Педагогическое исследование «Творчество Гариевой Наджии Замбиновны как региональный компонент в урочной и внеурочной деятельности педагог»
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний к опыту, от опыта - к мастерству»
Секция: Краеведение и туризм
Педагогическое исследование
ТВОРЧЕСТВО ГАРИЕВОЙ НАДЖИИ ЗАМБИНОВНЫ
КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Автор работы: Хабибуллина Гульнара Римовна
учитель начальных классов
Филиал МБОУ СОШ №1 с.Кандры-«ООШ с.Кандры-Кутуй»
Стаж работы: 23 года
2017 г.
Оглавление1.1 Биография Гариевой Наджии Замбиновны 4
1.2 Творчество Гариевой Наджии Замбиновны 5
2 Реализация национально-регионального компонента на уроках в начальной школе 6
2.1 Региональный компонент в системе внедрения ФГОС 6
2.2 Внедрение творчества Гариевой Наджии Замбиновны в 8
качестве регионального компонента в образовательный процесс 8
Список использованных источников и литературы 12
Родители Гариевой Наджии Замбиновны 15
Гариева Н.З. - учитель русского языка и литературы 17
Гариева Наджия Замбиновна - учитель истории и 18
обществознания в Янаульской гимназии имени И.Ш. Муксинова 18
Победитель конкурса «Лучший учитель России», 2007г. 19
Республиканский конкурс самодеятельных композиторов 20
Республиканский конкурс устного народного творчества 20
Гариева Н.З. участница хора ветеранов г.Янаул 21
Туймазинское литературное объединение «Алтын башак» 24
Песня «Наш любимый поселок Кандры» 26
Гариева Н.З. в составе вокальных коллективов 27
Песни Гариевой Н.З. в Хрестоматии 30
«Музыка самодеятельных композиторов России» 30
Почетная грамота за лучший перевод стихотворений Г.Тукая 32
На встрече с учащимися Детской музыкальной школы с.Кандры 38
Конспект урока «Богата природа России» 40
Конспект урока «Знакомство с творчеством 45
нашей землячки Гариевой Н.З.»(дополн.чтение) 45
в 3 классе по учебному предмету «Литературное чтение» 45
по УМК «Начальная школа XXI века» 45
Воспитание, созданное самим народом,
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях…
Н К. Ушинский
Туймазинская земля богата талантливыми людьми: поэтами, писателями, художниками. В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о поэтессе-землячке Гариевой Наджие Замбиновне. Обращение к данной теме не просто интерес к истории своей малой Родины, это попытка внедрить творчество Гариевой Н.З. в качестве национально-регионального компонента на уроках в начальной школе.
Актуальность. В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент [4]. НРК на уроках в начальной школе несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по литературному чтению, по окружающему миру, музыке, фольклору.
Цель: изучить творчество Гариевой Наджии Замбиновны и внедрить произведения поэтессы в образовательный процесс в качестве национально-регионального компонента.
Задачи:
- исследовать биографию и творческую деятельность Гариевой Наджии Замбиновны;
- познакомить учащихся с поэтессой-землячкой Гариевой Н.З.
- раскрыть своеобразный мир поэтессы и привлечь внимание к ее творчеству;
- рассмотреть основные темы произведений поэтессы;
- составить разработки уроков с включением произведений Гариевой Н.З. в качестве национально-регионального компонента.
Объект исследования: поэтесса Гариева Наджия Замбиновна
Предмет исследования: литературное творчество Гариевой Наджии Замбиновны
Гипотеза: внедрение произведений Гариевой Наджии Замбиновны в образовательный процесс в качестве регионального компонента, способствует углубленному усвоению учебного материала, расширяет общий кругозор и активизирует творческую деятельность учащихся.
Методы исследования биографический, изучение, опрос, анализ, обобщение и систематизация.
Практическая значимость. Полученный материал исследования будет полезен учителям начальных классов на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки и во внеурочной деятельности.
1 Поэтесса родного края 1.1 Биография Гариевой Наджии ЗамбиновныГариева Наджия Замбиновна (Приложение 1) родилась 24 июня 1952 года в далеком городе Душанбе Таджикской ССР, который в то время назывался Сталинабад, в семье учителей, приехавших туда из Башкирии. (Приложение 2) Так как жаркий климат дочери не подошел, на следующий год семья переехала на родину в город Бирск Республики Башкортостан. Там прошло раннее детство, Наджия посещала детский сад № 7, а в 1959 году пошла в первый класс средней школы № 3 [3].
За эти годы родители окончили пединститут и были направлены на работу в Туймазинский район: мама – директором Балтаевской средней школы, отец - учителем русского языка и литературы. Семья стала жить в деревне.
В 1964 году семья (уже с двумя дочерьми) переехала в село Кандры-Кутуй и здесь обосновалась. Мама Хайруллина ФанияАгадулловна долгие годы работала директором школы, отец Гариев Замбин Аюпович – учителем. (Приложение 3) Наджия окончила Кандры-Кутуевскую восьмилетнюю школу и продолжила учебу в Кандринской средней школе № 1. Окончив школу в 1969 году, Наджия стала работать учительницей в Ермунчинской восьмилетней школе Туймазинского района, а затем поступила в Бирский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. (Приложение 4)
С первого класса школы Наджия писала стихи, училась в музыкальной школе города Бирска у Масгута Зайнетдиновича Баширова по классу фортепиано. С переездом родителей учеба в музыкальной школе прекратилась, но любовь к музыке осталась в ее душе навсегда. Всегда с удовольствием пела, научилась играть на мандолине, выступала на сельской, районной и республиканской сценах. В институте продолжила петь, в комитете комсомола была ответственной за культмассовый сектор, организовала хор на литературном факультете. Факультет из года в год занимал первые места на фестивалях «Студенческая весна». Наджия была солисткой известного в Бирске ансамбля «Бубенцы». В 1972 году вышла замуж за земляка - Низамова Ильгиза Амировича, в 1973-м родила старшего сына.
В 1974 году окончила институт и уехала с мужем на место его службы в город Алма-Ата Республики Казахстан. Кадровый офицер Низамов Ильгиз Амирович служил с 1978 по 1983 год на Камчатке, с 1983 по 1993 год в Приморском крае, а в конце 1993 семья переехала в г. Нижнекамск Республики Татарстан. Наджия Замбиновна работала учителем русского языка и литературы, татарского языка и литературы в школах города Нижнекамска, завучем в татарско-турецком лицее, заместителем директора по национальному образованию в школе-гимназии № 9, затем – преподавателем педагогики в Нижнекамском педагогическом училище. (Приложение 5)
В 2001 году семья переехала в родной Башкортостан, в город Янаул. В семье выросло 3 сына: Динар, Салават и Эльдар. Сыновья получили высшее образование и, создав свои семьи, живут отдельно от родителей в разных городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе [8].
Низамов Ильгиз Амирович работал начальником отдела ГО и ЧС в администрации Янаульского района и города Янаул, а Гариева Наджия Замбиновна - учителем истории и обществознания в Янаульской гимназии имени И.Ш. Муксинова. (Приложение 6) В 2007 году она победила в конкурсе национального приоритетного проекта «Образование», стала «Лучшим учителем России» и получила 100 тысячный грант – Путинскую премию. (Приложение 7) В том же 2007 году начала писать песни. Участвовала в республиканском конкурсе самодеятельных композиторов и стала дипломантом. (Приложение 8) В республиканском конкурсе устного народного творчества «Зов предков» заняла 2-е место. (Приложение 9) Наджия Замбиновна была участником хора ветеранов г.Януал. (Приложение 10)
В 2012 году Гариева Наджия Замбиновна и Низамов Ильгиз Амирович переехали в село Кандры-Кутуй на постоянное место жительства. (Приложение 11) Оба на пенсии, ветераны труда. Наджия Замбиновна продолжает творческую деятельность. В сельском доме культуры поет в составе вокального ансамбля «Умырзая», участвует в самодеятельности. (Приложение 12)
С сентября 2013 года Наджия Гариева является членом Туймазинского литературного объединения «Алтын башак», а с марта 2016 года - его руководителем [8]. (Приложение 13)
1.2 Творчество Гариевой Наджии ЗамбиновныВ настоящее время Наджия Замбиновна пишет музыку к своим стихам и стихам других поэтов.
В 2014 году для народного ансамбля «Рябинушка» (с.Кандры) написала песню «Наш любимый поселок Кандры» (Приложение 14) Сейчас разучивают песню «Башкортостан». В репертуаре ансамбля «Умырзая» 4 песни Наджии Замбиновны на татарском языке. Вместе с коллективами «Рябинушка», «Хазина», «Умырзая» Наджия Замбиновна участвует в конкурсах и мероприятиях. (Приложение 15)
Два года подряд (2015, 2016) участвует в конкурсе самодеятельных композиторов в г.Казани. (Приложение 16) Ее песни изданы в хрестоматии «Музыка самодеятельных композиторов России» за 2015 и 2016 г. [5]. (Приложение 17)
Ею изданы переводы поэтических халисов Рауиля Бикбая «Сто один халис» (2008), автобиографическая повесть «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» (2010) , сборник стихов «Мозаика судьбы» 2014), «Хисләрем, фикерләрем» (2015). В 2016 году - сборник стихотворений для детей туймазинской поэтессы Анисы Мингажевой «Весело в деревне» в переводе на русский язык Наджией Гариевой. В 2017 г. вышел в свет Альманах «Хрустальный родник», автор-составитель Гариева Наджия Замбиновна. (Приложение 18)
Стихи Гариевой Наджии Замбиновны печатаются в газетах «Янаульские зори», «Кандры», «Туймазинский вестник», «Кызыл тан», переводы печатались в журнале «Бельские просторы» [5].
За перевод стихотворений Г.Тукая награждена Почетной грамотой победителя [5]. (Приложение 19)
Творчество Наджии Замбиновны - это проникновенные лирические стихи, прекрасным мелодичным и нежным голосом исполненные песни о красоте человеческого бытия... Это и очень эмоциональное, с тонким юмором и художественным вкусом переданное восприятие взаимоотношений человека, природы и искусства, в произведениях прозы. (Приложение 20)
Поэзия Наджии Замбиновны открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному краю. Строки, проникнутые теплом и любовью, способны лечить сердце, давать советы, заставлять верить в светлое и доброе. (Приложение 21)
15-го февраля 2014 года в селе Кандры-Кутуй, а в 2015 г. в селе Кандры прошли творческие вечера Гариевой Наджии Замбиновны. Наджию Замбиновну часто приглашают на местные и городские мероприятия. Как исполнительница и композитор, Наджия Замбиновна частый гость в детской музыкальной школе с.Кандры [5]. (Приложение 22)
Сейчас главная задумка литератора написать историю родного села. Наджия Замбиновна по крупицам собирает материал для своего исследования.
Гариева Наджия Замбиновна является гордостью села Кандры-Кутуй.
2 Реализация национально-регионального компонента на уроках в начальной школе 2.1 Региональный компонент в системе внедрения ФГОСОсновная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России.
ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к личностным результатам освоения ООП НОО.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире [7].
Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Цель использования материала регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края [6].
В нашей школе НРК стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Региональный компонент включен во все предметы начальной школы. Процесс реализации национально – регионального компонента дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.
В плане реализации национально - регионального компонента я решила использовать на уроках и внеурочной деятельности литературное творчество поэтессы - землячки Гариевой Наджии Замбиновны.
Прежде, чем начать работу, провела анкетирование с целью, выяснить, что знают учащиеся нашей школы о Гариевой Наджии Замбиновне. (Приложение 23) В опросе участвовало 13 человек. Из них 11 детей знают про Гариеву Наджию Замбиновну. С творчеством поэтессы знакомы только двое. В основном ее знают как певицу, участницу сельского ансамбля. Встретиться с известной землячкой захотелось всем.
В начальной школе особенно широко используется национально-региональный компонент на уроках окружающего мира. Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы [1].
Мной разработан конспект урока для 1 класса «Богата природа России» с включением экологической сказки Гариевой Н.З. «Хозяйка озера Кандры-куль». (Приложение 24) Художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв защищать и изучать ее.
Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходимо для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры [1].
Мной разработан конспект урока «Знакомство с творчеством нашей землячки Гариевой Н.З.»(дополнительное чтение) в 3 классе по учебному предмету «Литературное чтение». (Приложение 25) После урока дети по новому взглянули на Наджию Замбиновну, ни как на соседку, знакомую, а как на талантливого поэта и композитора. (Приложение 26)
Одним из самых эффективных способов включения регионального компонента в уроки литературного чтения является работа с поэтическими произведениями. Читать стихи младшим школьникам легко, а вот умение анализировать и понимать поэзию - дано даже не каждому взрослому человеку. Поэтому задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы привить интерес к чтению стихов, научить понимать их [1].
В содержание уроков литературного чтения я включила произведения Гариевой Н.З. на разные темы.
Понятны и проникновенны стихи, посвященные Великой Отечественной войне:
Я буду петь и помнить о войне
К нам май идет на радостной волне –
Я буду петь и помнить о войне.
Мы День Победы празднуем в стране –
Я буду петь и помнить о войне.
Как жаворонок в синей вышине,
Я буду петь и помнить о войне.
Увидев ветеранов в седине,
Я буду петь и помнить о войне.
Война оставила свой след во мне -
Я буду петь и помнить о войне.
Погибшие есть и в моей родне –
Я буду петь и помнить о войне.
Ударю по гитарной я струне
И буду петь и помнить о войне.
Салют Победы расцветет в окне –
Я буду петь и помнить о войне.
Весною думая о пашне, о зерне,
Я буду петь и помнить о войне.
Поля пылали в вражеском огне –
Я буду помнить, помнить о войне.
И зная цену миру, тишине,
Я буду петь и помнить о войне.
Дивясь цветам, небес голубизне,
Я буду петь и помнить о войне.
Стремятся люди к правде, к новизне –
Я буду петь и помнить о войне.
И оттого что счастлива вдвойне
Я буду петь и помнить о войне [2].
Мы много говорим о чувствах к своей Родине великих русских поэтов-классиков: М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина и других. Но с какой трепетной нежностью пишет о Родине наша землячка Н.Гариева:
Чувство Родины…Что же такое?
Это песни о крае родном,
Это детство мое золотое,
Цвет черемухи за окном,
Это мамины мягкие руки,
Небо звездное в летнюю ночь.
Это радость моя, это муки,
Что дарили мне сына и дочь.
Чувство Родины…Что же такое?
Это песни о крае родном,
Это детство мое золотое,
Цвет черемухи за окном,
Это мамины мягкие руки,
Небо звездное в летнюю ночь.
Это радость моя, это муки,
Что дарили мне сына и дочь [2].
В наших учебниках много стихов о природе, о временах года. Я дополняю их стихами Гариевой Н.З.:
Одеты снегом ели,
Есть шапка у сосны,
Кружат, метут метели,
И долго ждать весны.
Бела зима настала,
Всем шубы раздала,
Озера льдом сковала,
Дороги замела.
Но нам зима по вкусу,
Пускай щенок-мороз
То за руку укусит,
А то лизнет нам нос.
А если друг наш ветер
Стучит снежком в окно,
Оденемся покрепче
И выйдем все равно.
Мы зимний холод любим,
Когда есть теплый дом,
Там согреваться будем
И спать здоровым сном [2].
Коротенькое слово — «мама» имеет великое значение в жизни каждого из
нас. Мы говорим «мама», а подразумеваем всеобъемлющую любовь и доброту, ласку и заботу, терпение и силу. Именно эти чувства и мысли можно найти, читая стихи Гариевой Н.З. про маму:
В глазах – улыбка, в улыбке – солнце,
Открыто людям души оконце.
Тепло и просто с тобою рядом,
С любовью встретишь, обнимешь взглядом.
Родная мама, тебе спасибо
За то, что учишь нас жить красиво,
За то, что строго ты не осудишь,
Чужой не станешь, другой не будешь,
За то, что правдой живешь и дышишь,
И чутко сердце, и Бога слышишь [2].
Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование литературного материала воспитывает в детях патриотические чувства: любовь, восхищение и гордость за свой край. А это не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию [4].
Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову - очень важная воспитательная задача школы. Национально-региональный компонент (НРК) предполагает активное использование народной музыки и песен, произведений композиторов, а также литературных произведений и фольклора для более целостного восприятия музыкальной культуры своей Родины. На уроках музыки я знакомлю учащихся с песнями Гариевой Наджии Замбиновны. (Приложение 27)
Регионализация может осуществляться и через организацию воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников. Мной был разработан классный час, посвященный Великой Отечественной войне: «Памятные записки Гарипова Касима (1922 – 1942) (Дневник погибшего солдата)» перевод Гариевой Н.З. [3]. (Приложение 28) Ученики знакомятся с реальной жизнью солдата - нашего соотечественника - в годы Великой Отечественной войны.
Творчество Наджии Замбиновны многогранно и его можно включать в содержание и других школьных предметов.
Внедрение произведений Н.З.Гариевой в качестве регионального компонента в образовательный процесс создало обучающую среду, способствующую усвоению содержания обучения регионального компонента и формирования национального самосознания, толерантного мышления, патриотического воспитания и гражданственности, проявлению творческого потенциала учащихся
Заключен
Решая задачи исследования я изучила биографию и творческую деятельность талантливой поэтессы и композитора Гариевой Наджии Замбиновны. В процессе исследования пришла к выводу, что творчество Н.З.Гариевой неразрывно связано с ее жизнью, она искренна, когда пишет о том, что ее волнует. Темы природы, родины, любви , музыка являются главными в ее лирике. Её творчество имеет высокую духовно-нравственную ценность, а так же способствует формированию культурных традиций и патриотических чувств – любви к малой Родине.
Для знакомства учащихся с творчеством Наджии Замбиновны я разработала конспекты уроков по окружающему миру, литературному чтению, а также классный час с включением произведений поэтессы в качестве регионального компонента.
Исследуя и систематизируя наследие поэтессы, я пришла к общему выводу:
- ее поэтическое наследие является значительным вкладом в литературу не только Туймазинского района, но и Республики Башкортостан в целом;
- стихотворения отражают преемственность, традиционность и новизну современной поэзии;
- тематика и жанровое своеобразие стихотворений носят позитивный характер, положительно влияют на сознание и чувства читателей;
- песни Наджии Замбиновны обладают нравственным потенциалом, отражают общечеловеческие ценности: любовь к людям, природе, малой родине, честность и справедливость;
- важность знакомства школьников с поэтической культурой родного края, лучшими ее образцами, состоит в формировании интереса к жизни родного края, эстетическом и патриотическом воспитании.
Гипотеза исследования подтвердилась, внедрение произведений Гариевой Наджии Замбиновны в образовательный процесс в качестве регионального компонента, способствует углубленному усвоению учебного материала, расширяет общий кругозор и активизирует творческую деятельность учащихся.
Творчество Гариевой Наджии Замбиновны недостаточно хорошо известно и требует более внимательного изучения. Но самая главная задача - формирование интереса к литературному творчеству у детей-учащихся общеобразовательных школ.
Список использованных источников и литературы1.Белобородова О.А. Использование национально-регионального компонента на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс]-URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-natsional-no-rieghional-nogho-komponienta-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie.html (дата обращения: 10.03.2017)
2. Гариева Н. Мозаика судьбы./ Н. Гариева.-Туймазы: ТИЦ-филиал ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан», 2014
3. Гариева Н. Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени. /Н.Гариева. Янаул:ГУП РБ Янаульская городская типография, 2011.-63с.
4. Крылова И.В. Региональный аспект в начальной школе: находки, достижения. Реализация НРК на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс]-URL: ttps://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fdoc4web.ru%2Fuploads%2Ffiles%2F42%2Ffc69aa6f35ecec21cf6a9c29e8c2e5ae.docx&name=fc69aa6f35ecec21cf6a9c29e8c2e5ae.docx&lang=ru&c=58d81a7cf869(дата обращения: 10.03.2017)
5. Личный архив Гариевой Н.З.
6. Миннибаева Э. Материал для начальных классов по теме: Использование НРК в учебно-воспитательном процессе. [Электронный ресурс]-URL: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-nachalnykh-klassov-po-teme-ispol-zovanie-nrk-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse.html (дата обращения: 10.03.2017)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
8. Хрустальный родник. Альманах. / сост. Н. Гариева.-Туймазы: ТИЦ-филиал ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан», 2017.-206с.
Приложение 1 Гариева Наджия Замбиновна Приложение 2 Свидетельство о рождении Приложение 3 Родители Гариевой Наджии Замбиновны
Мать - Хайруллина Фания Агадулловна
директор Кандры-Кутуевской школы
Гариев Замбин Аюпович с любимыми учениками
Приложение 4 Диплом об образовании Приложение 5 Гариева Н.З. - учитель русского языка и литературы
В Приморском крае, 1985г.
В Нижнекамске
Приложение 6 Гариева Наджия Замбиновна - учитель истории и обществознания в Янаульской гимназии имени И.Ш. Муксинова Приложение 7 Победитель конкурса «Лучший учитель России», 2007г. Приложение 8 Республиканский конкурс самодеятельных композиторов Приложение 9 Республиканский конкурс устного народного творчества «Зов предков» Приложение 10 Гариева Н.З. участница хора ветеранов г.Янаул Приложение 11 Родное село Кандры-Кутуй Приложение 12 Ансамбль «Умырзая»Участие в новогодней постановке
в сельском клубе
Приложение 13 Туймазинское литературное объединение «Алтын башак»Объединение за работой
Продолжение приложения 1380-летие Халисы Хуснутдиновой
члена литературного объединения «Алтын башак»
Приложение 14 Песня «Наш любимый поселок Кандры»слова и музыка Н.Гариевой
Есть рабочий поселок Кандры,
Пусть немало прошло дней и лет,
Нам родней на Земле места нет.
Дорогая сторонка моя,
Здесь родные живут и друзья.
Ты красив, твои люди добры,
Наш любимый поселок Кандры.
Приглашают в поселок Кандры
Впечатления детской поры.
Здесь пьянят ароматы лугов,
Мелодичны гудки поездов.
Помню добрую юность мою,
Ей душевную песню пою.
Ты красив, твои люди добры,
Наш любимый поселок Кандры.
Был «десятый» у нас магазин,
А теперь онв Кандрах не один.
Чист и светел поселок родной,
Не спешу я с прогулки домой.
Проходя мимо школы своей,
Вспоминаю я учителей.
Ты красив, твои люди добры,
Наш любимый поселок Кандры.
Приложение 15 Гариева Н.З. в составе вокальных коллективов с.Кандры и с.Кандры-КутуйНародный ансамбль «Рябинушка»
Продолжение приложения 15
Ансамбль «Хазина»
Ансамбль «Умырзая»
Приложение 16
Конкурс самодеятельных композиторов г.Казань
2015г., 2016г.
Приложение 17 Песни Гариевой Н.З. в Хрестоматии «Музыка самодеятельных композиторов России» Приложение 18 Книги Наджии Гариевой Приложение 19 Почетная грамота за лучший перевод стихотворений Г.Тукая Приложение 20 Рассказ Н.ГариевойДядя Миассар и тётя Ямал Гумеровы были нашими близкими родственниками со стороны свёкра. Каждый год мы, приезжая в отпуск к родителям, знали, что они пригласят нас в гости. Это были гостеприимные и милые люди, с которыми все окружающие чувствовали себя комфортно. Дядю Миассара отличали интеллигентность и неторопливость. Говорил он очень мягко, тонко шутил, был образованным, любопытным и много знал, потому что умел расспрашивать. Тётя Ямал отличалась от всех родственниц не только тем, что вкусно готовила, но и своим теплым к нам отношением. Мы с мужем воспринимали её, как мудрую и ласковую маму, спокойную и сильную. В её объятиях можно было ничего не бояться, сразу вселялась уверенность, что вот она-то защитит!
Дядя Миассар, седой, улыбчивый и красивый, радушно встречал нас и родителей мужа, приглашал в комнаты и затевал долгую, но интересную беседу о жизни. В их доме всегда было просторно и умещалось очень много народу: их дети с семьями, наши родители и мы со своими детьми. За столом как обычно было весело, расспросы, разговоры длились до позднего вечера. Потом все выходили на улицу и общение продолжалось. Часто они нас провожали и тогда мы шли домой медленно, чтобы наговориться.
Однажды я услышала про них историю, очень удивилась, и ещё больше зауважала этих мудрых и красивых родственников. Дядя Миассар уходил на войну с немецкими фашистами очень красивым молодым человеком. Многие девушки вздыхали по нему, но лишь одна была близка его сердцу. Расставаясь, они договорились пожениться после войны. На войну ушёл и родной брат дяди Миассара. Он был уже женат, перед войной родились дети. Брат погиб, и, когда дядя Миассар вернулся, его родители попросили его жениться на жене брата, которая осталась вдовой. Это была наша тётя Ямал. В семье Гумеровых её любили как родную дочь и не хотели, чтобы их внуки росли без отца, не желали отпускать тётю Ямал. Трудно представить, какие чувства обуревали дядю Миассара и её возлюбленную, которая потом уехала далеко и навсегда, но мудрость родителей дошла до дяди Миассара. Он женился на тёте Ямал, а потом и полюбил её всей душой. Их трое детей и дети погибшего брата росли в полной, счастливой семье, ни в чём не нуждаясь, в родительской ласке тоже. Все дети отлично учились в школе, приобрели хорошие профессии. А Дядя Миассар и тётя Ямал остались в памяти нашего поколения родственников как образец мудрости и тихого, красивого семейного благополучия.
Помню, тогда они жили по Салавата Юлаева, 4. Мы снова пришли к ним в гости и уже за столом познакомились с соседкой Халиля апой из 5-й квартиры. Оказалось, что она – родная сестра очень известного человека, драматурга Асхата Мирзагитова. В то время я очень увлекалась чтением татарско-башкирской литературы, так как ностальгия по Родине давала мне повод обращаться к истокам. Мы жили в Казахстане. Когда в Алма-Ату приезжал на гастроли башкирский театр, мы покупали билеты сразу на все спектакли. Оставив двух маленьких сыновей у соседей, ездили с мужем на представления, возвращались одухотворенные, восхищенные игрой Фидана Гафарова, Зиниры Атнабаевой,Гюлли Мубаряковой и других. И непременно в их репертуаре были произведения драматурга Асхата Мирзагитова. Имя драматурга было на устах всех любителей театра, а особенно у тех, кто приехал из Башкирии. Это было время расцвета его могучего таланта. Бесконечно талантливы были и любимые артисты театра имени Мажита Гафури. Читая драмы Асхата Мирзагитова, посещая спектакли, мы с мужем и не знали, и не думали, что этот драматург родился на Туймазинской земле!
Я не подозревала, что он бывает частым гостем в Кандрах, приезжает сюда с театром, а артисты останавливаются у его сестры и у дяди Мияссара с тётей Ямал. Дочь дяди Мияссара Гульгуна рассказывает: «Асхат Мирзагитов был очень приветливым и очень общительным человеком, подолгу разговаривал не только с родителями, но уделял внимание и нам, детям. Мы были одногодками с его племянником Хайрутдиновым Шамилем, но почему-то его племянники и сосед Наиль Мухаметжанов учились во второй школе, а все Гумеровы – в первой…
У Асхата Мирзагитова была красавица жена тётя Зиля, и она была под стать ему приветливая, разговорчивая. Часто приезжали они вдвоем и непременно заходили к нам поздороваться. Но от мамы без чая никто не уходил. Халиля апа (соседка и родная сестра Асхата Мирзагитова) очень дорожила своим братом. Она была старше и знала, что после его рождения их мамы не стало. Асхат вырос, называя мамой тётю Санию. Их отца тоже не было рядом, он уехал в Казахстан и там начал новую жизнь».
Думаю, их горькая судьба наложила отпечаток на будущее Асхата Мирзагитова, как и судьба классика татарской литературы Габдуллы Тукая. Оставшиеся сиротами дети по воле Аллаха становятся знаменитыми и награждаются неординарным творческим талантом, а потом - любовью людей: зрителей, читателей и почитателей этого таланта. Асхат Мирзагитов снискал всенародную любовь еще при жизни. Народ Башкортостана помнит его и гордится своим сыном. В поселке Кандры школа номер 2 названа его именем. Родственники (в частности – родной племянник Асхата Мирзагитова) бережно хранят у себя музейные экспонаты, надеясь на то, что они пригодятся нам и станут достоянием всех туймазинцев.
НаджияГариева, март 2017.
Приложение 21 Стихи Н.ГариевойСТИХИ О КАНДРЫ-КУЛЕ
Мой Кандры-Куль – чудесный рай,
Зовешь меня ты каждым летом!
Чтобы любить родимый край,
Совсем не нужно быть поэтом.
Мой добрый Кандры-Куль порой
Бывает серым и сердитым,
Его высокою волной
Все берега бывают биты.
И в час такой он мной любим.
Свою он силу не скрывает.
Свинцовым тучам, что над ним,
Расправой смело угрожает.
А ранним утром на заре,
Когда проснешься очень рано,
Спит озеро, как в серебре,
Чуть-чуть прикрытое туманом.
Прогулки пешие к нему
В такое время вдохновляют.
Березку если обниму –
Она мне песни напевает.
А волны шепчут мне слова…
И если карандаш со мною,
Пусть слышу их едва-едва,
Но записать смогу, не скрою.
Народ к полудню соберет,
Сверкает золотом, как в сказке.
Тут озеро само поет,
Зовет скорее искупаться.
По дну песочному иду,
Где солнце с волнами играет,
Где каждый камень на виду
И мягкая вода ласкает…
МЫ С ТОБОЙ УЧИТЕЛЯ
Мы с тобой учителя – общества опора!
Быстро вертится Земля, жизнь проходит скоро.
Только бы успеть простить и поцеловаться,
Личное не упустить и с людьми остаться.
Дети к нам с тобой идут, чтоб не ошибиться,
Сдать экзамен в институт, многого добиться…
Наша планка высока – подготовить к жизни,
Воспитать ученика преданным отчизне,
Научить, сформировать грамотную личность,
Чтобы все ЕГЭ сдавать только на «отлично»!
Мы ответственности той не боимся. Значит,
Мы – с тобой учителя! Так и не иначе.
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
Защитить все стараюсь, укрыв вас руками,
Мои милые дети, всегда вы со мной.
Только чаще звоните папе и маме,
Мы хотим, чтобы вы возвращались домой.
Как-то быстро вы выросли, так не бывает,
Разлетелись, как птицы летят из гнезда.
Но когда мое сердце тоска разрывает,
Еду к вам я и ночью сажусь в поезда.
Вспоминаю я личики ваши родные,
На любимых внучат с умиленьем смотрю.
Ах, кровиночки наши, сыны дорогие,
Как же сильно и нежно я всех вас люблю!
Вот поет Стас Михайлов песню о маме,
Про сыновние чувства, которые ждем.
И мне кажется, что это вы рядом с нами
И что мы, как и раньше, все вместе живем.
Защитить всё стараюсь, укрыв вас руками,
Мои милые дети, всегда вы со мной.
Только чаще звоните папе и маме,
Мы хотим, чтобы вы возвращались домой.
КАК МЕЧТА МОЯ ЛЕГКА
Как мечта моя легка!
Как мечта моя крылата!
Словно в небе облака
Та дорога без возврата.
Я лечу к своей мечте,
Ветер выше поднимает,
Поднимусь к какой черте –
Бог один об этом знает.
Вот мечта определилась,
Светит яркой полосой.
С лишним я трудом простилась,
Словно с высохшей росой.
И теперь пишу я много,
Репетирую, пою…
Помоги, прошу я Бога,
Воплотить мечту мою.
О ДОБЛЕСТИ
Защищая Отчизну свою,
Воинпал в жестоком бою.
И кровью своей истекая,
Он землю обнял, умирая.
Шептал он сухими губами:
Передайте, пожалуйста, маме.
Я за Родину, землю свою
Драгоценную жизнь отдаю.
Нужны для ПОБЕДЫ герои,
Советский солдат – славный воин –
Кто жив – до Берлина шагал,
Народы от рабства спасал.
А в братских солдатских могилах –
Те, о ком мама молилась.
Мы их память свято храним.
И вечная слава живым!
В опросе принимало участие 13 детей.
Вопрос |
Да |
Нет |
|
1 |
Знаете ли вы поэтессу Гариеву Н.З.? |
11 |
2 |
2 |
Знакомы ли вы с её творчеством? |
2 |
11 |
3 |
Читали ли вы их стихи? |
2 |
11 |
4 |
Хотели ли бы вы с ней встретиться? |
13 |
- |
в 1 классе по учебному предмету «Окружающий мир»
по УМК «Начальная школа XXI века»
Цель: дать представление о богатстве природы России и необходимости ее беречь
Задачи:
-формировать умение ставить перед собой задачи на урок;
-исследовать, чем богата природа России;
-развивать умение расшифровывать карту, понимать условные обозначения;
-закрепить знания о государственных символах страны;
-отрабатывать навык работы с картой: показывать границы России, узнавать водоёмы;
-углублять знания учащихся о родном крае через творчество местной писательницы;
-расширить представление детей о правилах поведения в природе;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Планируемые универсальные учебные действия:
Познавательные:
-умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
Регулятивные:
-формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
-умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
-умение оценивать результаты решения поставленной задачи;
Коммуникативные:
-умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
-умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Личностные:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
-формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-учить наблюдать за природой родного края и углублять их знания, расширить их кругозор
Оборудование:
-учебник Виноградова, Н. Ф. и др. «Окружающий мир» 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 1 класс;
-презентация на тему «Богатство природы России»;
-мультимедийный проектор;
-физическая карта России;
-сказка Гариевой Н.З. «Хозяйка озера Кандры-куль»;
-пословица «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню» (на доске)
Ход урока
Организация начала урока.
Мы гуляем по весне,
Побываем мы везде.
С удовольствием гуляем,
Много нового узнаем!
Актуализация знаний
-Ребята, как вы думаете самая большая в мире какая страна?
-Да, Россия. И сегодня мы будем путешествовать по нашей великой стране. А в этом нам поможет карта . Кто сможет показать границы нашей страны?
-У каждой страны бывают свои символы. Из каких цветов состоит флаг?
-Как выглядит герб?
-Вы сказали и показали , что наша страна великая? Можем «похвалиться» этим?
-Как вы думаете, чем может «похвалиться» такая большая страна?
-Как думаете есть богатства у такой большой страны?
-Значит о чем мы с вами будем говорить на уроке?
-Наша задача узнать – чем богата природа России ?
3 Приобретение новых знаний
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
-Ребята, о чем говорят эти стихотворные строки? Что значит с границы до границы, что мы имеем?
-Правильно – территория. Можно считать, что это богатство? (открываем лепесток)
-Как думаете, почему на карте наша территория имеет разную окраску?
-Леса, луга, поля, горы - являются богатством страны?(открываем лепесток)
-Давайте подумаем, что нам может дать лес?(дает древесину, защищает почву и реки, дает ягоды и грибы, самое главное это бесценная красота
-Синим цветом, что изображено на карте?
-Что относится к водоемам?
-Это богатство?(открываем лепесток)
-Леса, поля, луга , водоемы чем богаты?
-Животные, птицы, рыбы, насекомые – это богатство? (открываем лепесток). Какую пользу они приносят? Докажите свое мнение
-У нас получился такой цветок, который рассказывает нам о богатстве нашей природы
территория |
Луга, поля, горы ,леса |
|
богатства |
||
водоемы |
Животные рыбы, насекомые птицы |
4.Физминутка
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу. (Ходьба на месте.)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам. (Повороты корпусом.)
Нам навстречу скачет зайка, (Прыжки.)
В небе кружат птицы. (Дети машут руками.)
Но пора вернуться в школу,
Нам надо учиться. (Дети садятся за парты.)
5.Осмысление и закрепление нового материала.
Работа в рабочей тетради «Верны ли высказывания» - закончи предложения, «Найди спрятанных животных»
-Какие из этих животных обитают в России?
6.Экологическая разминка. Региональный компонент.
-Ребята, подумайте, как мы можем назвать по другому природу?
-Да, природа – это наш Зеленый дом. Раз это наш дом нужно бережно относиться к природе. А как вы думаете почему?
-А наше озеро относится к природе? Его нужно беречь? Как?
-Теперь, ребята я вам прочитаю, отрывок из сказки «Хозяйка озера Кандры-куль». Написала ее наша землячка, жительница нашего села Гариева Н.З.
Ночью Нурие приснился сон, как будто Хозяйка, то есть русалка с большими глазами подплыла к девочкам и пожаловалась:
-Если вы сможете мне помочь, то я буду с вами дружить. Только надо чтобы отдыхающие не бросали в озеро мусор. Вчера я хотела показаться вам, зная, что вы ждете меня, но поранила свой хвост об острое стекло. Рана еще не зажила. Расскажите всем обо мне, о том, что берег надо оставлять чистым после отдыха и стекла в воду не бросать. Пораниться могут не только рыбы, но и люди. А если в воде и на берегу будет грязь и мусор, я заращу все берега камышом и никто уже не сможет купаться в озере Кандры-Куль, никто не сможет загорать на теплом песке.
Нурия рассказала подругам про свой сон. Девочки стали каждый день ходить на озеро и предупреждать отдыхающих о том, что может произойти с озером. Но многие им не верили, смеялись и говорили:
-Не рассказывайте сказки!
Девочкам приходилось самим чистить берег от мусора. И однажды, когда поутру подружки собирали мусор и кусочки стекла, к ним приплыла Хозяйка озера, поблагодарила их и оставила им дорогие подарки. Нурия, Насима и Зульфия никому о дружбе с Хозяйкой озера не рассказывали, только мне.
Я теперь вижу, что берега озера Кандры-Куль зарастают камышом, и верю, что Хозяйка озера существует.
-Ребята, вы видели что наше озеро действительно зарастает камышом?
-От чего это бывает?
-Можно после себя мусор оставлять?
-Что нам хотела сказать наша землячка Наджия Замбиновна?
-У нашего народа есть пословица «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню»(на доске) Как вы понимаете ?
-А к нашему озеру эта пословица применима? Что должны делать отдыхающие?
-Наше озеро является маленькой частичкой нашей большой Родины, является ее богатством. Поэтому мы с вами должны приучать себя с детства охранять природу! Это наш долг.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
7. Итоги
-Что нового узнали вы сегодня на уроке?
-Что вам понравилось? Что запомнилось больше всего?
-Какие трудности были?
-Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор? Жалость, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?
-Появилось желание что–то делать, беречь природу?
-О чем хотели бы рассказать своим родителям, друзьям?
8. Рефлексия
-Покажите свои смайлики, насколько было интересно и понятно вам сегодня на уроке
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Приложение 25 Конспект урока «Знакомство с творчеством нашей землячки Гариевой Н.З.»(дополн.чтение) в 3 классе по учебному предмету «Литературное чтение» по УМК «Начальная школа XXI века»Цель: познакомить детей с биографией и творчеством нашей землячки Н.З.Гариевой
Задачи:
-формирование уважительного отношения к творчеству поэтессы и композитора;
-развивать читательский интерес и познавательную деятельность;
-воспитывать патриотические чувства через ощущение гордости за знаменитых земляков
Планируемые универсальные результаты:
Предметные:
-читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст вслух (про себя), отвечать на вопросы;
-находить необходимую информацию в книге;
- выделять средства художественной выразительности в художественном тексте (эпитеты, сравнения).
Личностные:
-принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-воспитание уважительного отношения к культуре родного народа, чувства гордости;
-воспитывать любовь к родной стране, родному краю, выражающееся в интересе к ее природе;
-развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости;
Воспитание любви
Метапредметные:
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации ;
-формировать познавательный мотив, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы..
Коммуникативные:
-передавать устно содержание прочитанного;
-уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос,
-выступать перед слушателями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Регулятивные:
-прогнозировать тему урока - планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все друг другу и гостям улыбнитесь.
2.Актуализация знаний учащихся.
- Чем мы занимаемся на уроках литературного чтения?
- Чему учат нас рассказы, стихи, сказки?
- А что такое родина?
- Чем знаменит наш край?
- Талантливых людей родного края знаете7
3.Постановка учебной задачи
-Красота нашего края безгранична. И у некоторых жителей нашего села есть особый дар – переносить красоту родного края кистью на бумагу и не только кистью, а передать еще и своей музыкой.
-Вот и ребята, на сегодняшнем уроке мы побудем в гостях в стране Поэзии и Музыки.
-А как вы думаете, кто живет в этой стране?
-Чем они занимаются?
-Как понимаете слово талант?
-И мы сегодня познакомимся с творчеством талантливой нашей землячки, жительницы села Кандры-Кутуй Гариевой Наджии Замбиновны.
4.Открытие новых знаний
-И это не случайно. Наджия Замбиновна имеет к литературе непосредственное отношение. Она учитель русского языка, литературы, истории, в 2007 году получила звание «Лучший Учитель России», писатель и поэтесса, автор литературных переводов, самодеятельный композитор, автор-исполнитель.
-Кто это композитор, знаете?
-И свои творческие силы она тоже питает из родной природы. Так, в одном из стихотворений Наджия Замбиновна пишет:
Волны Кандры-куля шепчут мне слова….
-Давайте, послушаем о чем они шепчут..
(Читают стих 2 ученика)
Стихи о Кандры-Куле
Мой Кандры-Куль – чудесный рай,
Зовешь меня ты каждым летом!
Чтобы любить родимый край,
Совсем не нужно быть поэтом.
Мой добрый Кандры-Куль порой
Бывает серым и сердитым,
Его высокою волной
Все берега бывают биты.
И в час такой он мной любим.
Свою он силу не скрывает.
Свинцовым тучам, что над ним,
Расправой смело угрожает.
А ранним утром на заре,
Когда проснешься очень рано,
Спит озеро, как в серебре,
Чуть-чуть прикрытое туманом.
Прогулки пешие к нему
В такое время вдохновляют.
Березку если обниму –
Она мне песни напевает.
А волны шепчут мне слова…
И если карандаш со мною,
Пусть слышу их едва-едва,
Но записать смогу, не скрою.
Народ к полудню соберет,
Сверкает золотом, как в сказке.
Тут озеро само поет,
Зовет скорее искупаться.
По дну песочному иду,
Где солнце с волнами играет,
Где каждый камень на виду
И мягкая вода ласкает…
- Ребята, о чем это стихотворение?
- Что нам хотела сказать этим стихотворением?
- Какие средства художественной выразительности автор употребляет?
- Если бы вы были художниками какой рисунок нарисовали бы?
- Наши представления совпадают ли с мнением автора давайте спросим у Наджии Замбиновны, ведь она сегодня у нас в гостях.
- Мы рады приветствовать Вас снова в вашей и всем нам родной школе.
- А теперь, давайте, дадим Вам слово.
( Рассказ Н.З.Гариевой (биография и творческий путь)
5.Физминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
6.Осмысление главного материала и закрепление
- Ребята, как прекрасно знать произведения человека, который живет рядом с нами, ходит по этим улицам и переулкам?!
-Давайте еще послушаем ее стих о Родине
(выразительное чтение учеником)
ЧУВСТВО РОДИНЫ
Чувство Родины…Что же такое?
Это песни о крае родном,
Это детство мое золотое,
Цвет черемухи за окном,
Это мамины мягкие руки,
Небо звездное в летнюю ночь.
Это радость моя, это муки,
Что дарили мне сына и дочь.
Чувство Родины – чувство прекрасное,
Словно солнце, поля, небеса,
Цветом белое, синее, красное –
Триколора в душе полоса.
Чувство Родины – это как будто
Чувство гордости и доброты,
Защищенности и уюта,
Что в семье своей чувствуешь ты.
Если песню родную услышишь,
Ты узнаешь того, кто поет.
Воздух Родины сам с тобой дышит
И могучую силу дает.
Надо в жизни своей постараться
Чувство Родины испытать,
На душистой траве поваляться,
Драгоценную землю обнять,
Если выпадет горькая доля,
То достойно ее пережить,
А потом, оказавшись на воле,
Родникового счастья испить.
Мы живем в той стране, что сражалась
На последней Великой войне.
Чувство Родины в генах осталось
И, конечно, знакомо мне.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-Тематика Ваших стихов щедра и разнообразна: о природе, любви, родительской деревне, друзьях, коллегах, родных – словом, обо всем, что мы и называем “малой родиной”. Мы благодарим Вас за прекрасные стихи, ведь ваше творчество стало достоянием родного села, поселка, района и даже республики.
- Но это еще не все..
Наджия Гариева дарит нам еще свои прекрасные песни. Они у нее разножанровые, мелодичные, светлые... Самую первую свою песню Наджия Замбиновна посвятила маме. Были созданы песни о природе, школе, об учениках и родных краях.
-Наджия Замбиновна, может Вы детям подарите свою песню о родной деревне?
(Песня в исполнении Н.З.Гариевой «Кандра-Котый)
-Понравилась вам песенка? О чем она?
-Как вы думаете, что заставило ее написать эту песню?
7.Итог
1) –С кем мы познакомились во время путешествия в страну Поэзии и Музыки?
–Что вы узнали о творчестве Гариевой Н.З.
– Захотелось ли вам читать ее произведения? Почему? (Ответы детей.)
Они напечатаны в сборнике «Хрустальный родник»» (показываю сборник).
- Понравились вам ее песни? Будем их разучивать на уроках музыки?
- Мы благодарим Вас за встречу, за то, что Вы откликнулись и пришли в нашу школу. Пожелаем Вам успехов в вашей творческой деятельности. Надеемся, что эта встреча будет не последней.
8.Рефлексия.
2) Творческая работа
– Давайте с помощью красок нарисуем своё настроение после путешествия по стране Поэзии, в которой живут произведения Гариевой Н.З
– А какое может быть настроение? (Ответы детей)
– С помощью каких красок мы рисуем хорошее настроение? Плохое? (Ответы детей)
– Приступим к работе.
– По вашим ярким краскам, я поняла. Что у вас отличное настроение! Спасибо за урок!
ПЕСНЯ О ШКОЛЕ
Двери распахнуты, словно объятия,
Здесь начинаются утром занятия.
Водит учитель по карте указкою,
В памяти школа живет доброй сказкою,
В памяти школа живет доброй сказкою.
Припев:
Девочки, мальчики
Ручки, пенальчики,
Книжки, тетрадки-
Все в строгом порядке
Здесь настоящая жизнь продолжается
Здесь ежедневно с друзьями встречаются
А на уроках, закрывшись тетрадкою.
Пишут любимым записки украдкою
Пишут любимым записки украдкою.
Припев:
Девочки скромные
Ходят влюбленные,
Место свидания
У расписания.
Ах! Почему же все так получается
Что тебе дорого, с тем и прощаешься
Дети взрослеют, а взрослые старятся,
Только лишь юною школа останется,
Сказочно юною школа останется.
Припев:
Девочки, мальчики,
Ручки, пенальчики,
Книжки, тетрадки-
Все в строгом порядке.
Девочки скромные
Ходят влюбленные,
Место свидания
У расписания.
ДО-РЕ-МИ (песня) Перевод слов и музыка НаджииГариевой.
1.В школу музыкальную
С удовольствием хожу.
Скрипку там я изучаю,
Радость в этом нахожу.
Припев:
До,ре,ми,фа,соль,ля,си
Кошка, ласки не проси.
Говорю тебе любя:
Мне сейчас не до тебя.
2.Пальцы непослушные
Я кусаю и молчу.
Струны скрипки нажимаю
И мелодию ищу.
Припев.
3.Мне и папа помогает,
С нотами знакомится.
Папа в шутку напевает,
Ноты в гамму строятся.
Припев:
До,ре,ми,фа,соль,ля,си
Кошка, мяса не проси.
До,ре,ми,фа,соль,ля,си
Ну-ка, ноты принеси!
ПРАЗДНИК ПЕРВОГО ЗВОНКА
Слова и музыка Наджии Гариевой
1.Опять начало сентября,
Прошли каникулы не зря.
Очередной учебный год
Готовы встретить мы и вот
Припев:
Праздник первого звонка,
Летят шары под облака.
Праздник первого звонка –
А нарядилась школа как!
Праздник первого звонка –
Любимый день ученика.
2.День важных встреч и новостей,
И в школе тесно от гостей.
Увидеть хочется скорей
Друзей, подруг, учителей.
Припев тот же.
3.Пришли мы в школу песни петь
И друг на друга посмотреть,
А первоклашкам пожелать,
Чтобы учились лишь на пять.
Припев тот же.
4.День знаний празднует страна,
Не зададут уроки нам,
А трели школьного звонка
Не настоящие пока.
Припев:
Праздник первого звонка –
Летят шары под облака,
Праздник первого звонка –
А нарядилась школа как!
Праздник первого звонка –
А завтра - математика…
ВЕСЕЛАЯ ВЕСНА
Вот пробуждается природа
От заколдованного сна,
Идет другое время года,
Идет веселая весна.
Припев:
Солнышка луч, небо без туч!
Весело в школу шагать.
Можно уже курточки снять,
Можно без шапки гулять.
Решать задачи стало трудно,
И в школе солнце достает.
Спасибо, добрый наш дежурный
Звонки пораньше подает.
Припев:
Небо без туч, солнышка луч!
Хватит меня догонять.
Можно уже курточки снять,
Можно без шапки гулять.
Давно уже расцвел подснежник,
Давно проплакали дожди.
Назавтра все уроки сделав,
Кричу подружке: «Подожди!»
Припев:
Солнышка луч, небо без туч!
Весело с Юлькой шагать.
Можно уже курточки снять,
Можно без шапки гулять.
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
песня
С детства мы татары знаем:
Рай – это твой Кырлай.
Целый век тебя читаем,
Эй, Габдулла Тукай!
Фэнтези – крутая фишка,
Нам иужас подавай!
Всё найдется в твоих книжках,
Эй, Габдулла Тукай!
Шурале – татарский монстр,
Повстречаешь – не играй!
Подарил его народу
НашГабдулла Тукай!
Кто чужое взял без спросу?
Су анасы, запугай!
Есть у нас к тебе вопросы,
Эй, Габдулла Тукай!
Молодой народный гений,
В жизни зла не допускай!
Кто мы без твоих видений?
Эй, Габдулла Тукай!
Чудо-мир его красивый,
Мой народ, не расплескай!
За родной язык спасибо,
Эй, Габдулла Тукай!
Приложение 28 Разработка классного часа «Памятные записки Гарипова Касима (1922 – 1942) (Дневник погибшего солдата)» перевод Гариевой Н.З.Цель:познакомить учащихся с реальной жизнью нашего соотечественника в годы ВОВ;
Задачи:
-продолжить знакомство с творчеством землячки-поэтессы Гареевой Н.З.
-расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
-воспитывать у младших школьников патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, видео, книга Гариевой Н.З. «Учитель перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…», на доске пословица «Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти»
Ход занятия.
1.Вступительное слово.
- Весна! Это время когда все люди ждут чего-то нового в жизни. Но больше ее ждали тогда, когда люди нашей страны пережили тяготы войны – они ждали Весну Победы! И каждой весной вся страна отмечает этот великий праздник – 9 мая!
2. Актуализация знаний о празднике Победы.
Война, война…
Всего пять букв,
А сколько в них печали?
А сколько горестей и бед,
Что нас с тобою миновали?
- О чем говорят эти строки?
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Ребята, а в каком месяце началась эта война?
- А сколько лет длилась Великая Отечественная война?
- Эти страшные четыре года …..
Ученик читает сообщение
Разве можно забыть:
- война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более 6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,
4000 000 угнано на каторжные работы в Германию. А Дети, сколько детей погибло в годы великой Отечественной войне. Дети войны как им больно вспоминать все эти годы сколько они пережили, будучи совсем детьми.
- 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
- 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
- 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Тонны бомб и снарядов, упавших на мирных людей.
- 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле.
- Кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
3.Основная часть. «Дневник солдата» Региональный компонент.
- Очень много событий, дат, имена людей, связанных с этой войной, которые вошли в историю города, края, страны. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку, снимают кино. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям.
- И сегодня мы с вами узнаем о реальной жизни солдата во время этой войны, нашего соотечественника - Касима Гарипова, который вел дневник во время войны.
- Ребята, а что такое дневник?
- Вы сами ведете дневники?
- Касим свой дневник вел на башкирском языкелатинскими буквами. А переводом занялась наша землячка, жительница нашего села, поэтесса и композитор Гариева Н.З. Она издала книгу «Учитель перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» и включила сюда «Дневник солдата»
- Кем работала Гариева Н.З.?
- Да, она работала учительницей в Янаульском районе, и ей одна ученица принесла две записные книжки :одна оказалась дневником 19-летнего солдата Гарипова Касимьяна, а в другую – красивым и аккуратным почерком Касимабыли вписаны математические формулы. (Показать презентацию из фотографий).
На одной из фотографий вы видите отца автора дневника, а на второй - Касима Гарипова - с двумя девушками. Одна из них, сидящая рядом с Касимом – его подруга Фильхания, а другая, которая стоит позади – родная сестра Касима Гарипова – Машуда. Все материалы для исследовательской работы мне передала Шафигуллина Макка Нурмухаметовна – племянница Касима Гарипова и дочь той самой Машуды с фотографии. Начат дневник 5-го октября 1941 года, а последняя запись была сделана в нем 18-го мая 1942-го года.
Деревня Старый Куюк находится в 11 км от г. Янаула и относится к Янаульскому району и Истякскому сельскому совету. Население деревни на сегодняшний день составляет 247 человек. Многие янаульцы ездят в эту деревню, чтобы привезти родниковой воды. Эту вкусную воду пил, наверное, и Гарипов Касимьян Гарипович, уроженец села Старый Куюк, который совсем молодым ушёл на Великую Отечественную войну и живым уже не вернулся. Родился Касим в 1922 году, окончил 9 классов Янаульской средней школы №1. Собирался продолжить учебу, но началась война, и его призвали в армию. Уезжал Касим со своими товарищами на поезде. Маршрут был таким: город Свердловск (ныне Екатеринбург), город Курган и курганские леса, затем город Челябинск, Город Златоуст и, наконец, столица Башкортостана - Уфа. Именно под Уфой в лагере Касим Гарипов проходил предвоенную подготовку и учебу. Очень подробно описал Касим в своем дневнике быт армейцев военного времени: их одежду, землянки и казармы, чем занимались и чем питались новобранцы.
- Читая дневник Касима, представляешь реальные картины военных лет, не приукрашенные, может даже приземлённые, но в этом и состоит их ценность. Наш земляк Касим размышляет о таких вещах, о которых мы даже и не задумываемся. Вот отрывок: «Мы уйдём на фронт, оттуда невсегда возвращаются живыми, а некоторые приходят без ног или без рук…» с.16 п 15, 16.
“Нет, лучше уж не возвращаться калекой и не жить, мучаясь и мучая других. Чем так жить - лучше умереть. Кто-то, возможно, сам будет вынужден пустить себе последнюю пулю в лоб. Но вы об этом не узнаете. А если бы узнали, может и пожалели бы нас.”
Он очень беспокоился о своих учебниках, о книгах. «Проследи, пожалуйста, - пишет он сестренке, - чтобы отец не рвал мои учебники на курево. Они мне еще пригодятся. Те, что я оставил в сарае, где лежат доски, занеси домой и спрячь в сундуке. Ну а если враг подойдет к деревне, все книги заверни во что-нибудь и закопай в саду.”
- О чем говорят эти строчки? Каким был Касим?
Были такие заголовки его записей: «Как меня воспитывали родители»; «Как родители учили меня хорошему» и т.д.
- Такие заголовки говорят о том, что на каждой странице дневника есть строчки, в которых живёт его благодарность родителям за правильное воспитание.
Вот что он пишет об отце:
“Мой отец не забыл своего родного сына. Родители моих товарищей не только не приезжают к своим детям, даже письма пишут редко, а мой папа приехал! Это была такая радость для меня! До его приезда мне казалось, что очень много всего надо ему сказать, а как только отец приехал, все слова позабылись, мы так мало говорили. Когда папа уехал домой, мне показалось, что мы виделись с ним всего две минуты да и то во сне. Хорошо было то, что хозяева съемной квартиры к нам отнеслись по-доброму. Даже взяли постирать мою одежду. Вечером приглашали нас с отцом к ним за стол, чтобы вместе посидеть, поговорить о жизни. Когда отец уезжал, мы работали всего через улицу от квартиры, чистили армейских лошадей. Я увидел отца издали, помахал ему, а он, к сожалению, не увидел. Меня не отпустили даже попрощаться. Когда отец скрылся из виду, я молча заплакал, от чего даже заболел живот, а сердце горело от обиды.
Эх, мои родные люди, я ведь по вам сильно скучаю. Сердце мое отчего-то трепещет, куда-то стремится, голова полна мыслями, порой тяжелыми мыслями... Когда я жил дома, так много не думал, не напрягался, а сейчас очень изменился в своем мышлении. Я все стараюсь постичь умом. Наступает ночь – смотрю в небо, хочу изучить все планеты и звезды...”
- Как вы думаете, что заставило его измениться? Почему так много думал?
- Есть у нас в народе пословица «Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти» Подходит ли эта пословица к нашему герою? Почему?
У него были мечты о будущей жизни, но им не суждено было сбыться. Однако друзья-сослуживцы позаботились о том, чтобы передать записную книжку его родным. Свой дневник он оставил нам, своим потомкам. Надо воспринять его как завещание и напутствие.
3.Заключительная часть
-Ребята, прочитав этот дневник, что нового вы узнали о войне?
-Какие чувства вы испытывали, когда слушали отрывки из этого дневника?
-Кто нам помог узнать о жизни нашего соотечественника ГариповаКасимьяна?
-Да, ребята, благодаря таланту нашей землячки до нас дошел этот дневник, за что мы ей очень благодарны.
-В настоящее время в Янауле проживает Шафигуллина Макка Нурмухаметовна, родная племянница Гарипова Касимьяна Гариповича Сейчас вы увидите интервью с самой близкой родственницей Касимьяна Гарипова (видео)
4. Подведение итога классного часа.
- Появилось ли у вас желание полностью прочитать этот дневник?
- Кому можете рассказать об этом дневнике? (Дневник погибшего солдата Гарипова Касимьяна стоит прочитать всем, живущим сейчас и представить жизнь наших земляков в годы Великой войны.)
- Можно забыть подвиг нашего народа?(Пройдут годы и десятилетия, но мы снова и снова будем возвращаться к событиям Великой Отечественной войны, одной из самых жестоких войн в истории России. Она унесла миллионы жизней наших родных, соотечественников, пожилых и людей средних лет, а также молодых парней и девушек, среди которых было много умных и талантливых.)
- Да! Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.