Внеклассное мероприятие «Творческая мастерская традиций и семейных ценностей»

4
0
Материал опубликован 20 November

 

Эпиграф

"Традиции семьи...
В них - мудрость наших предков
Традиции семьи...
В них - времени печать.
Традиции семьи -
Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать."

И. Некрасова

 

Цель: формирование у обучающихся понимания традиционных семейных ценностей через преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье.

Задачи:

Планируемые результаты

Личностные:

- осознавать первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений в семье;

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

- понимать необходимость проявления взаимоуважения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

- анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с поставленной задачей;

- формулировать суждения, выражать эмоции;

- аргументировано высказывать своё мнение;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

- реализовывать возможности самооценки и самокоррекции, через возможность конструирования собственного знания, для создания цельного образа мира.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Обращение ведущего к участникам: «Для того, чтобы наша работа была эффективной, нам необходимо понять, что мы ждем от проводимого мероприятия?

Ваши ассоциации со словом “мероприятие”.

Мероприятие для меня – это…

Действие

Решение

Друзья

Выступление

Организованность

Открытие

Активность

8. Испытание

9. Тяжёлая работа

10. Ничего особенного

11. Независимость

12. Предстоящая свобода

2. Введение в тему мероприятия.

Ведущий читает притчу:

Мудрая притча о семейных ценностях «Полная банка»

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Ведущий: О чем говориться в этой притче? Какой вывод можно сделать? (дисскусия)

Что вообще представляет из себя понятие ценности для людей и для каждого в отдельности?

Вывод: Семейная ценность - это то, что нам дорого. То, без чего мы не мыслим своего существования или то, без чего нам будет трудно, либо не совсем «комфортно» жить, работать, любить и т. п.. Среди огромного списка ценностей мы выделяем в особую, главную, первую строку самые жизненно важные, так называемые витальные ценности - это сама жизнь, здоровье и Семья. То есть, мы определяем самой значимой ценностью нашей жизни - семью. Именно в ней, как в колыбели, вырастает новая личность, впитывая с молоком матери те ценности и традиции, которые потом сформируют ее связи с обществом.

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё - любовь, добро, радость семейного общения, вдохновение, игры, творчество, умение, точность, искусство… Известно, что у каждой семьи есть свой «живой кувшин», в которой есть и цветущий райский сад выращенный на песке, и родники «живой» воды, и могучие деревья, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции, подобно родникам, укрепляют - животворят семью.

Сегодня мы будем говорить о традициях, которые есть в наших семьях, которые берегут в наших  семьях, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение. Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Их формирование - долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.

Основная часть

1 этап:

Ведущий предлагает для игры, участникам объединиться в группы от 5 до 7 человек (по геометрическим фигурам) и выбрать спикера от своего стола, озвучивает правила игры. Спикер следит, чтобы все участники принимали участие в обсуждении, поощрять высказывание идей, писать разборчиво.

Деление происходит с помощью геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.

2 этап: разминка

Задание  «Говорящий кораблик»

Сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу. У каждого на столе есть детали деревянного кораблика, такого же, как когда - то строили наши предки, такого же, как строим мы и сейчас. Это традиционный кораблик - олицетворение семьи.

Я предлагаю каждой группе сделать свой кораблик и смастерить свой флаг - знамя своей семьи! Флаг может быть каким угодно - таким, каким  вы его себе представляете. Главные условия - флаг должен отражать традиции вашего рода. На флаге можно рисовать символы, значимые для вашей семьи, можно писать значимые для вашего рода слова!

Ведущий: Получилась целая флотилия кораблей. Корабли уверенно плывут по океану жизни. Уверенность в завтрашнем дне, приходит к тому, кто твёрдо стоит на земле, сохраняя и приумножая добрые традиции своего рода, своей земли, своей Родины. Вера, надежда, любовь - главные путеводители человека по жизни!

Ведущий: Не секрет, что семья является основой нашего общества, у каждого человека должна быть семья, которая заботится о нем, оказывает ему поддержку, помогает преодолеть сложности и, конечно же, быть рядом не только в трудные моменты, но и в минуты радости. Но так ли похожи семьи из разных стран, ведь у каждого народа на протяжении её истории сложились собственные нормы, ценности, обычаи и традиции.

Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков - из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Предлагаю Вам задание: «Найди себе семью»

3 этап: «Найди себе семью»

Каждая группа получает карточки, необходимо определить и рассказать, какая семья представлена, и какую выбирает ваша группа.

Традиции и жесткая иерархия в Азии (дети самостоятельно определяют данную страну)

В данной стране к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая семья - это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети - главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Народы… Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, другим народам. Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов практически не бывает. Потому что брак - это навсегда. Не боятся заводить много детей. В семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом - редкость. Рано создают семьи. Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Портрет семьи в Америке

Заокеанские семьи - это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах. Что известно о семейных ценностях данной семьи? Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях. Брачный контракт - это норма. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств (в случае развода) до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет. Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку - она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что там «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи. Семья - не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности. Все семейные проблемы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог - это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей. Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий - на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот). Вещи, авто, жилье - все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя. О детях задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи - редкость. По количеству разводов страна сегодня лидирует - значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в обществе.

Портрет семьи в России

Как правило, многие обычаи имеют глубокие исторические корни и в данной стране это заметно как нигде. Бережное отношение к семейным реликвиям - одна из традиций, которая сохранилась и в наше время. Семейные реликвии передаются из поколения в поколение и укрепляют связи, как с прошлым, так и в настоящем между членами семьи.

  Обычная на первый взгляд процедура - мытье в бане, стала ритуалом. Она превратилась в событие, которое способствует укреплению отношений в семье и объединению всех ее членов. Цель создания семьи заключается в рождении детей, их воспитании и передаче накопленного опыта и знаний, культуры и нравственности. Привитие любви к труду через игры делает детей помощниками для родителей. В прошлом ребенок в 15-16 лет имел все необходимые навыки, которые нужны для самостоятельной жизни. Традиционно центральная фигура в семье - это мужчина, который заботился о ее членах и был основным добытчиком. Семейное благополучие полностью зависели от него, поэтому он имел право распоряжаться имуществом и был представителем семьи при защите ее интересов. 

Женщина - хранительница домашнего очага, которая почиталась в семье. Ей нужно было приносить подарки, чтобы обезопасить от козней злых духов. Домашнее хозяйство и воспитание детей - основные ее обязанности. За дочь и ее поведение отвечала мать, а за сыновей, достигших десятилетнего возраста, отвечал отец. В семье почитание старших и беспрекословное им подчинение - одна из основных традиций.

4 этап: «Семейные ценности, обычаи и традиции».

Ведущий: Выберите семейные нормы, ценности, обычаи и традиции, которые для вас приемлемы, при выборе ценностей и традиций обратить внимание на следующие положения:

- название государства;

- отношение к традициям;

- равенство мужчины и женщины;

- отношение к детям;

- отношение к членам семьи.

Группа 1.

Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков. (узбеки)

Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей - абсолютное. Значительная часть вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими. (туркмены)

Пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке - многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы - как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются. Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять - решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками,также не торопятся брать к себе внуков - они хотят жить для себя. Живут в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно - каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.(Норвегия)

Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты не прощают. Главное - семья. Обычно большая - от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.(таджики).

Группа 2.

Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Детей воспитывают в строгости и почитании старших. Свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта. (грузины)

Народ, преданный своим традициям. Семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.(армяне)

В семьях царит патриархат. Мужчина неизменно - глава семьи, а его супруга - тень главы семьи. Ее задача - заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена- добродетельна, смиренна и покорна. Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги - да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.(Япония)

Группа 3.

Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался - родить сына, дождаться внука и т.д. Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына - уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.( Китай)

Аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье - везде должен быть порядок, и все должно быть идеально - от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить -а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе - то и о детях. Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в доме не увидите - везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, им просто нанимают няню.(Германия)

В этой стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, здесь бережно хранят традиции предков. А именно - традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина - глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.(Россия)

 

Ведущий: Спасибо за ответы, вы справились с заданием. Наша страна богата своей культурой, и конечно у русского народа, семьи сложилось огромное количество многовековых традиций.

5 этап: Задание для групп « Традиции семьи»

Задание для группы № 1: «Работа с репродукциями картин»

Рассмотрите картины художников, расположите их по временным рамках и постарайтесь охарактеризовать типы семьи, выделите традиции семьи данного типа

t1732122919aa.jpg

t1732122919ab.jpg

t1732122919ac.jpg

«На террасе» Б.М. Кустодиев.

«Ольга с детьми» - В. Волегов.

Бондаренко Н. «Семья на отдыхе»

t1732122919ad.jpg

t1732122919ae.jpg

t1732122919af.jpg

М. Богатырев «Мирные будни»

В. Максимов «Бабушкины сказки»

Семья казаков

t1732122919ag.jpg

t1732122919ah.jpg

t1732122919ai.jpg

Иванов С.В.«Семья»

Стожаров В. «У самовара»

Кучеренко В.П. Семья

2  группа: Посмотрите фрагмент одного художественного фильма, в нем две части. Смотрим первую. Демонстрация фрагмента из фильма «Однажды 20 лет спустя». Предположите, чем заканчивается этот сюжет? Какие у вас есть варианты?( записываем)

Смотрим дальше, как разворачивается ситуация «в реальности». Демонстрация фрагмента из фильма «Однажды 20 лет спустя».

Вопросы для обсуждения:

-Что хотел показать режиссер фильма «Однажды двадцать лет спустя», когда снимал сцену с детьми, пришедшими поддержать свою маму на съемке?

- Что является лейтмотивом в отрывке художественного фильма «Однажды двадцать лет спустя», какое представление о семье и семейных отношениях?

- Как вы понимаете фразу «Я работаю мамой»?

- За что, по-вашему, нужно уважать работу «мамой», домашней хозяйкой?

Какой акцент сделан в фильме, какие именно условия такой работы показаны?

- Почему для общества, государства важно, чтобы семья была такой -многодетной, дружной, любящей друг друга?

- Перечислите на Ваш взгляд, какие нравственные нормы, ценности в воспитании детей в данной семье

3 группа: Семья занимает центральное место в жизни каждого человека. Обстановка и традиции семьи играют ключевую роль в становлении личности. Поэтому особенно важно сформировать правильные семейные ценности, чтобы дети росли хорошими людьми. В известных произведениях показаны самые разные семейные традиции и ценности, найти и рассказать, а так же примеры песен, танцев, игр и загадок в традициях семьи

1.Л.Н.Толстой, «Война и мир». В своем романе автор описал множество семей с их уникальными ценностями и традициями. Хотелось бы остановиться на особо интересной и приятной семье Ростовых. Между родственниками всегда было взаимопонимание и большая любовь. Такое отношение идет от родителей – графа Ростова Ильи Андреевича и графини Натальи Ростовой. Главными принципами в воспитании своих детей для них выступали уважение, понимание и поддержка. Не было ни наказаний, ни упреков, ни ледяного светского тона. Их дом был местом силы, где каждый находил опору, что стало важным условием в становлении личностей наследников. Вспомним, к примеру, эпизод, когда Николай Ростов проигрывает большую сумму в карты. Он решил идти к отцу и сознаться в содеянном. И отец не упрекнул его, а помог справиться со сложившейся ситуацией. Такая взрослая реакция родителей — большая редкость, наверное, поэтому многим так импонирует эта семья. Главной семейной традицией Ростовых стала взаимовыручка. Ее усвоили и переняли почти все дети. Семьи Николая и Наташи стали такими же счастливыми благодаря такому родительскому примеру.

2.Л.Н. Толстой, «Война и мир». А вот обстановка в семье Болконских была иная. Старый князь Николай Болконский был довольно строгим, а порой и грубым человеком. Но он был также умен и справедлив, поэтому это довольно неоднозначный персонаж. Тем не менее, в его семье все было по его правилам. Нельзя сказать, что там не было любви, как у Ростовых. Она была, но только выражалась иначе. Дети были очень благодарны отцу и уважали его. Это прослеживается в просьбе Андрея оставить Николеньку на воспитание в поместье Болконских, так как обстановка этого дома сможет сформировать достойного человека. Это выражается и в добром отношении Марьи к князю даже тогда, когда он гневался на нее во время уроков по математике. Отец старался дать своим детям прекрасное образование и переживал за их будущее. Можно сказать, что главными семейными качествами Болкоинских считались образованность, твердость и честность. Эти ценности усвоили все дети. Каждый из них перенес их в свои браки и постарался повторить атмосферу родного поместья.

3.А.С. Пушкин «Капитанская дочка. В своем историческом романе автор рассказывает историю молодого дворянина Петра Гринева. Еще в самом начале романа можно понять, какими нравственными принципами живут его родители. Отец дает Петру очень важный совет, когда тот собирается уезжать на службу в Белогорскую крепость. Он говорит: «Береги честь смолоду». Этой пословицей жил отец главного героя, а впоследствии и сам герой. Не раз Петра спасало именно то, что он поступал по совести. Например, когда Гринев с Савельичем заблудились в поле во время пурги, их спас бедный мужичок. Петр был безгранично благодарен своему спасителю, и, увидев, что тот ходит в очень тонкой одежде в лютый мороз, подарил ему свой заячий тулуп, хотя и не был обязан делать это, поскольку он уже поблагодарил его другим способом. Этот честный и добрый поступок в будущем поможет герою избежать казни. Так что можно сказать, что ценности, заложенные родителями, помогли Петру в жизни.

этап: Идеальная семья

Каждая группа создает композицию «идеальная семья». Для этого они выбирают нужных им ребят из группы и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «ху­дожник» рассказывает о том, кто изображен на кар­тине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каж­дый участник из композиции делится своими чувства­ми: насколько комфортно в данной позиции, не слиш­ком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поме­нять свое местоположение и позу, и, возможно, полу­чится новая картина.

Подведение итогов

Ведущий: Наше познавательное мероприятие подошло к завершению, и я хочу вернуться к притчи , которую мы слушали вначале, и вместе с вами наполнить кувшин традициями и ценностями семьи. Каждый наполняет кувшин ценностями и традициями семьи.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться сохранять и приумножать семейные ценности и традиции». Бернард Шоу.


 

 

 

11


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.