12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Надежда1631 Очень люблю свою школу Россия, Удмуртская респ., село Ильинское Малопургинского района Материал размещён в группе «Биологи и экологи» |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы экологии» для учащихся 7 класса с национально-региональным компонентом
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
«Рассмотрена» на заседании МО «Эврика» Протокол № 1 от «28» августа 2017 г. | Принята на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от «29» августа 2018 г. | Утверждаю: Директор школы Приказ № 80/1-0 от 01» сентября 2018 г. |
Внеурочной деятельности
по предмету Основы экологии
Класс 7, общеобразовательный
Учитель Рыкова Надежда Анатольевна
Категория учителя: первая квалификационная категория
Количество часов по программе: 34 часа
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету Основы экологии для учащихся 7 класса (с национально-региональным компонентом). составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) с внесёнными в него изменениями.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации г. № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897).
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса, учебник под ред. Пасечника В.В.
Приказ МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МОУ СОШ с. Ильинское
Учебный план МОУ СОШ с. Ильинское, для обучающихся по ФГОС на учебный год.
Образовательными целями предмета является: формирование экологической культуры, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся. Предмет Основы экологии - дополнительный компонент общего образования школьников. имеет практическую направленность. Урокам биологии и экологии отводится по учебному плану школы по 1 часу в неделю.
Особенностью предмета является взаимодействие научного, личностно-ориентированного, интерактивного, здоровьесберегающего и творческого компонента в обучении.
Задачи:
* повышение социальной активности учащихся и уровеня экологического образования учащихся;
* формирование экологической культуры мышления и познавательного интереса школьников в изучению местности
* формирование навыков бережного отношения учащихся к природе;
Структура и специфика предмета. В программе предусмотрено выполнение школьниками трёх контрольных тестов (стартового, тематического и итогового) и творческих работ с элементами проектной деятельности.
Интегрированный характер содержания обучения экологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с уроками биологии, географии, изо, технологии, физики и химии.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; фронтальные.
Планируемые результаты освоения программы. Учащиеся научатся: приобретать новые знания, узнают о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; узнают алгоритм научного исследования, правила поведения в природе, получат опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления и взятия на себя ответственности за других людей.
Место курса. На освоение программы выделено 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной направлены на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование ответственного отношения к обучению, к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования учащихся на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: приобретение опыта использования методов биологической науки, проведения несложных биологических наблюдений, практических работ для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Регулятивные УУД : Формулировать учебную проблему. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. Самостоятельно анализировать условия достижения цели. Планировать пути достижения целей. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Вносить необходимые коррективы. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Познавательные УУД : Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Составлять текущие планы. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Участвовать в проектно- исследовательской деятельности. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Уметь выделять главное и второстепенное, главную идею текста, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД : Соблюдать нормы публичной речи и регламент в дискуссии. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Уметь работать в группе — устанавливать отношения, эффективно сотрудничать, обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений и животных; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений; основные процессы жизнедеятельности особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения и их значение; основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение; взаимосвязь растений и животных с грибами и бактериями; закономерности развития и смены растительных сообществ.
Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений и животных со средой их обитания; охарактеризовать основные процессы жизнедеятельности растений и животных; объяснять значение основных процессов их жизнедеятельности; давать морфологическую характеристику растений и животных; выявлять признаки семейства по их внешнему строению; работать с определительными карточками; устанавливать взаимосвязь растений и животных с другими организмами; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природных сообществах. Содержание рабочей программы
Данная программа внеурочной деятельности способствует расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, формирует целостное представление о природе на основе развития здоровьесберегающих технологий развивается интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Занятия по экологии дополняют учебный предмет биология 7 класс, перекликаются с содержанием основной программы, имеют практическую направленность.. Занятия экологией привязаны к сезонным изменениям в жизни организмов. Учащиеся проводят фенологические наблюдения, занимаются сбором гербария, учатся проводить практические работы, оформляют газеты, проводят радиопередачу, выступают перед школьной линейкой.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле.
В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии, с практическими занятиями - физкультминутками по профилактике нарушений опорно - двигательной системы и коррекции зрения.
Уроки экологии ведутся в режиме постоянно меняющихся видов деятельности с чередованием теоретических и практических заданий через каждые 5-10 мин, с рациональным распределением учебной нагрузки на различных этапах урока.
Раздел 1. Многообразие живого (9 часов)
1. Введение. Наука экология. Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Знакомство детей с целями и задачами, с правилами поведения в природе при проведении экскурсий и практических работ. Понимание единства живого и неживого на Земле.
2. Мы жители планеты Земля – самые разумные и умные. Изучение биоразнообразия местности. Экскурсия по экологической тропе. Сбор и составление гербария растений местности.
3. Человек и природа. Влияние экологических факторов на среду обитания. Посадка деревьев в новом парке села.
4. Уровни живого на Земле. Экологический квест - игра «Мы - за ЗОЖ!»
5. Роль человека в природе. Акция «Чистое село» по уборке бытового мусора на улицах села.
6. Биоценозы. Цепи питания в природе. Экскурсия -наблюдения за сезонными изменениями «Осенние явления в природе"
7. "День защиты животных". Оформление экологического плаката.
8. Регуляция деятельности живого организма. Инстинкты и рефлексы. Практическая работа
9. Законы экологии в защиту природы и человека. Викторина «По страницам флоры и фауны местности»
Раздел 2. Сохранение природных ресурсов (8 часов)
1.Экологические проблемы вокруг нас, пути их решения и предотвращения. Видеофильм
2. Бытовой мусор. Проект "Из отходов - в доходы!». Изготовление поделок, елочных игрушек, кормушек для птиц
3. Оформление школьной выставки "Из отходов - в доходы!"
4. Источники загрязнения атмосферы. Здоровье человека.
5. Акция «Покормим птиц зимой». Школьный конкурс кормушек
6. Проект «Не только у елки зеленые иголки». Выступление на общешкольной линейке в защиту новогодних ёлок
7. Деревья и животные – символы природы. Просмотр и обсуждение презентации.
8. Обдумывание темы своего проекта. Поиск в сети интернет по теме «Проблемы нашей природы»
Раздел 3. Исследовательская и проектная деятельность учащихся (9 часов)
1.. Проведение мозгового штурма «Проблемы природы нашей местности». Коллективный анализ: чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма.
2. Обдумывание цели и задач проекта учащихся. Работа в группе. Просмотр готового проекта.
3. Составление пояснительной записки и плана работы над проектом. Работа в паре.
4. Изучение научной литературы в сети интернет.
5. Выбор методики исследования
6. Выполнение исследования
7. Подготовка и оформление проекта
8. Оформление проекта на компьютере
9. Защита проекта. Выступление перед родителями и учащимися класса.
Раздел 4. Защита окружающей среды от экологической опасности (8 часов)
1. Охрана и значение воды. Источники загрязнения воды в селе. П/Р «Химический анализ воды».
2. Праздник «День птиц». Конкурс на лучшего знатока птиц - юный орнитолог
3. День Земли. Подготовка к проведению радиопередачи в школе о защите природы местности
4. Всемирный День здоровья. Выступление по школьному радио. Экологическая акция по классам «Путешествие Мойдодыра» (проверка внешнего вида учащихся)
5. Уход за памятником: уборка и посадка растений к празднику 9 мая
6. Экологическая роль зеленых растений. Практическая работа «Проверка запылённости кабинетов в школе».
7. Познавательная экологическая игра-путешествие по станциям 'Экология Удмуртии"
8. Подведение итогов рейтинга активности учащихся
Календарно-тематическое планирование
сроки | Раздел и тема урока | Форма и тип урока | Планируемые умения и навыки | Содержание | Матер-технич. обеспечение | час |
1 нед сент | Многообразие живого (9 часов) | Изучение нового материала | Пр/работа «Понимание единства живого и неживого на Земле» | Знакомство детей с целями и задачами науки; с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов | Компьютер, проектор | 1 |
2 нед сент | Мы жители планеты Земля – самые разумные и умные. | Урок-экскурсия- | Изучение биоразнообразия местности | Беседа по теме урока. Экскурсия по экологической тропе. Сбор и составление гербария растений | Папки, блокноты, бинокли | 1 |
3 нед сент | Человек и природа. | Пр/р | П/Р Умение высаживать и ухаживать за саженцами деревьев | Беседа по теме урока. Посадка деревьев в новом парке села Ильинское | Посадочный материал | 1 |
4 нед сент | Уровни живого на Земле. | Ролевая игра | Находить информацию о биологических объектах | Беседа и просмотр презентации-правил игры. Экологический игра-квест «Мы - за ЗОЖ!» | Компьютер, проектор, таблицы | 1 |
1 нед окт | Роль человека в природе. | Пр/р | Уметь отделять бытовой мусор | Беседа. По теме урока. Акция по уборке мусора на улицах «Чистое село». | Мешки, перчатки | 1 |
2 нед окт | Биоценозы. Цепи питания в природе. | Урок-экскурсия | Проведение фенологических наблюдений | Беседа по теме урока. Экскурсия с наблюдениями «Осенние явления в природе». | Фотоаппарат, бинокль, блокнот | 1 |
3 нед окт | День защиты животных. | ролевая игра - берем интервью | Находить информацию о биологических объектах | Беседа по подготовке вопросов для интервью. Оценка и выбор необходимого материала для оформления плаката. | Компьютер, книги и учебники по экологии | 1 |
4 нед окт | Регуляция деятельности живого организма. Инстинкты и рефлексы. | Пр/р | Оценка своего поведения | Просмотр видеофильма. Практическая работа «Изучение своего темперамента» | Компьютер, проектор | 1 |
2 нед нояб | Законы экологии в защиту природы и человека. Устный журнал. | изучение нового материала
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Просмотр видеофильма. Викторина «По страницам флоры и фауны местности» | Компьютер, проектор | 1 |
3 нед нояб | Раздел 2. Сохранение природных ресурсов (8 часов). Экологические проблемы вокруг нас, пути их решения и предотвращения. | Эвристическя беседа | Обдумывание правил поведения в природе | Просмотр видеофильма «Законы экологии и правила поведения в человека в природе». Беседа по теме урока | Компьютер проектор | 1 |
4 нед нояб | Бытовой мусор. Работа над проектом «От отходов - в доходы!» | Соц. проект | Умение работать по поиску информации | Работа над проектом.П/р "Изготовление поделок из бытового мусора" | Компьютер, проектор, пластик, бумага | 1 |
1 нед дек | Оформление школьной выставки «Из отходов в доходы!» ко Дню вторичной переработки | Пр/р | Оценка аккуратности выполнения | П/р Оформление школьной выставки | компьютер, | 1 |
2 нед дек | Источники загрязнения атмосферы. Здоровье человека | Тест | Находить информацию о биолог. объектах | Просмотр и обсуждение видеофильма «Антропогенное влияние человека на природу» | Компьютер, проектор | 1 |
3 нед дек | Акция «Покормим птиц зимой». | Соц проект | Коллективная выработка критерий оценки | Беседа по теме урока. Школьный конкурс кормушек | Компьютер, проектор | 1 |
4 нед дек | Проект «Не только у елки зеленые иголки». | Ролевая игра | Оценка выступления уч-ся | Беседа о сохранении елей. Выступление учащихся на общешкольной линейке | Компьютер, проектор | 1 |
2 нед янв | Деревья и животные – символы природы. | Диспут | Уметь критически оценивать при обсуждении | Просмотр и обсуждение презентации «Деревья и животные – символы природы» | Компьютер, проектор | 1 |
3 нед янв | Обдумывание темы своего проекта. | Инд. работа | Умение работать по поиску информации | Поиск в сети интернет по теме «Проблемы нашей природы» | Компьютер, проектор | 1 |
4 нед янв | Исследовательская и проектная деятельность учащихся (9 часов) Проблемы природы нашей местности | Техника мозгового штурма. | Использовать приобретенные знания и умения в практ. деятельности | Мозговой штурм «Выявление экологических проблем в нашем селе» Коллективный анализ: чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма | Компьютер, проектор | 1 |
1 нед фев | Обдумывание цели и задач проекта учащихся. | Работа в группе | Оценка умения планирования | Просмотр готового проекта (образца) с полным пояснением | Компьютер, проектор | 1 |
2 нед фев | Составление пояснительной записки и плана работы над проектом. | Работа в паре | Выявление ошибок в планировании. | Беседа. Обдумывание целей и задач, составление плана будущего проекта | Компьютер, проектор | 1 |
3 нед февр | Изучение научной литературы в сети интернет. | Поисков. | Находить информацию о биол. объектах в различных источниках | Сообщение о правилах выбора необходимой информации в сети интернет и в библиотеке. Поиск необходимой информации по выбранной теме проекта | компьютер | 1 |
4 нед февр | Выбор методики исследования | Поисков. Инд. работа | Использовать приобретенные знания и умения в практ. деятельности | Индивидуальная работа по выбору и поиску методики предстоящего исследования | Компьютер, проектор | 1 |
1 нед март | Выполнение исследования. | Инд. работа | Находить информацию о биол. объектах в различных источниках | Практическая работа по выбранной методике исследования. Коррекция деятельности учащихся | компьютер | 1 |
2 нед март | Подготовка и оформление проекта | Инд. работа | Умение находить главное | Подготовка необходимого материала, написание черновика. Проверка работ | Компьютер, блокнот | |
3 нед март | Оформление проекта | Инд работа | Умение выполнять по плану (образцу) | Метод. помощь уч-ся. Выполнение проекта на компьютере | компьютер | 1 |
1 нед апр | Защита проекта. | Учебпроект | Оценка публичного выступления | Вступительная беседа. Выступление перед родителями и учащимися класса | проектор | 1 |
2 нед апр | Защита окружающей среды от экологической опасности (8 часов). Охрана и значение воды. Источники загрязнения воды в селе. | Пр/р | Использовать приобретенные знания и умения в пр. деятельности | Просмотр видеофильма с ходом выполнения П/работы «Химический анализ воды в селе» | Химическ. оборудование компьютер | 1 |
3 нед апр | Праздник «День птиц». Викторина | Ролевая игра | Оценка знаний и умений учащихся | Беседа и просмотр презентации с заданиями викторины. Конкурс на лучшего орнитолога | Компьютер, проектор | 1 |
4 нед апр | День Земли. Подготовка школьной радиопередачи | Соц. проект | Сбор необходимой информации | Беседа по теме. Коллективное творческое дело. Распределение обязанностей | Компьютер, проектор | 1 |
1 нед мая | Всемирный День здоровья. Радиопередача по школьному радио | Ролевая игра | Проверка и оценка внешнего вида учащихся в школе | Выступление учащихся о правилах ЗОЖ. Проведение экологической акции «Путешествие Мойдодыра по школе» | Белые халаты, повязки | 1 |
2 нед мая | Уход за памятником: уборка и посадка растений к празднику 9 мая | Пр/р | Оценка трудовых и эстет. качеств уч-ся | Предварительная инструкция учителя. Субботник по очистке памятника, вскопка и посадка цветов | Посадочный материал | 1 |
3 нед мая | Экологическая роль зеленых растений. | Пр/р | использовать приобретенные знания и умения в пр. деятельности | Вступительная беседа. Пр/р «Проверка запылённости кабинетов в школе» с оформлением листка - молнии | Хим. оборудование | 1 |
4 нед мая | Познавательная экологическая игра-путешествие по станциям "Экология Удмуртиии". Подведение итогов рейтинга активности учащихся | Тест | Оценка знаний, умений и навыков. Самооценка вклада каждого учащегося | Проверка знаний учащихся за учебный год. Подведение итога экологической работы за год | Компьютер, проектор | 2 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Демонстрационные печатные таблицы по биологии растений, зоологии.
Технические средства обучения: Компьютер, Проектор, Интерактивная доска
Оптические приборы: Электронный и ученический микроскоп. Лупа ручная
Натуральные объекты: Микропрепараты, гербарии растений
Химическое оборудование: Пробирки, Спиртовка, Штатив, Держатель для пробирок
Список литературы
Для учителя:
1. Баранова В.А. Организация и проведение учебно-полевой практики по экологии в школе.:Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп./В.А. Боранова КГПУ. – Петрозаводск, 2002. – 88с.:ил.
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. —96 с. — (Работаем по новым стандартам)
3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256
4. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
5. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклас. работа по биологии в сел. шк.: Кн. для учителя.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.
Для учащихся:
1.Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Для уч-ся 6-7 кл/ Сост. С.А. Молис. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986 г. – 224с., ил.
2.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл./Сосст. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
3.Я познаю мир: Детск. энцикл. / Сост. Л.А. Богрова, Худож. А.В. Кардашук; под об. ред. О.Г. Хинн. – М.: Изд-во АСТ, 1999
Электронные пособия
1.Биология 7 класс. В помощь учителю и ученику. ООО «Компэду», 2014
2.Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс
3.Лабораторный практикум. Биология 7-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004
Экологический конкурс «Отходы в доходы!» Работы учащихся нач. кл,
Квест-игра Шьем костюмы из фантиков!