Урок по обществознанию на тему «Долг и совесть» (8 класс)
Никитушкина Ирина Петровна
ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево
8 «Б» класс
Обществознание
Тема: « Долг совесть»
Цель урока:
сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
Воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока: Урок открытия нового знания
УУД:
Регулятивные действия:
постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
совместная постановка учебных целей и задач
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация, видеофрагмент – мультфильм «Подвиг русских пилотов», дополнительный материал на бумажных носителях для работы в парах.
Организационный момент. Здравствуйте
Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка
1.Мораль относится к сфере:
1) политической 2) экономической 3) духовной 4) социальной
2. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»:
1) гуманизм 2) ревность 3) любовь 4) дружба
3. Правила поведения человека в обществе определяют:
1) моральные нормы 3) законы природы
2) технические нормы 4) правила гигиены
4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество
одобряет с точки зрения добра и зла:
1) неопрятность 2) нежелание выполнять домашнюю работу
3) умение говорить правду 4) уважение к родителям.
5.Выберите признаки, характерные для морали:
1) общеобязательность; 4) письменное оформление;
2) общественное осуждение; 5) государственное принуждение;
3) связь с религиозными нормами
6. Верны ли суждения?
А. Задача морали – оценивать поступки человека с точки зрения добра и зла.
Б. задача морали – регулировать человеческие отношения.
1) верно только А 3) верны А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
III. Актуализация
Ситуация.
Друг поклялся всегда быть рядом – и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть…
Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался, соврал, да ещё пытался свалить вину на другого – сподличал. А ведь должен был просто честно всё рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен…
Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают – так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них… Должны…
О чём сегодня у нас пойдёт речь?
Долг – что это такое? А кто контролирует, оценивает исполнение долга?
- Совесть.
Итак, как мы определим тему нашего занятия - «Долг и совесть».
Откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:
Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.
Раскрыть суть общественного и морального долга.
Постановка проблемы.
Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».
- Оцените поступок мужчины.
- Был ли у него выбор?
Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему:
«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?
Учитель:
А теперь предлагаю сопоставить ваши личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали.
Стр. 65 – пункт «Что такое долг»
Работа с учебником – стр. 65 «Что такое долг?»
Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный.
IV. Просмотр мультфильма «Подвиг русских пилотов» по сценарию
Р.Рождественского режиссер В.Самсонов
Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга?
- Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.
- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.
7. Творческая деятельность в группах. Работа со словом «СОВЕСТЬ» (7 мин)
Ученики записывают слово «Совесть».
- Чтобы лучше разобраться, что же такое совесть, давайте, найдем слова, которые живут в этом слове. Работа в малых группах: составление слов, используя только буквы слова «совесть». Ученики составляют слова, записывают их и определяют ассоциативные связи.
Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;
весть - совесть - это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри человека; вес - совесть - это то, что имеет значимость: сос (sos) - то, что подает сигнал ; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.
(все ответы набраны на карточках и предъявляются по ходу ответов, либо слайды). Затем учитель добавляет свои.
8. Обобщение. Прием ПОПС – формула (5 мин)
Позиция: «Я считаю, что совесть…»
Обоснование: «Потому что…»
Подтверждение: « Я могу это подтвердить…»
Следствие : «Следовательно совесть…» Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чем- то повторить.
Высказывания учащихся.
- Таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов и поступков, внутренне сознание добра и зла.
9. Игра «Вопрос- ответ» ( 5 мин)
Поиграем в вопросы и ответы: (МЯЧ). Учащиеся встают со своих мест и отвечают на вопросы.
- «Если меня толкают, то я чувствую…».
- «Если меня обзывают, то я чувствую…».
- «Если я смотрю фильм ужасов, то я чувствую…».
- «Если я обманываю, то я чувствую…».
- «Если я улыбаюсь, то я чувствую…».
- «Если я встречаю друзей, то я чувствую…».
- «Если я вижу маму, то я чувствую…».
- «Если я получаю пятерку, то я чувствую…».
- Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко, и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя. Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.
Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.
«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?
Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.
Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками - Что у нас получилось?
- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали символ, на котором держится весь мир – это символ совести.
И завершить наш урок мне бы хотелось тренингом «Как не попасть в сети зла?»
- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце
Какой надежный щит поставить на пути зла?
Положительные качества человека.
Запишите домашнее задание:
обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.
творческая работа по выбору:
*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!
Самоанализ урока обществознания в 8 классе
на тему «Долг и совесть».
Данный урок является по типу «изучение нового материала», сочетая актуализацию полученных ранее знаний о морали и нравственности и изучение нового материала о долге и совести.
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока: Урок открытия нового знания
УУД:
Регулятивные действия:
постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
совместная постановка учебных целей и задач
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе урока.
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах
Методы и методические приемы.
Для достижения цели урока использовались методы и приемы обучения, которые являлись инструментом развития учащихся, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить эти знания на новые ситуации. Данные способы и приемы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы:
1. словесные методы:
объяснение
беседа с учащимися по теме
2. наглядные методы:
изобразительная наглядность (иллюстрации)
использование ИКТ и мультимедийных материалов
3. Методы контроля и самоконтроля:
индивидуальный опрос
фронтальный опрос
взаимный контроль
4. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
работа под руководством учителя
самостоятельная работа
работа в парах
работа в группах
5. Методы оценивания:
словесная оценка (поощрение)
5-ти бальная система отметок
В рамках новых требований и стандартов ФГОС второго поколения особое внимание было уделено формированию коммуникативных и познавательных УУД с целью достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Для реализации поставленных целей, использовались следующие технологии:
1) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;
2) технология сотрудничества (парная работа, групповая);
3) коммуникативные технологии;
4) технология критического мышления;
5) здоровье сберегающие технологии.
Ведущими технологиями явились: технология критического мышления и технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.
Сильные стороны урока:
Все виды деятельности были направлены на достижение цели урока. Их разнообразие способствовало решению поставленных задач.
Интерес ребят поддерживался через активные формы урока.
Эффективно использовались современные средства обучения.
Целесообразно применялся материал учебника
Каждый блок был проверен, ошибки были исправлены.
При подготовке к уроку мною были учтены:
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
уровень подготовки, высокий интерес к изучению данного предмета;
достаточно высокая мотивация учащихся к изучению истории.
В целом, можно сделать вывод, что цель урока достигнута, планируемые результаты получены.