Интегрированный урок «биология + обществознание» по теме «Правда о СПИДе», 8 класс

5
0
Материал опубликован 5 March 2017

Цель: сформировать представление о СПИДе как о глобальной болезни общества.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;
  • способствовать формированию личной ответственности за свое здоровье;
  • научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Оборудование: презентация, стаканчики с водой, крахмал, йод, листы А4, фломастеры, маркеры, красный лист бумаги, ножницы.

Оформление доски: презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Слайд 1 - Вводное слово учителей. Слайд 2 - стихотворение.

СПИД как общественная проблема.

Во всем мире сегодня говорят о СПИДе, о том, какую угрозу существованию человечества несет эта глобальная эпидемия. Можно вспоминать и оплакивать тех, кто уже умер или смертельно болен, можно говорить о масштабах трагедии и о том, что только чума XX, а теперь уже и XXI века угрожает существованию человечества:

Всемирный день борьбы со СПИДом (World AIDS Day) впервые отмечался 1 декабря 1988 года после того, как на встрече министров здравоохранения всех стран прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ/СПИДу. Ежегодно отмечаемый 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с проблемой ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира (Слайд 4-5). Организованные усилия направлены на:

  • укрепление общественной поддержки;
  • программ профилактики распространения ВИЧ/СПИД;
  • на организацию обучения и предоставления информации по всем аспектам ВИЧ/СПИД.

Понимая все возрастающие сложности, связанные с пандемией ВИЧ/СПИДа, ООН создала в 1996 году союз шести всемирных организаций. Названная Совместной программой Объединенных Наций по проблемам ВИЧ/СПИДа, программа объединяет в качестве спонсоров этого совместного проекта Детский фонд ООН, Программу ООН по развитию, Фонд ООН по вопросам народонаселения; Организацию ООН по вопросам образования, науке и культуре (ЮНЕСКО), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк.

Данная программа поддерживает долгосрочные глобальные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа; помогает борьбе за права человека независимо от ВИЧ-статуса, осуществляет помощь странам во всем мире посредством проведения обучения мерам профилактики, поддержки исследований по вопросам ВИЧ/СПИДа и работы с программами расширения международного фронта борьбы с ВИЧ/СПИДом.

Всемирный день борьбы со СПИДом стал ежегодным событием в большинстве стран. Хотя 1 декабря определен как дата для проведения Дня, во многих сообществах организуется ряд мероприятий, проводимых в течение недель и дней до и после официального проведения.

Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка (Слайд 6), ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Эта ленточка как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года. Ее идея принадлежит художнику Франку Муру.

Идея была принята группой "Visual AIDS". Поскольку организация состояла из профессиональных художников и менеджеров от искусства, реклама видимого символа борьбы со СПИДом была сделана весьма удачно. Все началось очень просто. Вот отрывок из ранней рекламной листовки "Visual AIDS": "Отрежьте красную ленту 6 сантиметров длиной, затем сверните в верхней части в форме перевернутой "V". Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде". 
"Красная лента (перевернутое "V") станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом - это то, что к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире".

И красная лента завоевала огромную популярность. Красные ленточки появлялись на отворотах пиджаков, полях шляп - везде, где только можно приколоть английскую булавку.

Кроме того СПИД - важнейшая социальная проблема (Слайд7), ведь он не может существовать без общества. А если сказать точнее без пороков общества. Сюда входят пороки не только заразившихся, но и неинфицированных.

Существуют так называемые группы риска. Группы риска являют собой группы людей, которые имеют наибольшую возможность стать инфицированными. Чаще всего это зависит от образа жизни людей. А сейчас обратите внимание на слайд (Слайд8) и скажите: "Кому в наибольшей степени угрожает заражение СПИДом???".

Ребята мы поговорили о проблеме связанной со СПИДом, ориентированной на все общество, а если данную проблему рассматривать касательно одной семьи. Как вы считаете, какие трудности возникнут перед семьей, в которой живет ВИЧ инфицированный? (обращение внимания на слайд 9).

Это повлияет на экономику семьи.

На разделение труда в хозяйстве, т.е. вся дела лягут на плечи остальных членов семьи.

Дети будут расти в неполноценной семье.

СПИД с точки зрения биологии.

Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие - что его искусственно создали люди.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД - смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины.

Что же это такое ВИЧ/СПИД? (Слайд 10)

ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи.

ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека.

Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

Почему СПИД? СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

Как выглядит вирус? (слайд №11)

Иммунная система - это внутренняя "полиция" организма, охраняющая наше здоровье. Если в организм проникают "преступники" (болезнетворные бактерии и вирусы), иммунная система распознает их, изучает и уничтожает. Для уничтожения каждого вида болезнетворных микроорганизмов она готовит специальную "группу захвата" - антитела.

Почему же иммунная система не справляется с ВИЧ? Дело в том, что ВИЧ - умный и хитрый враг. Попадая в организм, он проникает внутрь самих клеток иммунной системы и притворяется одним из "своих". Остальные клетки-"милиционеры" не видят "преступника" и не успевают подготовить нужные антитела, чтобы его уничтожить. Тем временем ВИЧ быстро размножается, делая новые и новые копии с самого себя. Когда антитела "группы захвата" появляются, бывает уже слишком поздно.

Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Этапы развития болезни (Слайд 12)

Как передается ВИЧ? (Слайд 14)

Опыт "Вечеринка".

Задачи:

- дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Материалы:

- стаканчики с водой по количеству учащихся;

- крахмал;

- йод.

Инструкция:

С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга. Учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. Учитель предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками вечеринки. На вечеринке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в тесные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в этом обществе.

Необходимо за три минуты вступить в тесный контакт как можно с большим количеством людей. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. Через три минуты "вечеринка" заканчивается.

После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников вечеринки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. Учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех. Дальше идет обсуждение с классом тех эмоций, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.(Слайд 14)

Как не передается СПИД. (Слайд 15)

Можно ли убить вирус?(Слайд 16)

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Выводы (Слайд 17)

Данная проблема с точки зрения учеников.

Сделать проект. Раскрыть проблему СПИДа и пути решения.

Составить синквейн на тему СПИД.

Сформулировать лозунг.

Защитить проект.

Правила написания синквейна (Слайд 18).

VI. Домашнее задание.

Комментарии
Комментариев пока нет.