Доклад на семинаре «Учебное занятие в учреждении дополнительного образования с точки зрения личностно-ориентированного обучения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
в учреждении дополнительного образования
с точки зрения личностно-ориентированного обучения
(методические рекомендации)
Исполнила:
старший методист
Хачирова Б.Р.
Владикавказ, 2023г
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
в учреждении дополнительного образования с точки зрения
личностно-ориентированного обучения
В течение многих столетий в учебных заведениях было характерно одинаковое для всех по содержанию и методике обучение, предполагающее твердую дисциплину, безоговорочное подчинение требованиям учителя со стороны ученика. Такой стиль отношений “учитель — ученик” получил название авторитарной педагогики. И этот стиль отношений многие педагоги, к сожалению, используют до сих пор. В наше время - в век научно технического прогресса, высоких технологий жизнь выдвигает новые требования по воспитанию и обучению детей. Во взрослую жизнь должен выходить всесторонне развитый, социально адаптированный молодой человек, способный к самоанализу, к корректировке своей собственной судьбы, умеющий взаимодействовать с современным миром. Поэтому сегодня ведущим стратегическим направлением развития системы образования в мире является технология личностно – ориентированного обучения.
СПЕЦИФИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ заключается в практико – ориентированном характере обучения, то есть мы учим деятельности, формируем не объем теоретических знаний, а набор умений и навыков в выбранном виде деятельности. Основная группа методов обучения – преобладают не словесные, а наглядные методы, как правило, это демонстрация образца действия. НО это не значит, что принципы и методы ЛОО не применимы в учебном занятии в системе дополнительного образования!!!
Слово - «технология» - пришло из технического мира и наиболее привычное отношение имеет к производственному процессу. Оно происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. В широком смысле, технология — это наука о законах функционирования любой сложной системы: производство, социум, образование и др. В образовании это означает совокупность методов воздействия на обучающихся в учебном процессе.
ЛОО выполняет две важнейшие функции в личностном развитии ребенка.
Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.
Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.
Термин «личностно – ориентированное обучение» предложен Ираидой Сергеевной Якиманской (доктор психологических наук, профессор, член Международной педагогической академии).
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования и обогащается.
Учебное занятие было и остается основным элементом образовательного процесса в дополнительном образовании, но в системе личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта детей по отношению к изучаемому материалу.
Работа на занятии с субъектным опытом ребенка требует от педагога специальной подготовки: не просто изложения материала, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме занятия, раздела программы. В таких условиях меняется режиссура занятия. Воспитанники не просто слушают рассказ педагога, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, обсуждают то, что предлагают другие ребята, отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено научным знанием. Ребёнок при этом есть «творец» этого знания, участник его порождения. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить), где они по вашему мнению, могут быть использованы, с какими из них вы уже встречались. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые педагог затем начинает «отрабатывать» их с позиции дидактических целей занятия. Он должен не принуждать, а убеждать обучающихся принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Такой метод можно назвать методом учебного диалога.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Индивидуализация обучения
такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому его считают проникающей технологией.
Исходя из вышесказанного, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимым условием является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы .
В деятельности педагогов дополнительного образования используются такие формы работы:
групповая – это традиционные занятия - теоретические и практические, где присутствует вся группа, т.е. обычно работают 12-15 человек;
работа в малых творческих группах по 3-5 человек – дети могут таким образом выполнять коллективную творческую работу; подбирать интересные материалы к изучаемым темам, работа по поиску ведется под контролем педагога;
индивидуальная работа – подбор индивидуальных заданий педагогом и самим обучающимся по согласованию с педагогом;
работа по подготовке и участию в выставках и конкурсах - эта работа проводится большей частью индивидуально
Итак, цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Это процесс, направленный на достижение активности личности ученика в учебном процессе и сохранение этого состояния.
Средства достижения этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной и творческой деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе учебной группы;
стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и во время процесса его достижения;
создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения детей.
Выделенные общие цели и средства организации личностно – ориентированного занятия должны быть конкретизированы педагогом в зависимости от направления обучения, вида деятельности, назначения занятия, его тематического содержания. Поэтому в зависимости от типа занятия должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Обозначим те критерии, которые позволяют анализировать деятельность педагога на занятии с личностно – ориентированной направленностью.
мотивация обучающихся к целеполаганию;
использование проблемных, творческих заданий;
создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе занятия;
сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе занятия;
обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа ребёнка, но и анализа того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;
оценивание обучающегося в конце занятия должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
Основные группы методов, применяемых на занятии в контексте личностно-ориентированного обучения:
Проблемно – поисковые методы
Метод проектной деятельности
Игровые методы
Эвристический метод
Метод совместной импровизации педагога и обучающегося
Разнообразие форм работы педагога и обучающихся во время занятия
Зная, что личность обучает и воспитывает другую личность, необходимо обратить особое внимание на себя – педагога, на уровень педагогического мастерства, на результативность работы, т.е. выработать свой «педагогический почерк».
Личностно-ориентированная позиция педагога:
Установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
Признание самобытности и уникальности каждого ребёнка;
Безоценочная позиция – принятие обучающихся и ситуации как данности;
Приоритетность конструктивной функции педагога (обеспечивающей собственную активность обучающегося) в противовес контролирующей;
Доверительная позиция; поощряющая склонность выражать собственное мнение;
Умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
Очевидно то, что от воспитания и от содержания образования подрастающего поколения зависит и уровень культуры народа, и характер мировоззрения, и подготовленность молодежи к будущей жизни.
Список использованной литературы:
Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. – Барнаул, Изд. АКИПКРО, 2002г
Сарбасова Е.А. Урок с точки зрения концепции личностно-ориентированного обучения
https://proshkolu.ru/user/sarbelena/file/2254213/
Туркина Н.П. Урок в системе личностно – ориентированного обучения. https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-na-temu-urok-v-sisteme-lichnostnoorientirovannogo-obucheniya-3604037.html
Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. - М.: Изд. «Сентябрь», 2000г.