Учебно-игровое дидактическое пособие «Ступеньки к слову»
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9
Учебно-игровое дидактическое пособие
«Ступеньки к слову»
Автор-составитель:
учитель- логопед
Шпис Инна Валерьевна
Пояснительная записка
Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам.
На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи.
Цель пособия — обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателей и родителей в реализации коррекционно-развивающей
поддержки детей с общим недоразвитием речи, поэтому структура и содержание пособия позволяют педагогам и родителям использовать дидактический и речевой материал для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.
Преимущество коррекционного пособия состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Выполняя предложенные упражнения с опорой на картинки: - родители, получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме; - дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в рабочей тетради под руководством взрослого.
Пособие адресовано логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Тема: Игрушки
1. Посмотри и назови.
2. Игровое упражнение «Чего много?»
3. Игровое упражнение «Посчитай»
4. Игровое упражнение «Назови ласково»
Соедини парами большие и маленькие игрушки. Назови ласково маленькие игрушки.
5. Найди и обведи одинаковые игрушки.
Тема: Семья
1. Это Семья Даши. Назови членов её семьи.
Расскажи о своей семье.
2. Игровое упражнение «Кто, что делает?»
3. Сравни рисунки и найди отличия между ними.
Тема: Фрукты
1. Раскрась фрукты. Карандаши, каких цветов тебе понадобятся? Назови фрукты. Что лишнее? Почему?
2. Игра «Фруктовый сок»
Назови сок, который получился из фруктов.
3. Игровое упражнение «Назови ласково»
Соедини парами большие и маленькие фрукты. Назови ласково маленькие фрукты.
4. Игровое упражнение «Маленький художник»
Догадайся по описанию, какой фрукт тебе надо нарисовать: этот фрукт желтый, овальной формы, полезный, кислый.
5. Игровое упражнение «Посчитай»
6. Составь рассказ о своем любимом фрукте по схеме:
Тема: Осень
Рассмотри картинки. Вспомни и назови времена года. Какое у нас сейчас время года? Назови время года предшествующие осени, последующее за осенью. Назови признаки осени.
Игровое упражнение «Посчитай»
Игровое упражнение «Назови ласково»
Художник нарисовал картинки. Назови их. В пустых квадратах нарисуй такие же картинки, но маленькие. Назови их ласково.
4. Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка.
Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти
деревья. Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
Раскрась картинку.
5. Найди и покажи всех птичек. Придумай рассказ по картинке.
6. Обведи рисунок по точкам и раскрась его.
Тема: Овощи
1. Раскрась овощи. Карандаши, каких цветов тебе понадобятся? Назови овощи. Что лишнее? Почему?
2. Игровое упражнение «Поваренок»
Посмотри и подумай из каких овощей повар приготовил все эти блюда. Соедини карандашом овощ и блюдо. Назови это блюдо.
3. Игровое упражнение «Назови ласково»
С оедини парами большие и маленькие овощи. Назови ласково маленькие овощи.
4. Игровое упражнение «Посчитай»
5. Игровое упражнение: «Чего много?»
Обведи красным карандашом овощи, которых много. Ответь на вопрос: «Чего много?»
6. Составь рассказ о своем любимом овоще по схеме:
Тема: Дом
1. Раскрась дома. Посчитай сколько в каждом доме этажей. Подумай, если в доме один (два, три, много) этаж(ей), значит дом какой? (одноэтажный)
2. Игровое упражнение: «Чего много?»
Обведи красным карандашом предметы, которых много. Ответь на вопрос: «Чего много?»
3.Рассмотри картинки, что за комнаты здесь изображены. Расскажи, для чего нужна каждая комната?
Тема: Сад-огород
1 . Назови овощи и фрукты. Распредели овощи и фрукты по корзинам. Синим карандашом проведи линии от овощей к корзине, красным от фруктов к корзине.
2. Игровое упражнение «Посчитай»
3. Догадайся, какой овощ забыл нарисовать художник. Дорисуй и раскрась овощи.
4. Найди каждому яблоку пару. Сколько пар яблок у тебя получилось? Раскрась каждую пару одинаково.
5. Игровое упражнение «Поваренок»
Предлагаю приготовить из овощей суп, а из фруктов компот.
Проведи синим карандашом линии от овощей к кастрюле, красным карандашом от фруктов к кувшину. Назови, что за суп получится из овощей. (овощной). Назови, какой компот получится из яблок? (груш, абрикосов, ) Раскрась картинку.
Тема: Части тела
Назови части тела человека. Раскрась картинку.
Игровое упражнение «Кто что делает?»
Рассмотри картинки, расскажи, кто что делает?
3. Упражнение «Помоги художнику»
Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Без каких частей лица остались кукольные герои? (Буратино остался без носа. И т. д.) Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.
4. Упражнение «Расскажи-ка»
Опиши портрет любимого героя сказки по предложенному наглядному плану.
Тема: Предметы гигиены
1. Назови предметы гигиены. Расскажи, для чего нужен каждый из них.
2. Игровое упражнение «Посчитай»
3. Игровое упражнение «Назови ласково»
Соедини парами большие и маленькие предметы гигиены. Назови ласково маленькие предметы.
4. Игровое упражнение: «Чего много?»
Обведи красным карандашом предметы, которых много. Ответь на вопрос: «Чего много?»
5. Рассмотри картинку и дай каждой девочке имя.
Догадайся, какой щеткой чистила зубы каждая из девочек.
Раскрась каждую зубную щетку и соответствующий ей стаканчик одним цветом.
5. Расскрась картинки, дорисуй другие предметы гигиены.
Тема: «Домашние животные»
Игровое упражнение «Мамы и малыши».
С оедини парами маму со своим малышом. Назови животных и их детеныша. Расскажи, чем кормят домашних животных, какую пользу приносят они человеку.
2. Игровое упражнение «Кого много?»
Обведи красным карандашом животных, которых много. Ответь на вопрос:
«Кого много?»
3. Игровое упражнение «Посчитай»
4. Игровое упражнение «Кто как голос подает?»
Закончи предложения. Корова – мычит. Собака - … Кошка - …
Лошадь - …Свинья - …Овца - ….
5. Обведи животных по точкам. Раскрась их, назови ласково.
6. Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»
Каких животных нарисовал художник? Чего не хватает у каждого
животного? Помоги художнику, дорисуй недостающие детали.
7. Котята играли с клубочками и запутали их. Помоги распутать клубки.
Раскрась картинку цветными карандашами. Расскажи по картинке, у
какого котенка, каким цветом клубок.
8. Составь рассказ о своем любимом домашнем животном по схеме:
Тема: «Продукты питания»
1. Игровое упражнение «Назови ласково»
Соедини парами большие и маленькие продукты питания. Назови ласково маленькие продукты питания.
2. Рассмотри картинки. Соедини муку с продуктами приготовленными из неё желтыми линиями, молоко с продуктами из него – синими, мясо с продуктами из него – красными. Какие это продукты? (Мучные, молочные, мясные)
3. Игровое упражнение «Чего много в магазине?»
Обведи красным карандашом продукты питания, которых много. Ответь
на вопрос: «Чего много?»
4. Игровое упражнение «Поваренок»
Повар приготовил вкусные и полезные каши. Соедини крупу и блюдо.
Расскажи, из какой крупы, какая получилась каша.
5. Игровое упражнение «Посчитай»
6. Игра «Четвертый лишний»
Найди «лишний» продукт питания в каждом ряду. Объясни, почему?
7. Помоги зверятам получить свой обед. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Составь предложение по схеме к каждому рисунку. Для этого ответь на вопросы: Кто? Что делает?
Например: Собака грызет кость.
Тема: «Дикие животные»
1. Игровое упражнение «Мамы и малыши»
Соедини парами маму со своим малышом. Назови диких животных и их детенышей.
2. Игровое упражнение «Посчитай»
3. Игровое упражнение «Угостим животное»
Чем ты угостишь животное? Проведи стрелки.
4. Игровое упражнение: «Кого много?»
Раскрась цветными карандашами тех животных, которых много. Ответь на вопрос: «Кого много?»
5. Игровое упражнение «Нелепицы»
Посмотри на картинку. Расскажи, чего не бывает? А как должно быть на самом деле?
Тема: «Транспорт»
1. Назови транспорт. Определи, к какому виду он относится. Обведи коричневым карандашом наземный транспорт, зеленым - водный, синим – воздушный.
2. Игровое упражнение «Посчитай»
3. Игровое упражнение «Что из чего?»
Назови части машины. Закончи предложения:
Колесо из резины – резиновое.
Дверца из металла - …
Руль из пластмассы - …
Сиденье, обшитое кожей - …
4. Игровое упражнение «Назови ласково»
Соедини парами большой и маленький транспорт. Назови
ласково маленький транспорт.
5. Раскрась столько предметов, сколько показывает число.
6. Посчитай предметы на картинках и напиши число в пустом квадратике.
Ответь на вопросы: «Сколько кораблей? Сколько машин?»
7. Игра «Четвертый лишний»
Найди «лишний» предмет в каждом ряду. Объясни, почему?
8. Помоги машине доехать до дома. Проведи линию по середине дорожки,
не отрывая карандаша от бумаги. Придумай предложения с маленькими
словами – предлогами – по, к, от и со словами поехала, подъехала,
отъехала, объехала, заехала. Например: Машина поехала по дороге.
9. Найди и покажи все самолеты на картинке.
Тема: «Домашние и дикие животные»
1. Игровое упражнение «Кто, где живет?»
Соедини линиями с домом – домашних животных, а с деревом – диких.
2. Игра «Четвертый лишний»
Найди «лишнее» животное в каждом ряду. Объясни, почему?
Тема: «Зима. Новый год»
1. Рассмотри картинку. Какое время года изображено? Назови
предшествующее и последующее за зимой время года. Какие изменения
произошли зимой в природе? Чем заняты дети? Расскажи, в какую одежду
они одеты. Какой праздник празднуют зимой?
2. Игровое упражнение «Посчитай»
3. Назови и обведи в кружок предметы, которые подойдут для
зимних развлечений на улице.
4. Игровое упражнение «Что где находится?»
Расскажи, что нарисовано справа от снеговика, а что – слева? Какая обувь справа от елочки, а какая – слева?
5. Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Закончи предложения. Попробуй составить небольшой рассказ про Новый
год. Что ты знаешь об этом празднике?
Дети наряжают красивую
Елка украшена разноцветными
Дед Мороз приносит детям
6 . Игровое упражнение «Найди пару»
Помоги Снегурочке, соедини линией одинаковые
варежки.
7 . Раскрась ёлочку цветными карандашами.
38
Кияйкина Наталья Федоровна