Урок обществознания по теме "У роковой черты"
Зятикова С.А. , МБОУ СОШ № 74
Тип урока: изучение нового материала с проблемным изложением.
Цель урока: ввести учащихся в понимание отличия «кризиса» от «катастрофы».
Задачи урока:
- умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами;
- формирование эстетического отношения к природе;
- умение работать в группе;
- умение ставить и решать проблемные ситуации
Форма урока: групповая.
Оборудование и оформление урока:
Плакаты с изображением «Берегите природу», «Спасите МИР!», «Мы в ответе за природу!», карточки с заданием, глобус; рисунки учащихся: «Берегите Землю!»
Оформление доски:
Написана тема урока и эпиграф «Дорога цивилизации
вымощена консервными банками».
А.Моравия
Мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Учитель предлагает прочитать тему и поставить вопросы к изучению материала:
- Вследствие чего возникла проблема «роковой черты» в природе?
- Что означает «роковая черта» в природе?
- К чему может привести сегодняшнее отношение к природе?
Учитель обобщает и говорит: да, наша с вами сегодня проблема: выявить состояние природы – это кризис или катастрофа?
Поэтому будем работать в группах, развивать умение дискутировать, приводить примеры и учиться составлять и решать проблемные задачи.
3. Прочтите, пожалуйста, эпиграф урока и объясните, каким образом данный эпиграф характеризует тему урока
( учащиеся дают объяснение, что сегодня в целях стремления к обогащению уничтожаются самые необходимы для жизни природные ресурсы).
4. Высказывания мнений учащихся: экологическая катастрофа или экологический кризис?
5. В этом нам сегодня и предстоит разобраться, поэтому предлагаю вспомнить и написать основные понятия по изучаемой теме:
- природа;
- общество;
- зона экологического кризиса;
- экологический кризис;
- ноосфера;
- невозобновляемые природные ресурсы;
(По количеству названных понятий группам выставляются баллы).
6. На слайде даны слова:
- рок
- урок;
- срок;
- впрок;
- пророк;
Составить в тетрадях текст, характеризующий состояние природы.
( текст обговаривается, и результаты вносятся в таблицу)
7. Учащимся предлагаются некоторые факты:
- за минувшее 25 – летие глобальное потребление древесины удвоилось;
- расход бумаги увеличился в 6 раз;
- вылов рыбы увеличился на 500%;
- вырубается и погибает от пожаров – 11 млн. га леса;
- стремительный рост числа видов растений и животных, занесенных в Красную Книгу;
Задание: КАКИЕ ещё факты Вы могли бы привести на примере родного края?
(команда, назвавшая большее количество фактов, получает большее количество баллов)
8. Учащимся предлагается просмотр слайдов о неразумном отношении к природе, после чего они работают в группах по задачам № 1и № 2.
Задача № 1.
Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса:
А) бизнес и индустрия (забота только о производстве);
Б) равнодушие населения к экологическим проблемам;
В) перенаселение;
Г) плохие технологии;
Д) расточительное отношение к ресурсам;
Е) бедность стран «третьего мира» решение продовольственной проблемы за счёт «химического « отношения к природе.
Задача № 2.
Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса:
А) ухудшение среды обитания человека;
Б) грубые механические приёмы земледелия;
В) нерациональное использование ресурсов;
Г) исчезновение многих видов животных и растений;
Д) потребительское отношение к природе;
Е) увеличение промышленных отходов;
Ж) рост наследственных заболеваний;
( Результаты выполненного задания выставляются в таблицу).
9. Учащимся предлагается обсудить в группе мнения учёных и обосновать выбранный вариант:
Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса.
А) Военный: «ядерная зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле;
Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз.
В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире.
Г) Предложите свой вариант
(Выставленный балл может повыситься за счёт предложенной самими учащимися точки зрения).
10. Работа в группах: дать самостоятельно определение понятию «экологическая катастрофа» (определения зачитываются, и та группа, которая дала определение ближе к искомому, получает балл).
11. Работа в группах по карточкам:
ЗАДАНИЕ: Что из нижеперечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе:
А) Авария на Чернобыльской АЭС;
Б) разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»;
В) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки;
Г) пересыхание Арала;
Д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.
Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы.
Дополнительные баллы получает та группа, которая приведёт больше примеров экологического кризиса и катастрофы (учащимися заполняется таблица)
Экологический кризис |
Экологическая катастрофа |
12. Какой из этого мы можем сделать вывод: учащиеся в группах обсуждают и делают вывод. Вывод записывается в тетрадь: В природе имеются явления, характеризующие как экологический кризис, так и экологическую катастрофу.
13. Предлагаются пути выхода из кризиса:
Выполните тест
Решение выхода из экологического кризиса можно найти:
А) отказавшись от использования природных ресурсов;
Б)сокращения промышленного производства;
В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов;
Г) введение воспитания экологической культуры в семье и в школе;
Д) предложите свой вариант:
14. Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём произведении «Земля родная» писал
«Только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности»
Задание: какой выход видел Д.С.Лихачёв, и согласны ли вы с ним? (идёт обсуждение)
Учащиеся делают вывод о том, что от культуры, в частности, от экологической культуры зависит сохранность природных богатств, без чего жизнь человека немыслима.
15. Изучение нового материала заканчивается словами:
«Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя» Н. Заболоцкий
16. Объявляются результаты работы и выставляются отметки по заполненной таблице:
Этапы работы |
Название команд |
|
Спасатель |
Эколог |
|
Глоссарий |
||
Текст |
||
Задача № 1 |
||
Задача № 2 |
||
Выбранный и предложенный вариант |
||
Понятие: экологическая катастрофа |
||
Примеры кризиса и катастрофы |
||
Вывод учащимися по теме урока |
||
Примеры выхода из кризиса |
||
Обсуждаем цитату Д.С.Лихачёва |
||
Общая сумма баллов: |
17. Домашнее задание:
Содержание § 9;
знать термины, понятия этой темы
Творческие задания (одно из заданий): продумать программу – презентацию «Чем я могу помочь природе выйти из кризиса»; сочинение – рассуждение «Природа – кладовая жизни человека, я хочу тебе помочь».
Список используемой литературы
- Учебное пособие «Введение в обществознание. 8 – 9 классы», М., «Просвещение», 2006г. под ред. Л.Н.Боголюбова; §9, стр. 52 – 56.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 кл., М., «Просвещение» 2009г., под ред. Л.Н.Боголюбова, урок – 12, стр. 42
- «Обществознание» Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Книга для учителя, М., «Просвещение» 2009г. под ред. Л.В.Полякова, стр. 188 – 191;
- «Земля родная» Д.С.Лихачёв., М., «Просвещение»,
- 1983г., «Экология культуры» стр. 82 – 133;
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 классы, под ред. Л.Н.Боголюбова, А Т. Кинкулькина, М. «Просвещение», 2007г., стр. 26 – 30;
- «Рабочая тетрадь» по курсу «Ведение в обществознание» 8 кл., М., «Просвещение», 2008г. авт. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова,
- А.Ю.Лазебникова, стр. 21 – 23, к уроку «У роковой черты»
- Вырезки из СМИ «Аргументы и факты», «Советская Сибирь»
- ИНТЕРНЕТ - ресурсы