ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ
КАК СРЕДСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
группы комбинированной направленности 6-7 лет «Радуга»
Разработала
воспитатель
Дорошенко Т.И.
2024-2025 учебный год
Участники проекта
- Дети группы общеразвивающей направленности 6-7 лет "Радуга".
- Воспитатели группы общеразвивающей направленности 6-7 лет «Радуга».
- Родители группы общеразвивающей направленности 6-7 лет "Радуга".
Актуальность
Необходимость приобщения дошкольников к искусству живописи определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшим фактором воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребенка, влияет на познание нравственной стороны действительности.
Общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, общественным событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.
Рисование человека является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально - историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои.
Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить. дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются не использовать этот вид художественного творчества в самостоятельной деятельности. Исходя из этого, необходимо учить детей изображать человека.
Цель проекта
Учить детей рисовать портрет разными способами и средствами.
Задачи проекта
Образовательные:
Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, семейный, парадный, автопортрет.
Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Формировать предпосылки рисования портрета человека по собственному выбору и воображению, обращая внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. используя для рисования масляную пастель, карандаши, акварель, гуашь.
Развивающие:
Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
Учить подбирать прилагательные к существительным, подбирать эпитеты.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи.
Воспитывать эстетические чувства посредством портретной живописи.
Продолжительность
Долгосрочный (в течение учебного года).
Предполагаемый результат
- Дети смогут различать и называть жанры живописи, создавать свои сюжетные композиции.
- У детей сформируется интерес к портретной живописи.
- Дошкольники научатся передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека (цвет глаз, форма прически, цвет и детали одежды).
Итоговые мероприятия
- Открытое занятие в рамках РМО.
- Итоговая беседа с детьми с элементами викторины.
- Выставка детских работ.
- Участие воспитанников в детских творческих конкурсах в течении учебного года.
Взаимодействие с родителями
- Участие родителей в совместном проекте способствует сближению в общении «педагог – родитель». - Приобретение родителями практических навыков в области художественно-эстетического развития ребёнка. - Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. - Установление эмоционального контакта между ребёнком, родителями и педагогами в процессе реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации проекта. | Изучение методической литературы и художественного материала, посещение сайтов по теме проекта. • Информирование родителей и детей о предстоящем проекте. Изготовление альбома репродукций картин, написанных в разных жанрах. Составление картотеки дидактических игр по изо. | 1 - 30 сентября 2024. |
2 этап. Основной. Цель: Организация образовательно-воспитательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей. | Беседы с детьми о проекте. Оформление нового уголка изо. Посещения Сальского музея имени народного художника В.К. Нечитайло. Рассматривание репродукций картин известных художников, беседы о картинах. Мастер-класс для детей директора музея им. В. К. Нечитайло, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России В. А. Шеховцова по рисованию портрета. Занятия по изо на тему «Портрет». Практическая работа по освоению работы с шаблонами и трафаретами, фоном, различными средствами рисования. Рисование портретов папы, дедушки, брата ко Дню защитников Отечества. Рисование портретов мамы, бабушки, сестры к Международному Женскому дню. Оформление выставок детских работ в течение учебного года. | 1 октября 2024 – 15 апреля 2025. |
3 этап. Заключительный. Цель: Подведение итогов. | Открытое занятие по рисованию портрета в рамках РМО. Мастер-класс на РМО «Как я учу детей рисовать портрет». Родительское собрание (отчет по результатам проекта) согласно годовому плану. Итоговая беседа с детьми с элементами викторины. Подведение итогов проекта. Анализ проведенной работы. Презентация проекта на педагогическом совете. Публикация проекта на персональных интернет-сайтах педагогов группы. | Февраль 2025.
16 - 30 апреля 2025. |
Список литературы
1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 8-11.
2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., "Педагогика", 1994.
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.
6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. -- М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2007. - 208 с.
7. И. Селютин "Как нарисовать фигуру человека", из серии "Волшебный карандаш", - М., АСТ-издательство, 2007.
8. Казакова Т.Г. "Детское изобразительное творчество" Москва, Карапуз - Дидактика, 2006.
9. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996.
10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.
11. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. М.: Изд-во: "В. Шевчук", 2006. -- 208 с.ил.
12. Методические рекомендации Т. Комаровой и Н. Пантелеевой "Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета", - "Дошкольное воспитание", №№3-5, 2005 г.
13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. -- 242 с.
14. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., "Просвещение", 1978.
15. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965.
16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
17. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 "Преподавание черчение и изобразит. искусства". - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.: ил.