Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы экологии» для учащихся 7 класса с национально-региональным компонентом

4
0
Материал опубликован 15 October 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

«Рассмотрена» на заседании МО

«Эврика»

Протокол № 1

от «28» августа 2017 г.

Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол № 1

от «29» августа 2018 г.

Утверждаю:

Директор школы

Приказ № 80/1-0

от 01» сентября 2018 г.

         
        
                    Рабочая программа

    

            Внеурочной деятельности

          по предмету Основы экологии

          Класс 7, общеобразовательный

          Учитель Рыкова Надежда Анатольевна

Категория учителя: первая квалификационная категория

  Количество часов по программе: 34 часа

 

                                      2018

Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету Основы экологии для учащихся 7 класса (с национально-региональным компонентом). составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) с внесёнными в него изменениями.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации г. № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897).

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса, учебник под ред. Пасечника В.В.

Приказ МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МОУ СОШ с. Ильинское

Учебный план МОУ СОШ с. Ильинское, для обучающихся по ФГОС на учебный год.

 

   Образовательными целями предмета является: формирование экологической культуры, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся. Предмет Основы экологии - дополнительный компонент общего образования школьников. имеет практическую направленность. Урокам биологии и экологии отводится по учебному плану школы по 1 часу в неделю.

Особенностью предмета является взаимодействие научного, личностно-ориентированного, интерактивного, здоровьесберегающего и творческого компонента в обучении.

Задачи:

* повышение социальной активности учащихся и уровеня экологического образования учащихся;

* формирование экологической культуры мышления и познавательного интереса школьников в изучению местности

* формирование навыков бережного отношения учащихся к природе;

Структура и специфика предмета. В программе предусмотрено выполнение школьниками трёх контрольных тестов (стартового, тематического и итогового) и творческих работ с элементами проектной деятельности. 

Интегрированный характер содержания обучения экологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с уроками биологии, географии, изо, технологии, физики и химии.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; фронтальные.

Планируемые результаты освоения программы. Учащиеся научатся: приобретать новые знания, узнают о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; узнают алгоритм научного исследования, правила поведения в природе, получат опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления и взятия на себя ответственности за других людей.

Место курса. На освоение программы выделено 34 часа в год (1 час в неделю).

   Личностные, метапредметные и предметные         результаты освоения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной направлены на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

  ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование ответственного отношения к обучению, к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования учащихся на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.

  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: приобретение опыта использования методов биологической науки, проведения несложных биологических наблюдений, практических работ для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

  Регулятивные УУД : Формулировать учебную проблему. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. Самостоятельно анализировать условия достижения цели. Планировать пути достижения целей. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Вносить необходимые коррективы. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  Познавательные УУД : Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета. Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Составлять текущие планы. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Участвовать в проектно- исследовательской деятельности. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Уметь выделять главное и второстепенное, главную идею текста, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  Коммуникативные УУД : Соблюдать нормы публичной речи и регламент в дискуссии. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Уметь работать в группе — устанавливать отношения, эффективно сотрудничать, обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

  Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений и животных; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений; основные процессы жизнедеятельности особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения и их значение; основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение; взаимосвязь растений и животных с грибами и бактериями; закономерности развития и смены растительных сообществ.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений и животных со средой их обитания; охарактеризовать основные процессы жизнедеятельности растений и животных; объяснять значение основных процессов их жизнедеятельности; давать морфологическую характеристику растений и животных; выявлять признаки семейства по их внешнему строению; работать с определительными карточками; устанавливать взаимосвязь растений и животных с другими организмами; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природных сообществах.                                                       Содержание рабочей программы

Данная программа внеурочной деятельности способствует расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, формирует целостное представление о природе на основе развития здоровьесберегающих технологий развивается интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Занятия по экологии дополняют учебный предмет биология 7 класс, перекликаются с содержанием основной программы, имеют практическую направленность..    Занятия экологией привязаны к сезонным изменениям в жизни организмов. Учащиеся проводят фенологические наблюдения, занимаются сбором гербария, учатся проводить практические работы, оформляют газеты, проводят радиопередачу, выступают перед школьной линейкой.

Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле.

В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии, с практическими занятиями - физкультминутками по профилактике нарушений опорно - двигательной системы и коррекции зрения.

Уроки экологии ведутся в режиме постоянно меняющихся видов деятельности с чередованием теоретических и практических заданий через каждые 5-10 мин, с рациональным распределением учебной нагрузки на различных этапах урока.

Раздел 1. Многообразие живого (9 часов)
1. Введение. Наука экология. Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Знакомство детей с целями и задачами, с правилами поведения в природе при проведении экскурсий и практических работ. Понимание единства живого и неживого на Земле.

2. Мы жители планеты Земля – самые разумные и умные. Изучение биоразнообразия местности. Экскурсия по экологической тропе. Сбор и составление гербария растений местности.

3. Человек и природа. Влияние экологических факторов на среду обитания. Посадка деревьев в новом парке села.

4. Уровни живого на Земле. Экологический квест - игра «Мы - за ЗОЖ!»
5. Роль человека в природе. Акция «Чистое село» по уборке бытового мусора на улицах села.

6. Биоценозы. Цепи питания в природе. Экскурсия  -наблюдения за сезонными изменениями «Осенние явления в природе"

7. "День защиты животных". Оформление экологического плаката.

8. Регуляция деятельности живого организма. Инстинкты и рефлексы. Практическая работа

9. Законы экологии в защиту природы и человека. Викторина «По страницам флоры и фауны местности»

Раздел 2. Сохранение природных ресурсов (8 часов)

1.Экологические проблемы вокруг нас, пути их решения и предотвращения. Видеофильм

2. Бытовой мусор. Проект "Из отходов - в доходы!». Изготовление поделок, елочных игрушек, кормушек для птиц    

3. Оформление школьной выставки "Из отходов - в доходы!"

4. Источники загрязнения атмосферы. Здоровье человека.

5. Акция «Покормим птиц зимой». Школьный конкурс кормушек

6. Проект «Не только у елки зеленые иголки». Выступление на общешкольной линейке в защиту новогодних ёлок

7. Деревья и животные – символы природы. Просмотр и обсуждение презентации.

8. Обдумывание темы своего проекта. Поиск в сети интернет по теме «Проблемы нашей природы»

Раздел 3. Исследовательская и проектная деятельность учащихся (9 часов)

1.. Проведение мозгового штурма «Проблемы природы нашей местности». Коллективный анализ: чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма.

2. Обдумывание цели и задач проекта учащихся. Работа в группе. Просмотр готового проекта.

3. Составление пояснительной записки и плана работы над проектом. Работа в паре.

4. Изучение научной литературы в сети интернет.

5. Выбор методики исследования

6. Выполнение исследования

7. Подготовка и оформление проекта

8. Оформление проекта на компьютере

9. Защита проекта. Выступление перед родителями и учащимися класса.

Раздел 4. Защита окружающей среды от экологической опасности (8 часов)

1. Охрана и значение воды. Источники загрязнения воды в селе. П/Р «Химический анализ воды».

2. Праздник «День птиц». Конкурс на лучшего знатока птиц - юный орнитолог

3. День Земли. Подготовка к проведению радиопередачи в школе о защите природы местности

4. Всемирный День здоровья. Выступление по школьному радио. Экологическая акция по классам «Путешествие Мойдодыра» (проверка внешнего вида учащихся)

5. Уход за памятником: уборка и посадка растений к празднику 9 мая

6. Экологическая роль зеленых растений. Практическая работа «Проверка запылённости кабинетов в школе».

7. Познавательная экологическая игра-путешествие по станциям 'Экология Удмуртии"

8. Подведение итогов рейтинга активности учащихся

Календарно-тематическое планирование

сроки

Раздел и тема урока

Форма и тип урока

Планируемые умения и навыки

Содержание

Матер-технич. обеспечение

час

1 нед

сент

Многообразие живого (9 часов)
Введение. Наука экология.

Изучение нового материала

Пр/работа   «Понимание единства живого и неживого на Земле»

Знакомство детей с целями и задачами науки; с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов

Компьютер, проектор

1

2 нед сент

Мы жители планеты Земля – самые разумные и умные.

Урок-экскурсия-

Изучение биоразнообразия местности

Беседа по теме урока. Экскурсия по экологической тропе. Сбор и составление гербария растений

Папки, блокноты, бинокли

1

3 нед сент

Человек и природа.

Пр/р

П/Р Умение высаживать и ухаживать за саженцами деревьев

Беседа по теме урока. Посадка деревьев в новом парке села Ильинское

Посадочный материал

1

4 нед сент

Уровни живого на Земле.

Ролевая игра

Находить информацию о биологических объектах

Беседа и просмотр презентации-правил игры. Экологический игра-квест «Мы - за ЗОЖ!»

Компьютер, проектор, таблицы

1

1 нед окт

Роль человека в природе.

Пр/р

Уметь отделять бытовой мусор

Беседа. По теме урока. Акция по уборке мусора на улицах «Чистое село».

Мешки, перчатки

1

2 нед окт

Биоценозы. Цепи питания в природе.

Урок-экскурсия

Проведение фенологических наблюдений

Беседа по теме урока. Экскурсия с наблюдениями «Осенние явления в природе».

Фотоаппарат, бинокль, блокнот

1

3 нед окт

День защиты животных.

ролевая игра - берем интервью

Находить информацию о биологических объектах

Беседа по подготовке вопросов для интервью. Оценка и выбор необходимого материала для оформления плаката.

Компьютер, книги и учебники по экологии

1

4 нед окт

Регуляция деятельности живого организма. Инстинкты и рефлексы.

Пр/р

Оценка своего поведения

Просмотр видеофильма. Практическая работа «Изучение своего  темперамента»

Компьютер, проектор

1

2 нед нояб

Законы экологии в защиту природы и человека. Устный журнал.

изучение нового материала

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Просмотр видеофильма. Викторина «По страницам флоры и фауны местности»

Компьютер, проектор

1

3 нед нояб

Раздел 2. Сохранение природных ресурсов (8 часов). Экологические проблемы вокруг нас, пути их решения и предотвращения.

Эвристическя беседа

Обдумывание правил поведения в природе

Просмотр видеофильма «Законы экологии и правила поведения в человека в природе». Беседа по теме урока

Компьютер

проектор

1

4 нед нояб

Бытовой мусор. Работа над проектом «От отходов - в доходы!»

Соц. проект

Умение работать по поиску информации

 Работа над проектом.П/р "Изготовление поделок из бытового мусора"

Компьютер, проектор, пластик, бумага

1

1 нед дек

Оформление школьной выставки «Из отходов в доходы!» ко Дню вторичной переработки

Пр/р

Оценка аккуратности выполнения

П/р Оформление школьной выставки

компьютер, 

1

2 нед дек

Источники загрязнения атмосферы. Здоровье человека

Тест

Находить информацию о биолог. объектах

Просмотр и обсуждение видеофильма «Антропогенное влияние человека на природу»

Компьютер,

проектор

1

3 нед дек

Акция «Покормим птиц зимой».

Соц проект

Коллективная выработка критерий оценки

Беседа по теме урока. Школьный конкурс кормушек

Компьютер, проектор

1

4 нед дек

Проект «Не только у елки зеленые иголки».

Ролевая игра

Оценка выступления уч-ся

Беседа о сохранении елей. Выступление учащихся на общешкольной линейке

Компьютер, проектор

1

2 нед янв

Деревья и животные – символы природы.

Диспут

Уметь критически оценивать при обсуждении

Просмотр и обсуждение презентации «Деревья и животные – символы природы»

Компьютер,

проектор

1

3 нед янв

Обдумывание темы своего проекта.

Инд.

работа

Умение работать по поиску информации

Поиск в сети интернет по теме «Проблемы  нашей  природы»

Компьютер, проектор

1

4 нед янв

Исследовательская и проектная деятельность учащихся (9 часов)

Проблемы природы нашей местности

Техника мозгового штурма.

Использовать приобретенные знания и умения в практ. деятельности

Мозговой штурм «Выявление экологических проблем в нашем селе»

Коллективный анализ: чего удалось достичь, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма

Компьютер, проектор

1

1 нед фев

Обдумывание цели и задач проекта учащихся.

Работа в группе

Оценка умения планирования

Просмотр готового проекта (образца) с полным пояснением

Компьютер, проектор

1

2 нед фев

Составление пояснительной записки и плана работы над проектом.

Работа в паре

Выявление ошибок в планировании.

Беседа. Обдумывание целей и задач, составление плана будущего проекта

Компьютер, проектор

1

3 нед февр

Изучение научной литературы в сети интернет.

Поисков.

Находить информацию о биол. объектах в различных источниках

Сообщение о правилах выбора необходимой информации в сети интернет и в библиотеке. Поиск необходимой информации по выбранной теме проекта

компьютер

1

4 нед февр

Выбор методики исследования

Поисков.

Инд. работа

Использовать приобретенные знания и умения в практ. деятельности

Индивидуальная работа по выбору и поиску методики предстоящего исследования

Компьютер, проектор

1

1 нед март

Выполнение исследования.

Инд. работа

Находить информацию о биол. объектах в различных источниках

Практическая работа по выбранной методике исследования. Коррекция деятельности учащихся

компьютер

1

2 нед март

Подготовка и оформление проекта

Инд. работа

Умение находить главное

Подготовка необходимого материала, написание черновика. Проверка работ

Компьютер, блокнот

 

3 нед март

Оформление проекта

Инд работа

Умение выполнять по плану (образцу)

Метод. помощь уч-ся. Выполнение проекта на компьютере

компьютер

1

1 нед апр

Защита проекта.

Учебпроект

Оценка публичного выступления

Вступительная беседа. Выступление перед родителями и учащимися класса

проектор

1

2 нед апр

Защита окружающей среды от экологической опасности (8 часов). Охрана и значение воды. Источники загрязнения воды в селе.

Пр/р

Использовать приобретенные знания и умения в пр. деятельности

Просмотр видеофильма с ходом выполнения П/работы «Химический анализ воды в селе»

Химическ. оборудование

компьютер

1

3 нед апр

Праздник «День птиц». Викторина

Ролевая игра

Оценка знаний и умений учащихся

Беседа и просмотр презентации с заданиями викторины. Конкурс на лучшего орнитолога

Компьютер,

проектор

1

4 нед апр

День Земли. Подготовка  школьной    радиопередачи

Соц. проект

Сбор необходимой информации

Беседа по теме. Коллективное творческое дело. Распределение обязанностей

Компьютер, проектор

1

1 нед мая

Всемирный День здоровья. Радиопередача по школьному радио

Ролевая игра

Проверка и оценка внешнего вида учащихся в школе

Выступление учащихся о правилах ЗОЖ. Проведение экологической акции «Путешествие Мойдодыра по школе»

Белые халаты, повязки

1

2 нед мая

Уход за памятником: уборка и посадка растений к празднику 9 мая

Пр/р

Оценка трудовых и эстет. качеств уч-ся

Предварительная инструкция учителя. Субботник по очистке памятника, вскопка и посадка цветов

Посадочный материал

1

3 нед мая

Экологическая роль зеленых растений.

Пр/р

использовать приобретенные знания и умения в пр. деятельности

Вступительная беседа. Пр/р «Проверка запылённости кабинетов в школе» с оформлением листка - молнии

Хим. оборудование

1

4 нед мая

Познавательная экологическая игра-путешествие по станциям "Экология Удмуртиии". Подведение итогов рейтинга активности учащихся

Тест

Оценка знаний, умений и навыков. Самооценка вклада каждого учащегося

Проверка знаний учащихся за учебный год. Подведение итога экологической работы за год

Компьютер, проектор

2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Демонстрационные печатные таблицы по биологии растений, зоологии.

Технические средства обучения: Компьютер, Проектор, Интерактивная доска

Оптические приборы: Электронный и ученический микроскоп. Лупа ручная

Натуральные объекты: Микропрепараты, гербарии растений

Химическое оборудование: Пробирки, Спиртовка, Штатив, Держатель для пробирок

Список литературы

Для учителя:

1. Баранова В.А. Организация и проведение учебно-полевой практики по экологии в школе.:Учебное пособие.2-е изд., испр. и доп./В.А. Боранова КГПУ. – Петрозаводск, 2002. – 88с.:ил.

2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. —96 с. — (Работаем по новым стандартам)

3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256

4. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

5. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклас. работа по биологии в сел. шк.: Кн. для учителя.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.

Для учащихся:

1.Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Для уч-ся 6-7 кл/ Сост. С.А. Молис. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986 г. – 224с., ил.

2.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл./Сосст. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.

3.Я познаю мир: Детск. энцикл. / Сост. Л.А. Богрова, Худож. А.В. Кардашук; под об. ред. О.Г. Хинн. – М.: Изд-во АСТ, 1999

Электронные пособия

1.Биология 7 класс. В помощь учителю и ученику. ООО «Компэду», 2014

2.Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс

3.Лабораторный практикум. Биология 7-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004

 

 

Экологический конкурс «Отходы в доходы!» Работы учащихся нач. кл,

Квест-игра Шьем костюмы из фантиков!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.