Внеклассное мероприятие «Творческий мир Э.Н. Успенского» (4–6 класс)

0
0
Материал опубликован 13 December 2017

Показательное занятие старшего вожатого на тему:

«Творческий мир Эдуарда Николаевича Успенского»

Цель: познакомить ребят с творчеством Эдуарда Успенского.

Задачи:

Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование чтения учащихся.

Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Время реализации занятия: 45 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, медиапроектор, звуковые колонки, книги, наглядная презентация учебного материала, дидактический материал.

Ход занятия:

Орг.момент: Добрый день дорогие друзья! Меня зовут ______________, работаю старшим вожатым в средней _______. Для дальнейшей совместной работы я хочу немного с вами познакомиться, а для этого я предлагаю всем встать из-за парт и выстроиться по росту. Теперь когда вы готовы я предлагаю вам задания для выполнения. Это даст возможность мне познакомиться с вами, а вам - побольше узнать про своих друзей. Итак, по моей команде вам необходимо перестроится в заданном порядке.

Перестановка:
•в алфавитном порядке по первой букве имени, фамилии;
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.

Итак, друзья, мы с вами ближе узнали друг друга и теперь готовы приступить к занятию.

Основная часть: Мы все когда-то были маленькими, играли в игрушки, спать ложились с куклами. Мамы читали нам волшебные сказки перед сном. И я уверена, что абсолютно все хотя бы раз перед сном смотрели телепередачу «Спокойной ночи, малыши!», ну или любые другие мультфильмы. Мне хотелось бы на минутку вернуть вас в то время, чтобы вы вспомнили любимую вашу сказку, любимый мультфильм и конечно любимого сказочного героя. (ответы детей)

Что касаемо меня, то я всегда с гордостью отвечаю, что моим любимым произведением детства является «Дядя Федор, кот и пёс» и следовательно мультфильм «Трое из простоквашино». А знаете ли вы кто является автором этой сказки? Эдуард Николаевич Успенский. Совсем скоро этому знаменитому, великолепному, любимому детскому писателю исполнится 80 лет. И я считаю, что наш с вами долг – знать творчестве наших российских писателей как можно больше и уважать их старание. И вот о творчестве Успенского сегодня пойдет речь на нашем занятии.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Интересно, что в школе Эдуард учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И каждый понедельник он собирался взяться за ум. Но ему все время что-то мешало! И вот однажды мальчик неудачно спрыгнул с крыши и сломал себе ногу. Его привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой.

 С этого времени Эдуард Успенский стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.
Но со временем Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки. Кстати, пришла к нему эта идея случайно. Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории. Так появились первые произведения писателя. "Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем", - признавался он позже.

Свой путь в литературу он начал в 1960 году. В 1966 году в журнале "Детская литература" были опубликованы первые стихи для детей, и тогда же вышла первая книга - стихотворный сборник "Смешной слонёнок". Известным писателем Эдуарда Николаевича сделала сказочная по­весть «Крокодил Гена и его дру­зья». Эту книгу мы читаем уже более 35 лет. Именно в пионерском лагере, работая там библиотекарем летом 1968 года, написал он и другую не менее известную книгу "Дядя Фёдор, пёс и кот". Книга увидела свет в 1973 году. Его перу принадлежат повести-сказки "Вниз по волшебной реке", "Гарантийные человечки", "Школа клоунов", "Колобок идёт по следу" и другие произведения. Разноообразие его творчества поразительно: он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского фольклора. А ещё он организовал книжное издательство "Самовар", ведет передачи на телевидении, издаёт детский журнал "Простоквашино".

Сейчас на слайде вы можете посмотреть список самых известных произведений Э.Н. Успенского в настоящий момент:

Дядя Федор, пес и кот”.

Тетя дяди Федора”.

Любимая девочка дяди Федора”.

Зима в Простоквашино”.

Новые порядки в Простоквашино”.

Дядя Федор идет в школу”.

Привидение из Простоквашино”.

Клад из деревни Простоквашино”.

Праздники в деревне Простоквашино”.

Крокодил Гена и его друзья”.

Бизнес крокодила Гены”.

Чебурашка уходит в народ”.

Крокодил Гена – и грабители”.

Похищение Чебурашки”.

Три комикса с Чебурашкой”.

Следствие ведут Колобки”.

«Вниз по волшебной реке».

«Грамота».

«Дядюшка Ау».

И многие другие произведения.

Сценарии мультипликационных фильмов

1969 — Антошка (Весёлая карусель, № 1), Крокодил Гена

1971 — Чебурашка

1971 — Разгром (Весёлая карусель, № 3) (режиссёр В. Угаров, композитор Ш. Каллош, текст читают: А. Лившиц, А. Левенбук)

1971 — Рыжий, рыжий, конопатый (Весёлая карусель, № 3)

1972 — Неудачник (сценарий: Р. Качанова, Э. Успенского, режиссёр В. Голиков)

1974 — Шапокляк

1974 — Птичий рынок (режиссёр М. Новогрудская)

1975 — Картина. Ехал Ваня

1975 — Наследство волшебника Бахрама

1975 — День чудесный

1975 — Слоно-дило-сёнок (режиссёр Б. Ардов)

1975 — Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик

1976 — Осьминожки

1978 — Трое из Простоквашино

1979 — Дядюшка Ау (фильм первый)

1979 — Ошибка дядюшки Ау (фильм второй)

1979 — Дядюшка Ау в городе (фильм третий)

1979 — Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков (режиссёр Л. Домнин)

1979 — Олимпийский характер

1980 — Каникулы в Простоквашино

1980 — Клякса

1980 — Гребля на каноэ

1980 — Дзю-до (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Ю. Бутырин)

1980 — Конный спорт (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Ю. Бутырин)

1980 — Спортивная гимнастика (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Б. Акулиничев)

1980 — Спортивная ходьба (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр О. Чуркин)

1980 — Хоккей на траве (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр О. Чуркин)

1980 — Баба-яга против! (фильм первый)

1981 — Пластилиновая ворона

1981 — Ивашка из дворца пионеров

1982 — Телеглаз (заставка к циклу передач об экономии) (режиссёр А. Татарский)

1983 — Чебурашка идёт в школу

1983 — Следствие ведут Колобки (фильм первый) (режиссёр Аида Зябликова)

1983 — Новогодняя песенка Деда Мороза

1984 — Зима в Простоквашино

1985 — Про Сидорова Вову

1986 — Академик Иванов

1986 — Про Веру и Анфису

1986 — Следствие ведут Колобки 

1988 — Загадка (Весёлая карусель, № 19)

1989 — Сегодня в нашем городе

1989 — Счастливый старт 1 (фильм о дельфинах)

1989 — Озеро на дне моря (фильм о дельфинах)

1989 — Мико — сын Павловой (режиссёр Е. Пророкова) (фильм о дельфинах)

1989 — Надводная часть айсберга (фильм о дельфинах) (режиссёр А. Горленко, композиторы: Т. Хайэн, Э. Артемьев)

1989 — Секретная океанская помойка (фильм о дельфинах)

1991 — Подводные береты [полнометражный фильм о дельфинах]

1993 — Три типа и скрипач (режиссёр Н. Лернер, композиторы: М. Меерович, И.-С. Бах, А. Вивальди)

2011 — Весна в Простоквашино (режиссёр В.Дружинин, композитор Е.Крылатов)

2013 — Чебурашка (режиссёр Макото Накамура)

Интересные факты:

А знаете ли вы, главной идеей для создания детского многосерийного мультфильма «Фиксики» стала повесть Успенского «Гарантийные челочечки».

Интересная версия о происхождении Чебурашки: «История появления Чебурашки состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать текст к документальному фильму про морской порт. Я смотрел отснятые кадры, и вдруг мое

внимание привлек следующий эпизод: на экране показывают какой-то склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась, а окончательный образ

будущего товарища крокодила Гены сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей, явно, на вырост. Бедняга выглядела довольно забавно и из-за своей не в меру длинной одежды двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю.
- Ну вот, опять чебурахнулась, - сказал кто то из стоявших рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии».

Образ старухи Шапокляк был списан Успенским со своей бывшей жены (но не сказано, с какой именно, ведь их было три)

Наград и премий у писателя немало:

1991 — премия и диплом им. А. Гайдара за повесть «Год хорошего ребенка» писательнице Элес де Грун и писателю Эдуарду Успенскому.

1997 — премия журнала «Огонёк»

1997 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

2005 — золотая медаль Всемирной организации интеллектуальной собственности

2010 — премия Правительства Российской Федерации в области культуры за книгу «Истории про девочку со странным именем»

2010 — премия им. К. Чуковского в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе»

Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу

2015 — премия им. Льва Копелева за борьбу за мир и права человека.

2015 — национальная премия «Телегранд» за выдающийся вклад в создание детских телепрограмм и значительные заслуги в развитии анимационного кино .

Одной из выдающихся наград детского писателя является премия имени Корнея Чуковского в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе», присужденная в 2010 году.


Задание: «Найди лишнее предложение»

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшое задание, внимание на слайд. Вам нужно найти лишнее предложение.

У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. А по выходным занимался карате. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие — папа и мама.

«Дорогие мои родители! Папа и мама! Бабушка и дедушка! Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. …»

В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Был он беленький и пушистый. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своём тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми.

Теперь Гена, Галя и Чебурашка почти каждый вечер проводили вместе. После работы они собирались у крокодила дома, мирно беседовали, пили кофе и играли в крестики-нолики. Иногда даже болтали по мобильному телефону с друзьями из Мадагаскара. И всё-таки Чебурашке не верилось, что у него наконец появились настоящие друзья.

 

Творческая часть: Сегодня вашей команде я предлагаю выполнить одно очень важное творческое задание – создать книгу по творчеству Эдуарда Николаевича Успенского. Как она будет выглядеть – это только ваша задумка. Итак, вам нужно сделать книгу, презентовать её, подумать кому её можно подарить и на последней странице написать пожелание юному читателю.

Я вам подготовила материал для творчества. Для создания страничек вы можете использовать мои нарезки, а можете всё нарисовать и написать самостоятельно.

Презентация книги:

Общее фото команды с книгой!

Рефлексия: Мы с вами снова рассаживаемся на свои места. И вот теперь у меня для вас главный вопрос: какова основная цель нашего занятия?

Воспитание интереса к творчеству писателя

Мотивация участников к чтению, как к средству самообразования (для чего нужно читать?)

Знакомство с биографией и творчеством российских писателей (воспитание патриотизма, уважения)

Развитие творческих способностей

Развитие чувства восхищения талантом писателя

Желание поделиться результатом работы с …… (Ведь такую книгу можно сделать по творчеству абсолютно любого писатель или просто по одному произведению)

Этой нашей встречей поблагодарить писателя за то, что он написал такие добрые и веселые произведения, которые интересны не только детям, но и взрослым.

 


Вот и подходит к концу наше занятие . Оно было посвящено удивительному человеку, замечательному писателю. Все его произведения проникнуты теплом, светом, добром, юмором, любовью к людям. Вы сможете убедиться в этом, прочитав любую книгу Эдуарда Успенского.  
 

И мне бы хотелось напомнить, что все интересное, доброе, полезное можно узнать из книг. Поэтому завершить тему занятия я хочу словами Эдуарда Николаевича Успенского: «Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становится человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг».

А теперь я прошу нашу замечательную команду выйти снова в центр класса и немного подвигаться.

На слайде вам даны несколько строк из всем нам известной детской новогодней песенки. Каждый участник по очереди читает звук, не букву, а именно звук! Там где стоит запятая – мы хлопаем, точка – топаем, а пробел – приседаем.

 

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная, зеленая была.

Зимой и летом стройная, зеленая была.

Всем спасибо за занятие, мне очень понравилось с вами работать!

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.