Учебные карточки по русскому языку для учащихся 7–8 класса по УМК Т.А. Ладыженской
Учебно-дидактический материал
(карточки для учащихся 7 класса)
При составлении карточек использованы отрывки из повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Карточка № 1
Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые, раскройте скобки.
Пройдя (не)широкой но утопта(н,нн)ой доро(?)кой между (не)высоких горок-горбов р..бята вдруг оч..тились на обширной площа(д,т)к.. пр..крытой от станци.. этими горками.
Тут белели развал..ны бывше..о с..натория и прямо посреди к..рпича и мусора на з..мле все увид..ли странные бето(н,нн)ые ямки квадратной формы наполне(н,нн)ые в..дой. В..да в них пузырилась и кипела лё..кий парок реял над площа(д,т)кой а от воды несло тухлятиной4.
Задания
1) Найдите и графически выделите причастный и деепричастный обороты.
2) Подчеркните грамматические основы во втором предложении.
3) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Карточка № 2
Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые, раскройте скобки.
Пётр Анисимович(?) п..смотрел на ямку и п..топтавшись2 направ..лся к бл..жайшей из них.
(Не)оглядываясь2 больше на р..бят даже словно забы(в,ф) про них он стал медле(н,нн)о ра(з,с)деват(?)ся. Снял пи(?)жак сл..жил его вдвое, наружу подкла(д,т)кой а под него, как какую(то) драгоце(н,нн)ость, п..ртфель спрятал. Ст..щил брюки рубашку майку и почему-то в последн… очере(д,т)ь (с,з)бросил б..тинки.
Задания
1) Найдите и графически выделите деепричастные обороты.
2) Сделайте схему последнего предложения.
3) Выполните морфемный разбор двух слов, обозначенных в слове цифрой 2.
Карточка № 3
Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые, раскройте скобки.
Брат(?)я п..смотрели друг на друга и пошли во двор. Уже обв..лилась крыша дома подняв к небу с..лют из горящих углей, даже головешек. Искры медле(н,нн)о2 падали (в)низ и светляч(?)ками тлели в сухой тр..ве. Н..кто (не)пытался их туш..ть. Даже Пётр Анисимович(?) поня(в,ф) что соседним (з,с)даниям п..жар (не)угр..жает, пр(и,е)тулился на крылеч(?)ке столовой и так пр(и,е)жа(в,ф) п..ртфель к груди сидел глядя на ..гонь.
Задания
1) Найдите и графически выделите деепричастные обороты.
2) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова, обозначенного в тексте цифрой 2 .
3) Определите и запишите лексическое значение слова «пр(и,е)тулился»
Карточка № 4
Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые, раскройте скобки.
Закрываясь п..ртфелем от огня он направился к горящему дому но бли(з,с)ко2 подойти (не)смог и выплеснул воду наземь. Она тут(же) пр(е,и)вратилась в пар.
Когда первый страх и чу(?)ство опас(?)ности прошли, р..бята уже (не)вопили от и(с,з)пуга а н..сились по двору радос(?)но-во(с,з)буждё(н,нн)ые от такого невида(н,нн)ого зрелища!
Пламя во(з,с)носилось вертикально (в)верх, как гиган(?)ская свеча, и гудело ра(с,сс)ыпая дождем крупные искры.
Задания
1) Найдите и графически выделите деепричастные обороты.
2) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова, обозначенного в тексте цифрой 2 .
3) Определите и запишите лексическое значение слова «(не)вопили».
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева