка являются игра, изобразительная деятельность и экспериментирование. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное развитие ребенка. Экологическое образование призвано поддержать творческие начинания ребенка, потому как именно в нем (через эмоционально-чувственное восприятие природы) происходит органичное развитие творческой личности ребенка.

Список литературы:

Белькова А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2012. – 30 с.

Варкки Н. А., Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 168 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 93.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

Кудинова Л. С. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Тамбов, 2010.- 23 с.

Леонтьев А. Н. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н .и Запорожца А.В-М.: МО и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

Макарова Т. А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста :на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Автореф дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.. –Якутск, 2009. – 35 с.

Машарина М. В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Архангельск , 2004.-17с.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2007 - 712 с.: ил. –– (Серия «Мастера психологии»).

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М. : Карапуз, 2001. - 432 с.

Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2008. – 205 с.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт от 14 ноября 2013 N 30384.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.