12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрюшкевич Юлия Васильевна801
учитель истории и обществознания МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Россия, Новосибирская обл.

Тема урока: Распределение доходов

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: определить причины социального неравенства и необходимость перераспределения доходов

Задачи урока: раскрыть понятие доход и его источники; охарактеризовать причины неравенства в доходах населения;
сформировать представление о мерах государства по преодолению социального неравенства

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Владеть понятиями доход, неравенство, социальная поддержка, прожиточный минимум, продовольственная картина; уметь показывать на конкретных примерах источники доходов граждан; характеризовать основные меры государственной поддержки населения

Познавательные
Объяснять, как знания о доходах влияет на повседневную жизнь граждан; характеризовать связь доступа к факторам производства и уровнем дохода; пояснять взаимосвязь между продовольственной корзиной и прожиточным минимумом.
Регулятивные
Составлять план действий; владеть навыками самоконтроля» осознавать качество и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные
Осуществлять диалог с учителем и одноклассниками; решать образовательные проблемные ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности.

Осознание актуальности информации урока для распределения собственных доходов; осознание необходимости личной готовности к самостоятельной творческой деятельности; личностная оценка понятий: неравенство, бедность

Образовательные ресурсы: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015 г, презентация, видео – вопрос, папка «Шедевры мировой художественной культуры», высказывания знаменитых людей, загадки, тематический кроссворд, изображение потребительской корзины, рабочая тетрадь.

Этап урока

Содержание деятельности урока

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Осуществляет организацию класса.

Актуализация знаний по изучаемому разделу.

Предлагает работу с источником информации – загадками
 

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются ………

(Товар)
И врачу, и акробату выдают за труд ….
(Зарплата)

Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в………..
(Банк)

К какой сфере общества относятся данные термины?
Экономика. Давайте вспомним основные термины данного раздела, который мы с Вами уже изучили.

Предлагает кроссворд по экономике для определения уровня знаний обучающихся по разделу.

Для поставки темы урока предлагает рассмотреть картину и ребус.

Тема урока
Распределение доходов

Какова цель нашего урока?
(изучить понятие доход, источники его формирования и его неравенства).
Где Вам может пригодиться данная информация?

Обращает внимание, что работают на рабочих листах в целях экономии времени.
Предлагает вопросы для изучения:
1. Понятие доход
2. Источники получения дохода
3. Прожиточный минимум и продовольственная корзина
4. Неравенство доходов
5. Государственные меры по социальной поддержке населения

Организуют место работы.

Разгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Разгадывают кроссворд
 

Изучают картину, формулируют главную мысль автора картины. Объясняют, как поступят герои картины с денежными средствами.

Записывают тему урока, участвуют в постановке цели урока.
Отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа

Инициативное сотрудничество

Определяют качество усвоенных ранее знаний

Инициативное сотрудничество

Индивидуальная работа

Стадия осмысления (изучение нового материала)

Понятие доход
Осуществляет знакомство с термином доход.

Метод мозгового штурма.
Предлагает по цепочке представителям первого ряда (первый вариант) предложить понятие доход.

Осуществляет знакомство с термином доход.

Доход – общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг.

Обращает внимание, что на доске фиксируются термины, которые изучаются в ходе урока.
Вопрос: какой доход Вы можете получить, обучаясь в школе?

2. Источники получения дохода
Предлагает ознакомиться с источниками доходами в виде ролевой игры «Эксперты».
Эксперты №1
Проблемные ситуации для первых трёх парт экспертов (в процессе обсуждения можно подходить к одноклассникам).
1. Кэра Вид была милой и дружелюбной официанткой, и её поведение настолько впечатлило мистера Кракстона, что он сделал Вуд своей единственной наследницей состояния в 500 тысяч долларов.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данная ситуация?
Можно ли завещать своё имущество не родственникам?
2. Владельца отелей Леона Хелмсли оставила значительную часть своего состояния своему псу по кличке Проказник. Сейчас пёс обладает суммой в 12 миллионов долларов, что делает его самой богатой собакой в мире.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данная ситуация?
Можно ли завещать своё имущество животным?
3. Сергей Суев учился на журналиста, когда дядюшка, с которым они не встречались более 10 лет, оставил ему в наследство 950 миллионов долларов.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данная ситуация?
Общий вопрос группе: какой вид источника дохода Вы назвали?

Эксперты №2
1. Воронцов Иван работает капитаном воздушного судна. Его ежемесячная заработная плата составляет 357 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данная ситуация?
2. Семенцова Евгения работает стоматологом в частной клинике. Её заработная плата составляет 200 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данная ситуация?
3. Елисеев Максим работает главным технологом золотодобывающего предприятия. Его заработная плата составляет 312 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данная ситуация?
Общий вопрос группе: какой вид источника дохода Вы назвали?

Эксперты №3
1. Матеева Вера Александровна сдает квартиру в аренду. Стоимость аренды 12 тысяч рублей в месяц.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
2. Елисеев Матвей ежемесячно получает дивиденды от акций компании в размере 3 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
3. Андреев Артём сдаёт земельный участок в аренду. Стоимость аренды 10 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
Общий вопрос группе: какой вид источника дохода Вы назвали?

Эксперты №4
1. Гражданин С. открыл деревообрабатывающее предприятие. Ежемесячная прибыль составляет 340 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
2. Гражданка А. владеет салоном красоты. Ежемесячная прибыль составляет 250 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
3. Гражданин Н. открыл стоматологический кабинет. Ежемесячная прибыль составляет 140 тысяч рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
Общий вопрос группе: какой вид источника дохода Вы назвали?

Эксперты №5
1. Гражданин Н. не может найти работу. Он состоит на бирже труда и получает ежемесячно пособие в размере 1400 рублей.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?
2. Гражданин М. потерял трудоспособность и получает пенсию по инвалидности.
Как Вы считаете, какой вид дохода иллюстрирует данный пример?

Общий вопрос группе: какой вид источника дохода Вы назвали?
Подводит итоги работы мини – групп экспертов.
Организует работу с коллажем «Источники дохода в сказках».


3. Прожиточный минимум и продовольственная корзина.

Учитель предлагает ознакомиться с терминами ст. 202.
Запись в тетради терминов.


 


 


 


 


 


 

Элементы ролевой игры «Эксперты».

«Эксперты №1»

Группе даются чистые листы, на доску вывешивается изображение продовольственной корзины. Группе предлагается собрать потребительскую корзину современного подростка, исходя из их потребностей.
Эксперты 2
Тема исследования «Состав потребительской корзины в 2017 году»

В состав потребительской корзины входят следующие продукты и их количество:

– «хлебных продуктов чуть более 126 кг. Сюда входят не только хлеб, но макароны, каши, крупы и бобовые;

– картофеля – около 100кг;

– овощей – 114 кг;

– свежих фруктов – 60 кг;

– молока и его производных – 290 кг;

– яиц – 210 шт.;

– сахара и конфет – около 24 кг;

– мяса и продуктов из него – 58 кг;

– рыбы – 18,5 кг;

– жиров (растительного и животного происхождения) – 11 кг;

– чая, соли, специй – 5 кг» [5].

Также положено на 12 месяцев:

– платья и костюмы – 2шт.;

– белье – 3 шт.;

– чулки и носки – 7 шт.;

– постельное белье – 2 шт.;

– обувь – 2 пары;

– головной убор – 1 шт.

В последнюю группу из потребительской корзины  входят услуги – коммунальные платежи (газ, вода, оплата квартиры), культурные мероприятия (предусмотрено ходить в театр и кино один раз в год), расходы на транспорт и прочее.
Какие категории товаров входят в состав потребительской корзины?

Эксперты №3.
Тема исследования «Ежедневный состав потребительской корзины в 2017 году».
Среднестатистический гражданин РФ для нормального существования должен употреблять в день 300 г хлеба, картошки – 280 г, овощей – 300 г, фруктов свежих – 160 г, сладкого – 60 г, молока и молочных продуктов -800 г, масла растительного и жиров -40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одно яйцо, довольствоваться в день 160 г мяса, употреблять в неделю 350 г рыбы.
Как Вы считаете достаточное ли количество продуктов в день на человека?

Эксперты №4

Тема исследования «Прожиточный минимум»
Прожиточный минимум зависит от факторов:
1. Экономическая ситуация в стране
2. Состояния национальной валюты
3. Цены на потребительские товары
Страны с самым высоким уровнем прожиточного минимума:
Люксембург – 2000 евро
(развитая индустриальная страна, крупнейший банковский центр)
Франция – 1254 евро
(прожиточный минимум составляет менее 50% от средней заработной платы)
Германия – 1240
(входит в десятку государств с развитой экономикой. В понятие прожиточный минимум входят: материальная помощь, медицинское обслуживание, право на юридическую поддержку и жилье)
Великобритания – 1087.
Страна с мощной социальной поддержкой населения. Недельное пособие по безработице составляет 125 евро.

Как Вы считаете, где выше уровень прожиточного минимума в Европе или в России? Чем можно объяснить эту разницу?
Эксперты №5

Прожиточный минимум в России
используйте текст учебника ст. 203 и статистика прожиточного минимума в России (на душу населения) сформулируйте вывод о развитии прожиточного минимума в РФ
2012 г – 6705
2013 г – 7429
2014 г – 8086
2015 г – 9673
2016 г – 9889
2017 г – 10328

Сделайте вывод о динамике изменения прожиточного минимума в России.
Группа №1 представляет свою потребительскую корзину. Делают вывод о том, хватит ли денежных средств для удовлетворения их потребностей.

4.Неравенство доходов

Предлагает ознакомиться с фотографией, на которой изображены богатые и бедные.

Для рассуждения предлагаются высказывания:
Один родится с серебряной ложкой во рту, а другой с деревянным половником.
О. Голдсмит
Объясните опасность неравенства на основе высказывания:

Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть
Габриэль Мабли

Воспроизводит видео – вопрос Александрова Ивана: «Какие факторы, обуславливающие неравенство зависят от человека?».

Для объяснения факторов, которые способствуют возникновению неравенства вне зависимости от человека, учитель предлагает познакомиться с шедеврами мирового изобразительного искусства.
И. Айвазовский. Кораблекрушение 1894 г
К. Брюллов. Последний день Помпеи 1830 – 1833 г
А. Родригес. Золотоискатели 1974 г
К. Малевич. Безработная девушка 1904 г

5. Государственные меры поддержки населения.
Объясняет опасность бедности для правительства различных стран.
Предлагает ознакомиться с текстом учебника ст. 205

Закрепление изученного материала.
Метод незаконченных предложений.
1.Источником доходов населения могут быть -----
2. Стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека -------
3. Перечень товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека или семьи -------

4.Помощь государства не защищенным группам населения осуществляется через --------

Изучают термин доход.

Формулируют определение термина.




 

Отвечают на вопрос: образование.
 

Работают с текстом дополнительного материала

Изучают фотоколлаж с опорой на личный социальный опыт

Записывают определение термина прожиточный минимум и продовольственная корзина

Работают со статистическим материалом

Представляют результаты работы. Сравнивают с информацией, полученной от других групп

Знакомство с фотографией, формулируют понятие неравенство.

Участвуют в обсуждении, с опорой на текст учебника ст. 203.
 

Делают запись в тетради
Факторы, обуславливающие неравенство в доходах: образование, выбор профессии.
После обсуждения продолжают запись:.., жизненные обстоятельства.



Отвечают на вопрос.
Заполняют схему, приводя цитату из учебника.

Индивидуальная работа

Работа в мини – группах

Индивидуальная работа

Работа в мини – группах

Стадия рефлексии

Предлагает ученикам осуществить через главные вопросы экономики: что? как? для кого?
(Рефлексия представлена в виде перекликающихся кругов)

Домашнее задание: параграф 24, запись в тетради

Отвечают на вопросы рефлексии.
Круг «Что?»
1. Что Вы узнали на уроке?
2. Что Вам было интересно на уроке?
3. Что Вам удалось на уроке?
Круг: «Как?»
1. Как Вы узнавали новую информацию?
2. Как Вы оцениваете уровень Ваших знаний по изученной теме?

(поднимают жетон с оценкой).
Круг «Для кого?»
1. Для кого может быть полезна данная информация?

Индивидуальная работа

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.