Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы экологии» для учащихся 7 класса с национально-региональным компонентом
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
«Рассмотрена» на заседании МО «Эврика» Протокол № 1 от «28» августа 2017 г. |
Принята на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от «29» августа 2018 г. |
Утверждаю: Директор школы Приказ № 80/1-0 от 01» сентября 2018 г. |
Внеурочной деятельности
по предмету Основы экологии
Класс 7, общеобразовательный
Учитель Рыкова Надежда Анатольевна
Категория учителя: первая квалификационная категория
Количество часов по программе: 34 часа
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету Основы экологии для учащихся 7 класса (с национально-региональным компонентом). составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) с внесёнными в него изменениями.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации г. № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897).
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса, учебник под ред. Пасечника В.В.
Приказ МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МОУ СОШ с. Ильинское
Учебный план МОУ СОШ с. Ильинское, для обучающихся по ФГОС на учебный год.
Образовательными целями предмета является: формирование экологической культуры, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся. Предмет Основы экологии - дополнительный компонент общего образования школьников. имеет практическую направленность. Урокам биологии и экологии отводится по учебному плану школы по 1 часу в неделю.
Особенностью предмета является взаимодействие научного, личностно-ориентированного, интерактивного, здоровьесберегающего и творческого компонента в обучении.
Задачи:
* повышение социальной активности учащихся и уровеня экологического образования учащихся;
* формирование экологической культуры мышления и познавательного интереса школьников в изучению местности
* формирование навыков бережного отношения учащихся к природе;
Структура и специфика предмета. В программе предусмотрено выполнение школьниками трёх контрольных тестов (стартового, тематического и итогового) и творческих работ с элементами проектной деятельности.
Интегрированный характер содержания обучения экологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с уроками биологии, географии, изо, технологии, физики и химии.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; фронтальные.
Планируемые результаты освоения программы. Учащиеся научатся: приобретать новые знания, узнают о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; узнают алгоритм научного исследования, правила поведения в природе, получат опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления и взятия на себя ответственности за других людей.
Место курса. На освоение программы выделено 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной направлены на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование ответственного отношения к обучению, к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования учащихся на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: приобретение опыта использования методов биологической науки, проведения несложных биологических наблюдений, практических работ для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Регулятивные УУД : Формулировать учебную проблему. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. Самостоятельно анализировать условия достижения цели. Планировать пути достижения целей. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Вносить необходимые коррективы. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Познавательные УУД : Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Составлять текущие планы. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Участвовать в проектно- исследовательской деятельности. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Уметь выделять главное и второстепенное, главную идею текста, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД : Соблюдать нормы публичной речи и регламент в дискуссии. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Уметь работать в группе — устанавливать отношения, эффективно сотрудничать, обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений и животных; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений; основные процессы жизнедеятельности особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения и их значение; основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение; взаимосвязь растений и животных с грибами и бактериями; закономерности развития и смены растительных сообществ.
Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений и животных со средой их обитания; охарактеризовать основные процессы жизнедеятельности растений и животных; объяснять значение основных процессов их жизнедеятельности; давать морфологическую характеристику растений и животных; выявлять признаки семейства по их внешнему строению; работать с определительными карточками; устанавливать взаимосвязь растений и животных с другими организмами; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природных сообществах. Содержание рабочей программы
Данная программа внеурочной деятельности способствует расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, формирует целостное представление о природе на основе развития здоровьесберегающих технологий развивается интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Занятия по экологии дополняют учебный предмет биология 7 класс, перекликаются с содержанием основной программы, имеют практическую направленность.. Занятия экологией привязаны к сезонным изменениям в жизни организмов. Учащиеся проводят фенологические наблюдения, занимаются сбором гербария, учатся проводить практические работы, оформляют газеты, проводят радиопередачу, выступают перед школьной линейкой.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле.
В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии, с практическими занятиями - физкультминутками по профилактике нарушений опорно - двигательной системы и коррекции зрения.
Уроки экологии ведутся в режиме постоянно меняющихся видов деятельности с чередованием теоретических и практических заданий через каждые 5-10 мин, с рациональным распределением учебной нагрузки на различных этапах урока.
Раздел 1. Многообразие живого (9 часов)
1. Введение. Наука экология. Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Знакомство детей с целями и задачами, с правилами поведения в природе при проведении экскурсий и практических работ. Понимание единства живого и неживого на Земле.
2. Мы жители планеты Земля – самые разумные и умные. Изучение биоразнообразия местности. Экскурсия по экологической тропе. Сбор и составление гербария растений местности.
3. Человек и природа. Влияние экологических факторов на среду обитания. Посадка деревьев в новом парке села.
4. Уровни живого на Земле. Экологический квест - игра «Мы - за ЗОЖ!»
5. Роль человека в природе. Акция «Чистое село» по уборке бытового мусора на улицах села.
6. Биоценозы. Цепи питания в природе. Экскурсия -наблюдения за сезонными изменениями «Осенние явления в природе"
7. "День защиты животных". Оформление экологического плаката.
8. Регуляция деятельности живого организма. Инстинкты и рефлексы. Практическая работа
9. Законы экологии в защиту природы и человека. Викторина «По страницам флоры и фауны местности»
Раздел 2. Сохранение природных ресурсов (8 часов)
1.Экологические проблемы вокруг нас, пути их решения и предотвращения. Видеофильм
2. Бытовой мусор. Проект "Из отходов - в доходы!». Изготовление поделок, елочных игрушек, кормушек для птиц
3. Оформление школьной выставки "Из отходов - в доходы!"
4. Источники загрязнения атмосферы. Здоровье человека.
5. Акция «Покормим птиц зимой». Школьный конкурс кормушек
6. Проект «Не только у елки зеленые иголки». Выступление на общешкольной линейке в защиту новогодних ёлок
7. Деревья и животные – символы природы. Просмотр и обсуждение презентации.
8. Обдумывание темы своего проекта. Поиск в сети интернет по теме «Проблемы нашей природы»
Раздел 3. Исследовательская и проектная деятельность учащихся (9 часов)
1.. Проведение мозгового штурма «Проблемы природы нашей местности». Коллективный анализ: чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма.
2. Обдумывание цели и задач проекта учащихся. Работа в группе. Просмотр готового проекта.
3. Составление пояснительной записки и плана работы над проектом. Работа в паре.
4. Изучение научной литературы в сети интернет.
5. Выбор методики исследования
6. Выполнение исследования
7. Подготовка и оформление проекта
8. Оформление проекта на компьютере
9. Защита проекта. Выступление перед родителями и учащимися класса.
Раздел 4. Защита окружающей среды от экологической опасности (8 часов)
1. Охрана и значение воды. Источники загрязнения воды в селе. П/Р «Химический анализ воды».
2. Праздник «День птиц». Конкурс на лучшего знатока птиц - юный орнитолог
3. День Земли. Подготовка к проведению радиопередачи в школе о защите природы местности
4. Всемирный День здоровья. Выступление по школьному радио. Экологическая акция по классам «Путешествие Мойдодыра» (проверка внешнего вида учащихся)
5. Уход за памятником: уборка и посадка растений к празднику 9 мая
6. Экологическая роль зеленых растений. Практическая работа «Проверка запылённости кабинетов в школе».
7. Познавательная экологическая игра-путешествие по станциям 'Экология Удмуртии"
8. Подведение итогов рейтинга активности учащихся
Календарно-тематическое планирование
сроки |
Раздел и тема урока |
Форма и тип урока |
Планируемые умения и навыки |
Содержание |
Матер-технич. обеспечение |
час |
1 нед сент |
Многообразие живого (9 часов) |
Изучение нового материала |
Пр/работа «Понимание единства живого и неживого на Земле» |
Знакомство детей с целями и задачами науки; с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов |
Компьютер, проектор |
1 |
2 нед сент |
Мы жители планеты Земля – самые разумные и умные. |
Урок-экскурсия- |
Изучение биоразнообразия местности |
Беседа по теме урока. Экскурсия по экологической тропе. Сбор и составление гербария растений |
Папки, блокноты, бинокли |
1 |
3 нед сент |
Человек и природа. |
Пр/р |
П/Р Умение высаживать и ухаживать за саженцами деревьев |
Беседа по теме урока. Посадка деревьев в новом парке села Ильинское |
Посадочный материал |
1 |
4 нед сент |
Уровни живого на Земле. |
Ролевая игра |
Находить информацию о биологических объектах |
Беседа и просмотр презентации-правил игры. Экологический игра-квест «Мы - за ЗОЖ!» |
Компьютер, проектор, таблицы |
1 |
1 нед окт |
Роль человека в природе. |
Пр/р |
Уметь отделять бытовой мусор |
Беседа. По теме урока. Акция по уборке мусора на улицах «Чистое село». |
Мешки, перчатки |
1 |
2 нед окт |
Биоценозы. Цепи питания в природе. |
Урок-экскурсия |
Проведение фенологических наблюдений |
Беседа по теме урока. Экскурсия с наблюдениями «Осенние явления в природе». |
Фотоаппарат, бинокль, блокнот |
1 |
3 нед окт |
День защиты животных. |
ролевая игра - берем интервью |
Находить информацию о биологических объектах |
Беседа по подготовке вопросов для интервью. Оценка и выбор необходимого материала для оформления плаката. |
Компьютер, книги и учебники по экологии |
1 |
4 нед окт |
Регуляция деятельности живого организма. Инстинкты и рефлексы. |
Пр/р |
Оценка своего поведения |
Просмотр видеофильма. Практическая работа «Изучение своего темперамента» |
Компьютер, проектор |
1 |
2 нед нояб |
Законы экологии в защиту природы и человека. Устный журнал. |
изучение нового материала
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Просмотр видеофильма. Викторина «По страницам флоры и фауны местности» |
Компьютер, проектор |
1 |
3 нед нояб |
Раздел 2. Сохранение природных ресурсов (8 часов). Экологические проблемы вокруг нас, пути их решения и предотвращения. |
Эвристическя беседа |
Обдумывание правил поведения в природе |
Просмотр видеофильма «Законы экологии и правила поведения в человека в природе». Беседа по теме урока |
Компьютер проектор |
1 |
4 нед нояб |
Бытовой мусор. Работа над проектом «От отходов - в доходы!» |
Соц. проект |
Умение работать по поиску информации |
Работа над проектом.П/р "Изготовление поделок из бытового мусора" |
Компьютер, проектор, пластик, бумага |
1 |
1 нед дек |
Оформление школьной выставки «Из отходов в доходы!» ко Дню вторичной переработки |
Пр/р |
Оценка аккуратности выполнения |
П/р Оформление школьной выставки |
компьютер, |
1 |
2 нед дек |
Источники загрязнения атмосферы. Здоровье человека |
Тест |
Находить информацию о биолог. объектах |
Просмотр и обсуждение видеофильма «Антропогенное влияние человека на природу» |
Компьютер, проектор |
1 |
3 нед дек |
Акция «Покормим птиц зимой». |
Соц проект |
Коллективная выработка критерий оценки |
Беседа по теме урока. Школьный конкурс кормушек |
Компьютер, проектор |
1 |
4 нед дек |
Проект «Не только у елки зеленые иголки». |
Ролевая игра |
Оценка выступления уч-ся |
Беседа о сохранении елей. Выступление учащихся на общешкольной линейке |
Компьютер, проектор |
1 |
2 нед янв |
Деревья и животные – символы природы. |
Диспут |
Уметь критически оценивать при обсуждении |
Просмотр и обсуждение презентации «Деревья и животные – символы природы» |
Компьютер, проектор |
1 |
3 нед янв |
Обдумывание темы своего проекта. |
Инд. работа |
Умение работать по поиску информации |
Поиск в сети интернет по теме «Проблемы нашей природы» |
Компьютер, проектор |
1 |
4 нед янв |
Исследовательская и проектная деятельность учащихся (9 часов) Проблемы природы нашей местности |
Техника мозгового штурма. |
Использовать приобретенные знания и умения в практ. деятельности |
Мозговой штурм «Выявление экологических проблем в нашем селе» Коллективный анализ: чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма |
Компьютер, проектор |
1 |
1 нед фев |
Обдумывание цели и задач проекта учащихся. |
Работа в группе |
Оценка умения планирования |
Просмотр готового проекта (образца) с полным пояснением |
Компьютер, проектор |
1 |
2 нед фев |
Составление пояснительной записки и плана работы над проектом. |
Работа в паре |
Выявление ошибок в планировании. |
Беседа. Обдумывание целей и задач, составление плана будущего проекта |
Компьютер, проектор |
1 |
3 нед февр |
Изучение научной литературы в сети интернет. |
Поисков. |
Находить информацию о биол. объектах в различных источниках |
Сообщение о правилах выбора необходимой информации в сети интернет и в библиотеке. Поиск необходимой информации по выбранной теме проекта |
компьютер |
1 |
4 нед февр |
Выбор методики исследования |
Поисков. Инд. работа |
Использовать приобретенные знания и умения в практ. деятельности |
Индивидуальная работа по выбору и поиску методики предстоящего исследования |
Компьютер, проектор |
1 |
1 нед март |
Выполнение исследования. |
Инд. работа |
Находить информацию о биол. объектах в различных источниках |
Практическая работа по выбранной методике исследования. Коррекция деятельности учащихся |
компьютер |
1 |
2 нед март |
Подготовка и оформление проекта |
Инд. работа |
Умение находить главное |
Подготовка необходимого материала, написание черновика. Проверка работ |
Компьютер, блокнот |
|
3 нед март |
Оформление проекта |
Инд работа |
Умение выполнять по плану (образцу) |
Метод. помощь уч-ся. Выполнение проекта на компьютере |
компьютер |
1 |
1 нед апр |
Защита проекта. |
Учебпроект |
Оценка публичного выступления |
Вступительная беседа. Выступление перед родителями и учащимися класса |
проектор |
1 |
2 нед апр |
Защита окружающей среды от экологической опасности (8 часов). Охрана и значение воды. Источники загрязнения воды в селе. |
Пр/р |
Использовать приобретенные знания и умения в пр. деятельности |
Просмотр видеофильма с ходом выполнения П/работы «Химический анализ воды в селе» |
Химическ. оборудование компьютер |
1 |
3 нед апр |
Праздник «День птиц». Викторина |
Ролевая игра |
Оценка знаний и умений учащихся |
Беседа и просмотр презентации с заданиями викторины. Конкурс на лучшего орнитолога |
Компьютер, проектор |
1 |
4 нед апр |
День Земли. Подготовка школьной радиопередачи |
Соц. проект |
Сбор необходимой информации |
Беседа по теме. Коллективное творческое дело. Распределение обязанностей |
Компьютер, проектор |
1 |
1 нед мая |
Всемирный День здоровья. Радиопередача по школьному радио |
Ролевая игра |
Проверка и оценка внешнего вида учащихся в школе |
Выступление учащихся о правилах ЗОЖ. Проведение экологической акции «Путешествие Мойдодыра по школе» |
Белые халаты, повязки |
1 |
2 нед мая |
Уход за памятником: уборка и посадка растений к празднику 9 мая |
Пр/р |
Оценка трудовых и эстет. качеств уч-ся |
Предварительная инструкция учителя. Субботник по очистке памятника, вскопка и посадка цветов |
Посадочный материал |
1 |
3 нед мая |
Экологическая роль зеленых растений. |
Пр/р |
использовать приобретенные знания и умения в пр. деятельности |
Вступительная беседа. Пр/р «Проверка запылённости кабинетов в школе» с оформлением листка - молнии |
Хим. оборудование |
1 |
4 нед мая |
Познавательная экологическая игра-путешествие по станциям "Экология Удмуртиии". Подведение итогов рейтинга активности учащихся |
Тест |
Оценка знаний, умений и навыков. Самооценка вклада каждого учащегося |
Проверка знаний учащихся за учебный год. Подведение итога экологической работы за год |
Компьютер, проектор |
2 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Демонстрационные печатные таблицы по биологии растений, зоологии.
Технические средства обучения: Компьютер, Проектор, Интерактивная доска
Оптические приборы: Электронный и ученический микроскоп. Лупа ручная
Натуральные объекты: Микропрепараты, гербарии растений
Химическое оборудование: Пробирки, Спиртовка, Штатив, Держатель для пробирок
Список литературы
Для учителя:
1. Баранова В.А. Организация и проведение учебно-полевой практики по экологии в школе.:Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп./В.А. Боранова КГПУ. – Петрозаводск, 2002. – 88с.:ил.
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. —96 с. — (Работаем по новым стандартам)
3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256
4. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
5. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклас. работа по биологии в сел. шк.: Кн. для учителя.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.
Для учащихся:
1.Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Для уч-ся 6-7 кл/ Сост. С.А. Молис. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986 г. – 224с., ил.
2.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл./Сосст. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
3.Я познаю мир: Детск. энцикл. / Сост. Л.А. Богрова, Худож. А.В. Кардашук; под об. ред. О.Г. Хинн. – М.: Изд-во АСТ, 1999
Электронные пособия
1.Биология 7 класс. В помощь учителю и ученику. ООО «Компэду», 2014
2.Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс
3.Лабораторный практикум. Биология 7-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004
Экологический конкурс «Отходы в доходы!» Работы учащихся нач. кл,
Квест-игра Шьем костюмы из фантиков!