Урок «Распределение доходов» (Обществознание, 8 класс)
Тема урока: Распределение доходов
Тип урока: урок открытия нового знания |
|||||
Цель урока: определить причины социального неравенства и необходимость перераспределения доходов |
|||||
Задачи урока: раскрыть понятие доход и его источники; охарактеризовать причины неравенства в доходах населения; |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Владеть понятиями доход, неравенство, социальная поддержка, прожиточный минимум, продовольственная картина; уметь показывать на конкретных примерах источники доходов граждан; характеризовать основные меры государственной поддержки населения |
Познавательные |
Осознание актуальности информации урока для распределения собственных доходов; осознание необходимости личной готовности к самостоятельной творческой деятельности; личностная оценка понятий: неравенство, бедность |
|||
Образовательные ресурсы: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015 г, презентация, видео – вопрос, папка «Шедевры мировой художественной культуры», высказывания знаменитых людей, загадки, тематический кроссворд, изображение потребительской корзины, рабочая тетрадь. |
|||||
Этап урока |
Содержание деятельности урока |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
||
Стадия вызова |
Осуществляет организацию класса. Актуализация знаний по изучаемому разделу. Предлагает работу с источником информации – загадками Всё, что в жизни продаётся, (Товар) Будут целыми, как в танке, Для поставки темы урока предлагает рассмотреть картину и ребус. Тема урока Обращает внимание, что работают на рабочих листах в целях экономии времени. |
Организуют место работы. Разгадывают загадки, отвечают на вопросы. Разгадывают кроссворд Изучают картину, формулируют главную мысль автора картины. Объясняют, как поступят герои картины с денежными средствами. Записывают тему урока, участвуют в постановке цели урока. |
Индивидуальная работа Инициативное сотрудничество Определяют качество усвоенных ранее знаний Инициативное сотрудничество Индивидуальная работа |
||
Стадия осмысления (изучение нового материала) |
Понятие доход Осуществляет знакомство с термином доход. Доход – общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг. Обращает внимание, что на доске фиксируются термины, которые изучаются в ходе урока. 2. Источники получения дохода Общий вопрос группе: какой вид источника дохода Вы назвали?
Учитель предлагает ознакомиться с терминами ст. 202.
Элементы ролевой игры «Эксперты». «Эксперты №1» Группе даются чистые листы, на доску вывешивается изображение продовольственной корзины. Группе предлагается собрать потребительскую корзину современного подростка, исходя из их потребностей. – «хлебных продуктов чуть более 126 кг. Сюда входят не только хлеб, но макароны, каши, крупы и бобовые; – картофеля – около 100кг; – овощей – 114 кг; – свежих фруктов – 60 кг; – молока и его производных – 290 кг; – яиц – 210 шт.; – сахара и конфет – около 24 кг; – мяса и продуктов из него – 58 кг; – рыбы – 18,5 кг; – жиров (растительного и животного происхождения) – 11 кг; – чая, соли, специй – 5 кг» [5]. Также положено на 12 месяцев: – платья и костюмы – 2шт.; – белье – 3 шт.; – чулки и носки – 7 шт.; – постельное белье – 2 шт.; – обувь – 2 пары; – головной убор – 1 шт. В последнюю группу из потребительской корзины входят услуги – коммунальные платежи (газ, вода, оплата квартиры), культурные мероприятия (предусмотрено ходить в театр и кино один раз в год), расходы на транспорт и прочее. Эксперты №3. Эксперты №4 Тема исследования «Прожиточный минимум» Прожиточный минимум в России Сделайте вывод о динамике изменения прожиточного минимума в России. 4.Неравенство доходов Предлагает ознакомиться с фотографией, на которой изображены богатые и бедные. Для рассуждения предлагаются высказывания: Воспроизводит видео – вопрос Александрова Ивана: «Какие факторы, обуславливающие неравенство зависят от человека?». Для объяснения факторов, которые способствуют возникновению неравенства вне зависимости от человека, учитель предлагает познакомиться с шедеврами мирового изобразительного искусства. 5. Государственные меры поддержки населения. 4.Помощь государства не защищенным группам населения осуществляется через -------- |
Изучают термин доход. Формулируют определение термина. Отвечают на вопрос: образование. Работают с текстом дополнительного материала Изучают фотоколлаж с опорой на личный социальный опыт Записывают определение термина прожиточный минимум и продовольственная корзина Работают со статистическим материалом Представляют результаты работы. Сравнивают с информацией, полученной от других групп Знакомство с фотографией, формулируют понятие неравенство. Участвуют в обсуждении, с опорой на текст учебника ст. 203. Делают запись в тетради
|
Индивидуальная работа Работа в мини – группах Индивидуальная работа Работа в мини – группах |
||
Стадия рефлексии |
Предлагает ученикам осуществить через главные вопросы экономики: что? как? для кого? Домашнее задание: параграф 24, запись в тетради |
Отвечают на вопросы рефлексии. (поднимают жетон с оценкой). |
Индивидуальная работа |