12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43512
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
22

У р о к 4. Москва в произведениях русских поэтов и писателей. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын...»

Родная русская литература. 5 класс



У р о к 4. Москва в произведениях русских поэтов и писателей. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын...»



Цели: расширить представление пятиклассников об истории Москвы, развивать умение определять родо- жанровую специфику художественного произведения; определять тему и основную мысль произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, находить основные изобразительно-выразительные средства, определять их художественные функции, выявлять особенности текста –описания, развивать навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: понимание жанровой специфики произведений, понимание роли изобразительно-выразительных средств языка; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать лирические и прозаические произведения; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация к уроку.



Ход урока

Подготовка к восприятию: на перемене перед уроком демонстрируется видео (длительностью 5 мин 40 сек) https://youtu.be/oLqJ0vSGKlk

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

«Москва - великий город, первого рангу во всей Европе»,- утверждал М. В. Ломоносов. Как вы думаете, что имел в виду М.В Ломоносов? Согласны ли вы с мнением ученого? (Слайд 3)

«Москва – великий город, первого рангу во всей Европе», – писал М.В. Ломоносов в 1757 году. Именно здесь Михаил Васильевич получил своё первое образование, здесь же находится созданный им первый в России университет.

«Кто был в Москве, тот знает Россию»,- сказал Н.М.Карамзин. Как вы понимаете эти слова? Были ли вы в Москве? Расскажите о своих впечатлениях. Какие достопримечательности вы посетили? (Слайд 4)

Москва - часть истории России, ее олицетворение и символ. К пониманию этого Карамзин шел от современной ему Москвы, углубляясь в далекое прошлое, ведь именно в Москве он задумал великий труд «История государства Российского».

О чем пойдет речь на нашем уроке? (Слайд 5)

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

-Москва – главный город России. Главная площадь – Красная. Сюда со всех сторон сходятся наши дороги. Отсюда начинается наша земля. (Просмотр видеоролика)

https://easyen.ru/load/metodika/video/mir_puteshestvij_moskva/5-1-0-18324

-Какой город называют столицей?

Уч-ся: Столица — главный город государства, политический и административный центр страны. На протяжении истории эту роль играли несколько городов. С 1918 года и по настоящее время столицей России является Москва.

-Что вам известно о происхождении слова «столица»?

Уч-ся: Слово «столица» происходит от древнерусского стол — «престол, трон, место правления князя». От этого существительного возникло прилагательное «стольный». Термин «стольный город» встречается в древнерусских источниках с XI века. Сначала по отношению к Киеву, позже к другим городам (Владимиру Волынскому, Пскову, Владимиру-на-Клязьме). Москва была впервые названа стольным городом в источнике первой половины XV века. (Слайд 6)

-Знаете ли вы о том, что в нашей стране было несколько столиц?

(Слайды 7-12)

История нашей столицы, ее красота и мощь нашли самое широкое отражение в литературе. Вы читали дома стихотворение М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва!., люблю тебя, как сын...». Известно ли вам, как связана биография поэта со столицей?

Лермонтов родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в трёхэтажном каменном- доме у Красных ворот, где поселилась семья Лермонтовых. Этот дом не сохранился, теперь здесь находится высотное здание, на котором установлена мемориальная доска. В сквере напротив, названном в честь поэта, в 1965 году был открыт памятник Лермонтову. Сегодня эта часть площади Красных ворот носит название Лермонтовская. (Слайд 13)

Детство Лермонтова прошло в Тарханах — пензенском имении его бабушки Е. А. Арсеньевой. В Москву он вернулся из Тархан в 1827 году, чтобы поступать в университетский Благородный пансион. Они поселились с бабушкой ближе к Арбату, на улице Малая Молчановка, где сейчас находится мемориальный Дом-музей Лермонтова.

В Московском университете Лермонтов проучился недолго, подав в 1832 году заявление о переводе в Петербург. С тех пор поэт никогда не жил в Москве постоянно, ненадолго приезжая сюда по делам. Но Москва оставалась в его сердце: здесь он родился, здесь прошла его юность и появились первые друзья, здесь он встретил Варвару Лопухину, которую полюбил.

Как вы думаете, почему в стихотворении говорится о сыновней любви к родному городу?

Уч-ся (повторяют рассказанное учителем).

4. Анализ стихотворения «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын..» Лермонтова.

Выразительно прочитайте стихотворение вслух. Какие чувства вы передадите при чтении? Почему?

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою... и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой —

Заветное преданье поколений.

Бывало, я у башни угловой

Сижу в тени, и солнца луч осенний

Играет с мохом в трещине сырой,

И из гнезда, прикрытого карнизом,

Касатки вылетают, верхом, низом

Кружатся, вьются, чуждые людей.

И я, так полный волею страстей,

Завидовал их жизни безызвестной,

Как упованье вольной, поднебесной.

1836

-С каким незнакомыми словами вы встретились в стихотворении?


Словарная работа


Пламенно-пылко, страстно.

Священный - чрезвычайно почётный и исключительный по важности, святой. Священная обязанность. Священный долг

Безмятежный –

1. Чуждый тревог и волнений; свидетельствующий о душевном спокойствии. Безмятежное состояние.

2. Протекающий спокойно, без волнений и неприятностей; ничем не омрачаемый или не нарушаемый. Безмятежное детство.

Низвергнуть –

1. Сбросить вниз, свалить, опрокинуть. Враг был низвергнут с моста в воду. Низвергнуть каменную глыбу. Низвергнутый грозою дуб.

2. Лишить могущества, власти, высокого положения и т.п.; свергнуть.

Упованье - твердая, стойкая надежда на кого-что-нибудь. (Слайды 14-15)



-Стихотворение является отрывком из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Сашка». Это произведение было написано в период с 1835 по 1839 год. Строфа седьмая является одним из авторских отступлений от основного сюжета поэмы.

Как вы поняли тему этого стихотворения? О чем оно?

Уч-ся: Тема стихотворения – любовь к родному городу. Поэт родился в Москве, и она навсегда осталась его любимым местом. Лермонтов испытывает к городу чувства, похожие на чувства детей к их родителям. Он гордится Москвой, ее историей и ее победами над врагами.

-Заметьте, как гениально просто, без затей, пишет он о своей русскости: «Люблю, как русский, — сильно, пламенно и нежно!» А ведь написано совсем мальчишкой, в чем-то еще, может, и коряво, но никакой изощренный стилист не добьется такой мощи и простоты стиха. Родной Москве он был предан до конца своих дней.

-На какие две части можно разделить стихотворение?

Уч-ся: Авторский голос изначально восхваляет Москву, а затем отдельно выделяет Кремль. Это сооружение выступает символом неприступности и величия города.

Как звучат строки, посвященные Кремлю?

Уч-ся: Лермонтов воспевает Москву и Кремль. Строчки звучат торжественно и возвышенно.

-Тропы играют важную роль для изображения любимого города поэта и его великой истории. Укажем их.

Уч-ся: Эпитеты - «священный», «безмятежный», «чуждый», «величавый» - слова создают образы Города-героя и чужака, пытавшего его завоевать.

Олицетворение

В стихотворении Кремль наделяется свойствами живого. Примеры тропа: «вздрогнул», «жив». Отдельно вырисовывается образ чужеземного врага и самой Москвы-старушки.

Метафоры

«Блеск твоих седин», «столетний великан», «наследник славы», «вселенная замолкла» - метафоры дарят неповторимый колорит произведению.

5. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать рассказ И.С.Соколова-Микитова «Русский лес», сформулировать главную мысль произведения.




Москва в стих Лермонтова
PPTX / 1.17 Мб

Использованная литература



1. Данченко Л.И. Урок-игра по литературе «Эти слова о тебе, Москва!..» 5-й класс. https://urok.1sept.ru/articles/669140

2. Все столицы России: от Ладоги до Москвы. Москвы. https://www.culture.ru/materials/254038/vse-stolicy-rossii-ot-ladogi-do-moskvy

3. Родная русская литература. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (5)

Суслопарова Людмила Юрьевна, 05.07.22 в 08:03 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна, за качественный и полезный материал к уроку! Тоже беру 5 класс.
Легоцкая Вера Сергеевна, 05.07.22 в 14:47 2Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, будем дружить!
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.07.22 в 08:07 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 05.07.22 в 14:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.