Доклад на тему «Внеурочная деятельность и дополнительное образование: точки соприкосновения»
«Внеурочная деятельность и дополнительное образование: точки соприкосновения»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.
Стратегической целью внеурочной деятельности «Центра творческого развития «Салют» является объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования.
Центр реализует в образовательном процессе инновационную модель «Интеграция основного и дополнительного образования»:
- интеграция осуществляется на всех уровнях на основе программно-проектного подхода;
- обеспечивается системное сближение и взаимодействие образовательных процессов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- обеспечивается интеграция как в образовательной, так и в воспитательной, методической деятельности, в работе с родителями учащихся.
На базе Центра «Салют» с 2011 года открыта Городская сетевая экспериментальная площадка, с 2013 года учреждение является базовым учреждением дополнительного образования – филиалом кафедры педагогики БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы.
Интеграция реализуется как на уроках, так и в кружках в виде многообразных форм деятельности: исследовательские проекты, творческие работы, коллективно-творческие дела, элективные курсы, участие на конкурсах, соревнованиях.
Интеграция в образовательной деятельности обеспечивается реализацией дополнительных общеобразовательных программ.
Интеграция воспитательной деятельности обеспечивается реализацией совместных проектов «Мы - Родины своей сыны», «Сохраним природу вместе», В рамках проектов проводятся мероприятия: встречи с интересными людьми; мастер-классы; конкурсы; фотоконкурсы; соревнования; познавательно-развлекательные программы; коллективно-творческие дела; благотворительные концерты для воспитанников детских домов.
С целью развития исследовательских умений, развития системного мышления, ознакомления учащихся с методами и технологиями проектной деятельности проводится научно-практическая конференция «Хочу всё знать». Учащиеся разрабатывают исследовательские проекты: «Береги глаз как алмаз», «Польза и вред персонального компьютера».
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием проводится месячник «Колесо безопасности»: конкурс рисунков, викторины, акция «Водители, давайте жить дружно!»
В рамках интеграции методической деятельности проводятся:
- интегрированные уроки;
- совместный мониторинг.
На городском фестивале педагогических идей педагоги показывают мастер-классы, на районном педагогического совете в рамках Концепции развития дополнительного образования детей до две тысячи двадцатого года «Творческий переполох» педагоги поделились опытом работы по внеурочной деятельности.
Педагоги проводят мероприятия для учителей школ: проблемный семинар «Необходимость самообразования в процессе совершенствования профессионального мастерства педагога как условие повышения качества образования в учреждении»; семинар-практикум: «Использование современных информационных технологий для формирования компетенции педагога, как важнейшего ресурса повышения качества образовательного процесса», групповые консультации, психологические тренинги.
Традиционной формой работы стало проведение вебинаров: например, «Учреждение дополнительного образования и современная школа: пути взаимодействия, проблемы, решения».
Опыт работы центра «Салют» опубликован в сборниках материалов Всероссийских научно-практических конференций.
Педагогический коллектив Центра является организатором городских заочных конкурсов.
Педагогами, учителями проводятся совместные мероприятия для учащихся и родителей: конкурсно - игровые программы, коллективно-творческие дела, турниры по шашкам, соревнования по волейболу, баскетболу, хоккею, футболу, экскурсии.
Об эффективности организации внеурочной деятельности свидетельствует активное участие учащихся, педагогов в конкурсах всероссийского и международного уровней и достижение высоких результатов.
При организации внеурочной деятельности выявлены проблемы:
- Недостаточная оснащенность образовательной инфраструктуры, необходимой для организации внеурочной деятельности:
- требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического.
Конечно, несмотря, на эти проблемы, мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем во внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашего Учреждения дополнительного образования.
Пути решения данных проблем:
Совершенствование материально-технической базы учреждения, используя внебюджетные средства;
Расширение спектра занятий путем внедрения инновационных программ;
Повышение уровня профессиональной компетентности, инновационной и информационной культуры педагогических кадров.
Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, педагогов, учащихся и других субъектов воспитания.
Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение учащегося в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого учащегося и привести к успешной социализации личности.
Спасибо за внимание!