Учебная программа курса «Страноведение» (8–9 классы)

4
0
Материал опубликован 19 September 2016 в группе

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26, корп. 1, тел./факс: (495)734-79-60; e-mail: sk_fgkouku@mail.ru

   

УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации

имени А. Невского» Герой Советского Союза генерал-майор юстиции

__________/ И.В. Запорожан

«___» ________________ 2016г.

Учебная программа курса «Страноведение»

для 8-9 классов

учителя английского языка Пироговой Оксаны Евгеньевны

Рецензенты:

Серебрякова Мария Анатольевна, канд.пед.наук,

доцент кафедры английской филологии

Марийского государственного университета г. Йошкар-Ола/data/files/s1474307842.pdf (рецензия Серебрякова МА)

Уразаева Марина Валентиновна, преподаватель

иностранного языка высшей квалификационной категории

Государственного бюджетного профессионального

Образовательного учреждения г. Москвы «Технологический колледж №21»/data/files/x1474307922.jpg (761x1100)

Рассмотрено на заседании методического совета ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени А. Невского»

Протокол №__ от «__» ____________ 2016 г.

Москва, 2016г.

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………3

Тематический план……………………………………………………………………………………………………………9

Содержание предмета………………………………………………………………………………………………………..11

Методическое обеспечение курса.….………………………………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..15

Пояснительная записка

Программа составлена на основании следующих документов

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (Зарегистрировано в Минюсте России).

О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548.

Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. от 30.08.2011г.).

Учебный план ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского» на 2016-2017 учебный год.

В современной школе при обучении иностранному языку исключительное значение имеет формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, т.е. способности и осознанного желания личности осуществлять речевое взаимодействие на иностранном языке. В этой связи важным представляется изучение иностранных языков в свете формирования, развития и совершенствования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Сформированное в рамках предмета «Иностранный язык» владение основами речи должно быть достаточно прочным и стабильным, чтобы стать фундаментом для последующего языкового образования, совершенствования с целью использования иностранного языка в будущей профессиональной сфере деятельности.

Задачи обучения иностранному языку как средству общения неразрывно связаны с задачами изучения общественной и культурной жизни стран и народов изучаемого языка. Изучение мира носителей языка направлено на то, чтобы помочь понять особенности речеупотребления, дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические и прочие значения слов, словосочетаний, выражений.

Если рассматривать обучение иностранным языкам в более глобальном масштабе, то становится очевидно, что для успешного взаимодействия культур необходимо не только быть способным общаться на языке, но и уметь найти подход к представителям других культур. На наш взгляд, в современной системе обучения английскому языку не хватает информации, касающейся реалий стран изучаемого языка, культуры и традиций их жителей. Обучающиеся выучивают язык, но при этом в общении применяют нормы поведения, принятые в своей стране. Это в корне неверно, поскольку может привести к недопониманию или конфликту.

Введение в «Кадетском корпусе Следственного комитета Российской Федерации им. А. Невского» курса «Страноведение» в рамках регионального компонента образовательной программы позволяет учителям не только обучить кадет английскому языку, но и дает возможность познакомить их с достопримечательностями, обычаями и особенностями стран изучаемого языка, проникнуть в суть культур, тем самым повысить мотивацию к изучению предмета, а также совершенствовать их иноязычную коммуникативную компетенцию.

Страноведение как аспект предмета «Английский язык» реализует практику отбора и презентации в учебном процессе сведений о национально-культурной специфике речевого общения с целью обеспечения коммуникативной компетенции кадет, повышения качества усвоения английского языка, создания саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в условиях иноязычной культурной среды.

Страноведение рассматривается как учебный курс, предметом которого является отобранная и организованная совокупность экономических, социально-политических, исторических, географических и других знаний, связанных с содержанием и формой речевого общения носителей английского языка, включаемая в учебный процесс с целью обеспечения образовательных и воспитательных целей обучения и связанная с обеспечением коммуникативных потребностей кадет, реализуемых на изучаемом языке.

Данная учебная программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и ФГОС основного общего образования по английскому языку. Основной целью курса «Страноведение» является углубление знаний кадет о странах изучаемого языка и культуре их жителей.

Задачи курса:

  • повысить качество усвоения английского языка;
  • расширить объем учебного материала;
  • повысить мотивацию кадет к изучению английского языка;
  • совершенствовать у кадет иноязычную коммуникативную компетенцию.

Личностными результатами овладения предмета «Страноведение» являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности кадет к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами являются:

формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Для повышения эффективности запоминания материала используется большое количество наглядного материала, а также ИКТ (видеотехники, мультимедиа, Интернет). Это обеспечивает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения. Применение интерактивных аутентичных заданий при этом придает процессу обучения прагматический прикладной характер, позволяет развивать умения и навыки кадет в различных видах речевой деятельности, а также метапредметные связи с географией, культурологией, русским языком и другими учебными предметами.

По окончании изучения предмета «Страноведение» кадеты должны знать:

- значения новых лексических единиц, связанных с изучаемой тематикой и соответствующими ситуациями общения;

- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения об исторических и культурных реалиях страны изучаемого языка, общественных деятелях, людях искусства и пр.;

уметь:

- пользоваться различными видами справочной иноязычной литературы (словарями, в том числе и одноязычными), электронными энциклопедиями, сайтами для поиска и отбора информации, схемами, таблицами и т.д.,

- работать с аудио-, видео- и медиаматериалами,

- использовать полученные знания и умения на занятиях по английскому языку и другим предметам.

Содержание программы призвано формировать у обучающихся языковую компетенцию и умения применять полученные знания в ситуациях повседневного общения. Данная учебная программа рассчитана на 68 часов для изучения в 8-9 классах. Предусмотрено 8 часов контрольных работ для реализации текущего и промежуточного контроля.

Тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

1

2

3

8 КЛАСС

34

 

Введение. Общие сведения о странах изучаемого языка.

1

 

Раздел 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

33

 

Тема 1. Общие сведения о стране.

2

 

Тема 2. Административное деление государства.

2

 

Тема 3. Политическая система.

2

 

Тема 4. Климат и погода.

2

 

Контрольная работа по темам 1-4.

1

 

Тема 5. Крупные города.

5

 

Контрольная работа по теме 5.

1

 

Тема 6. Образование в Великобритании.

2

 

Тема 7. Британская кухня.

1

 

Тема 8. Традиции и обычаи англичан.

3

 

Тема 9. Спорт и здоровый образ жизни.

2

 

Тема 10. Творческое наследие Уильяма Шекспира.

1

 

Контрольная работа по темам 6-10.

1

 

Тема 11. Литература Англии.

2

 

Тема 12. Живопись.

2

 

Тема 13. Искусство Англии.

3

 

Контрольная работа по темам 11-13.

1

9 КЛАСС

33

 

Раздел 2. Шотландия.

10

 

Тема 1. Общие сведения о стране.

3

 

Тема 2. Достопримечательности Шотландии.

3

 

Тема 3. Культура Шотландии.

3

 

Контрольная работа по разделу 2.

1

 

Раздел 3. Уэльс.

6

 

Тема 1. Общие сведения о стране.

2

 

Тема 2. Достопримечательности Уэльса.

2

 

Тема 3. Традиции валлийцев.

1

 

Контрольная работа по разделу 3.

1

 

Раздел 4. Северная Ирландия.

5

 

Тема 1. Общие сведения о стране.

2

 

Тема 2. Достопримечательности Северной Ирландии.

2

 

Тема 3. Символика и особенности Северной Ирландии.

1

 

Раздел 5. Другие англоговорящие страны.

12

 

Тема 1. США.

4

 

Контрольная работа по теме 1.

1

 

Тема 2. Канада.

3

 

Тема 3. Австралия. Новая Зеландия.

2

 

Тема 4. Место английского языка в мире.

1

 

Контрольная работа по темам 2-4.

1

Содержание курса

Введение.

Общие сведения о странах изучаемого языка.

Раздел 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Общие сведения о стране. Административное деление государства. Политическая система. Климат и погода. Крупные города. Образование в Великобритании. Британская кухня. Традиции и обычаи англичан. Спорт и здоровый образ жизни. Творческое наследие Уильяма Шекспира. Литература Англии. Живопись. Искусство Англии.

Раздел 2. Шотландия.

Общие сведения о стране. Достопримечательности Шотландии. Культура Шотландии.

Раздел 3. Уэльс.

Общие сведения о стране. Достопримечательности Уэльса. Традиции валлийцев.

Раздел 4. Северная Ирландия.

Общие сведения о стране. Достопримечательности Северной Ирландии. Символика и особенности Северной Ирландии.

Раздел 5. Другие англоговорящие страны.

США. Канада. Австралия. Общие сведения. Новая Зеландия. Место английского языка в мире.

Методическое обеспечение программы

Раздел учебной программы

Тема

Количество часов

Оснащение занятия

Введение.

1

интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com, карточки для индивидуальной и групповой работы

Раздел 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Тема 1. Общие сведения о стране.

2

видеофрагмент Window on Britain «An introduction to Britain”, карточки для индивидуальной и групповой работы

Тема 2. Административное деление государства.

2

http://tonail.com/the-united-kingdom-of-great-britain-and-nothern-ireland/, http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/four-nations, дидактический материал

Тема 3. Политическая система.

2

http://englishmedia1.ucoz.ru/index/the_political_system_of_great_britain/0-43, видеофрагмент Window on Britain-2 “Law and order”, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com, карточки для индивидуальной и групповой работы

Тема 4. Климат и погода.

2

http://www.bbc.com/weather/, дидактический материал

Контрольная работа по темам 1-4.

1

Бланки контрольной работы.

Тема 5. Крупные города.

5

HeadwayElementary Video “A Day In London”, видеофрагмент Window on Britain “London”, видеофрагмент Window on Britain-2 “Leisure”, дидактические материалы, http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/city-london, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com, карточки для индивидуальной и групповой работы

Контрольная работа по теме 5.

1

Бланки контрольной работы.

Тема 6. Образование в Великобритании.

2

видеофрагмент Window on Britain “Schools”, http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/boarding-schools-uk-class, дидактический материал

Тема 7. Британская кухня.

1

видеофрагмент Window on Britain “Food”, http://learnenglishteens.britishcouncil.org/magazine/life-around-world/english-breakfast, дидактический материал

Тема 8. Традиции и обычаи англичан.

3

видеофрагмент Window on Britain “Festivals”, видеофрагмент Window on Britain -2 “Holidays”, карточки для индивидуальной и групповой работы, http://resources.woodlands-junior.kent.sch.uk/customs/, http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/read-uk/pancake-day

Тема 9. Спорт и здоровый образ жизни.

2

видеофрагмент Window on Britain “Sport”, https://www.youtube.com/user/bbclearningenglish/search?query=sports, карточки для индивидуальной и групповой работы

Тема 10. Творческое наследие Уильяма Шекспира.

1

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/literature-uk/shakespeare-hamlet, дидактический материал

Контрольная работа по темам 6-10.

1

Бланки контрольной работы.

Тема 11. Литература Англии.

2

https://www.youtube.com/watch?v=SEYdX5_U0Yg, https://www.youtube.com/watch?v=N9dB9BZWDBU, дидактические материалы

Тема 12. Живопись.

2

http://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/features/6-minute-english/ep-150326, дидактические материалы

Тема 13. Искусство Англии.

3

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/search/site/british%20art, дидактический материал

Контрольная работа по темам 11-13.

1

Бланки контрольной работы.

Раздел 2. Шотландия.

Тема 1. Общие сведения о стране.

3

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Тема 2. Достопримечательности Шотландии.

3

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Тема 3. Культура Шотландии.

3

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/read-uk/edinburgh-summer-festivals, дидактические материалы

Контрольная работа по разделу 2.

1

Бланки контрольной работы.

Раздел 3. Уэльс.

Тема 1. Общие сведения о стране.

2

видеофрагмент Video New Headway English Course - Pre Intermediate 5, карточки для индивидуальной и групповой работы

Тема 2. Достопримечательности Уэльса.

2

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Тема 3. Традиции валлийцев.

1

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Контрольная работа по разделу 3.

1

Бланки контрольной работы.

Раздел 4. Северная Ирландия.

Тема 1. Общие сведения о стране.

2

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Тема 2. Достопримечательности Северной Ирландии.

2

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/northern-irelands-street-art, дидактические материалы,

Тема 3. Символика и особенности Северной Ирландии.

1

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Раздел 5. Другие англоговорящие страны.

Тема 1. США.

4

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Контрольная работа по теме 1.

1

Бланки контрольной работы.

Тема 2. Канада.

3

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/magazine/life-around-world/differences-between-canada-and-england

Тема 3. Австралия. Новая Зеландия.

2

дидактические материалы, интерактивная доска, презентация, сайт www.cueprompter.com

Тема 4. Место английского языка в мире.

1

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/english-great, дидактические материалы

Контрольная работа по темам 2-4.

1

Бланки контрольной работы.

Список литературы

Сайты

http://learnenglishteens.britishcouncil.org

https://www.britishcouncil.org/english

http://www.engleo.com/browse-j-beginners-videos-1-date.html

http://www.bbc.co.uk/learningenglish/

Для учителя

English Plus. Student's Book 1. Ben Wetz, Diana Pye. – Oxford University Press, 2013.

English Plus. Workbook 1. Janet Hardy-Gould. – Oxford University Press, 2013.

English Plus. Student's Book 2. Ben Wetz, James Styring, Nicholas Tims. – Оxford University Press, 2013.

English Plus. Workbook 2. Janet Hardy-Gould, Kate Mellersh. – Oxford University Press, 2013.

Бурова, И.И. Великобритания. Книга для чтения по курсу «Страноведение». – Лениздат, 2002.

Усова, Г.С. История Англии: тексты для чтения на англ. языке: В 2т. – Изд. Лань, 2011.

Медиатека видов Великобритании. Презентации.

J.Collie, A. Martin. What’s It Like? Life and Culture in Britain Today. – Cambridge, 2000.

D. McDowal. Illustrated History of Britain. – Longman, 2001.

M. Farrell. British Life and Institutions. – London, 2000.

R. Cavendish. The Complete Book of London. – London, 1992

Yu. F. Guryeva “Deep are the roots” - Обнинск, «Титул», 1998.

G.D. Tomakhin. Across the countries of the English languages. – Москва, Просвещение, 1998.

А.Артемова, О. Леонович. New English Reading Resources. - Москва, “Университет” 2000.

K. Brodey. Focus on English and American Literature. Moscow, 20003.

J. Rickard Australia: A Cultural History. – Longman, 1998.

Информационно-коммуникационные технологии

Аудио- и видео- и медиаматериалы.

Аудиопроигрыватель и колонки.

Проектор и интерактивная доска.

Раздаточные и дидактические материалы.

Комментарии
Комментариев пока нет.