Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности «Мой профессиональный выбор»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное общеобразовательное учреждение
школа № 54 Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 54)
Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности
«Мой профессиональный выбор»
для обучающихся 8-9 классов
по учебном предмету
ТЕХНОЛОГИЯ
Разработчик:
Подзорова Ольга Викторовна
Учитель технологии
высшей квалификационной категории
Государственного общеобразовательного учреждения
школа № 54 г. Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 54)
Санкт-Петербург
2021
Аннотация к учебно-методическому пособию
Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности «Мой профессиональный выбор» разработано в помощь обучающимся 8-9 классов для профессионального самоопределения и качественного выполнения индивидуального Творческого проекта «Мой профессиональный выбор»
Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности разработано таким образом, чтобы обучающийся, следуя алгоритму действий, при последовательном выполнении указанных заданий, прошел весь путь к достижению выбора профессионального образовательного маршрута.
Источником практического опыта послужила рабочая программа учебного курса «Технология», предусматривающая раздел профессионального самоопределения с итоговым творческим проектом «Мой профессиональный выбор»
Данное учебно-методическое пособие составлено на основе практических занятий по профориентации в 8-9 классах, прошло апробацию в 2020г. во время дистанционного обучения и в 2021г. среди обучающихся восьмых классов.
Учебно-методическое пособие помогает учащимся выполнять проектную работу дистанционно. Дополнительным преимуществом дистанционного метода в проектной работе «Мой профессиональный выбор» является удобство использования учебно-методического пособия в электронном виде, возможность промежуточного и итогового контроля качества проектной работы.
Технологичность методической разработки позволяет использовать ее педагогами, желающих провести работу с обучающимися 14-15 лет для их самостоятельного определения будущего профессионального образовательного маршрута.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности «Мой профессиональный выбор» ориентировано на использование в предметном учебном курсе Технология по разделу «Профессиональное самоопределение», на внеурочных занятиях обучающихся 8-9 классов для определения будущего профессионально- образовательного маршрута.
Учебно-методическое пособие было разработано согласно нормативным документам и ориентирована на использование УМК:
Учебник: «Технология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.- 5-е изд., перераб. - Просвещение/Вентана-Граф, 2020г., 160с.: ил.
Методическое пособие: Тищенко А.Т. «Технологические карты к урокам технологии. 8 класс. Методическое пособие» - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Программа: «Технология» 5-8(9) классы. Н.В.Синица, П.С.Самародский. Москва Издательский центр «Вента-Граф» 2018. – 112с.
Рабочей программой Технологии предусматривается раздел Профессиональное самоопределение, в размере 12 учебных часов. В этот раздел входят практические работы: «Определение уровня своей самооценки», «Определение своих склонностей», «Составление профессиограммы» и Творческий проект «Мой профессиональный выбор». Проектная деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и значим для самих учащихся. Для учителя учебный проект - интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности «Мой профессиональный выбор» разработано в помощь учащимся 8-9 классов для качественного выполнения учебного индивидуального творческого проекта «Мой профессиональный выбор»
Цель учебно-методической разработки: помочь учащимся восьмых и девятых классов с определением их будущего профессионально-образовательного маршрута, а также научить учащихся поэтапному выполнению проектной работы по разработанному алгоритму действий.
Основные задачи:
1. Обучить планированию работы над проектом (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели);
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);
3. Развивать умения анализировать информацию (креативность и критическое мышление);
4. Развивать умения составлять проектную документацию, письменный отчет о самостоятельной работе над проектом;
5. Формировать позитивное отношение к проектной работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Актуальность данной методической разработки состоит в создании комплекса практических мероприятий, направленных на построение универсальной схемы работы над проектами для обучающихся по определению своего образовательного маршрута в 8 - 9 классе. Учебно-методическое пособие помогает учащимся выполнять проектную работу дистанционно. Дополнительным преимуществом дистанционного метода в проектной работе «Мой профессиональный выбор» является удобство использования учебно-методического пособия в электронном виде, возможность промежуточного и итогового контроля качества проектной работы.
Новизна данной работы состоит в создании учебно-методического пособия с полным алгоритмом действий по профессиональному самоопределению обучающихся. Учебно-методическое пособие по профориентационной проектной деятельности разработано таким образом, чтобы учащийся при последовательном выполнении заданий, указанных в пособие, прошел весь путь для достижения результата проекта. Результатом проектной работы является выбор будущего профессионального образовательного маршрута.
Формы и методы реализации учебно-методического пособия по профориентационной проектной деятельности «Мой профессиональный выбор» для учащихся 8-9 классов: самостоятельная работа с использованием информационных технологий, метод системного анализа, метод наблюдений, самоопределение, исследовательский метод, конференция, дискуссия.
Срок реализации проекта: 6-7 недель (1 ч/неделю).
Формы текущего и итогового контроля: еженедельная проверка выполнения заданий по разделу проектной работы дистанционно в электронном виде; защита проекта.
Работа над проектом направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов у учащихся. В результате работы над проектом при помощи учебно-методического пособия обучающиеся должны научиться определять путь достижения результатов, следовать алгоритму действий для профессионального самоопределения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; формулировать выводы; отражать результаты своей деятельности; планировать этапы выполнения работ; проводить самооценку своих умственных и физических способностей для деятельности в разных сферах с позиции будущей социализации.
При работе над проектом учащиеся не только выявляют свои способности, исследуют профессии и профессиональные учреждения, а также приобретают опыт в проектной деятельности. Учащиеся учатся создавать проекты, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, формировать навыки сбора и обработки информации, развивать умения составлять проектную документацию. Использование методического пособия повышает эффективность и качество проектной работы учащихся, учит их строить алгоритм действий и следовать ему для выполнения поставленных задач, планировать образовательную и профессиональную карьеру.
В учебно-методическое пособие по проекту входит:
Титульный лист
Оглавление
Введение
1 Глава «Определение профессиональных склонностей»
2 Глава «Исследование и выбор профессии»
3 Глава «Выбор профессионального образования»
4 Глава «Самоконтроль»
Заключение
Список использованной литературы и интернет-источников
В каждом разделе представлены пронумерованные красным цветом задания для обучающихся. Всего 15 заданий. Требования, пояснения и примеры представлены синим цветом (в методическом пособии печатного издания возможно использовать различный шрифт). В учебно-методическом пособии разработан алгоритм действий и структура проекта, оформлено оглавление, прилагаются схемы факторов, влияющие на выбор профессии и выбор учебного профессионального заведения, разработаны таблицы для сравнения и анализа профессий и учебных заведений, прилагается карта самоконтроля.
В качестве источника информации при выполнении заданий, учащимся предлагается использовать сайт Санкт-Петербургского портала по
профессиональной ориентации граждан «Профессиональная ориентация» http://pkp.r21.spb.ru/about/ Пройдя на сайте тесты по определению своих склонностей и выявлению предрасположенности к определенным видам профессий, ученик может поэтапно подойти к осознанному выбору профессионального образования, изучив предлагаемый материал по всем видам профессий.
Данное учебно-методическое пособие составлено на основе практических занятий по профориентации в 8-9 классах, прошло апробацию в 2020г. во время дистанционного обучения и в 2021г. среди учащихся восьмых классов. Проанализированы проектные работы прошлых лет и проекты 2020, 2021 годов. Результаты диагностики представлены в Приложении №1. По результатам диагностики видно, что обучающиеся 2020 г., которые использовали учебно-методическое пособие при работе над профориентационным проектом «Мой профессиональный выбор» имеют лучший результат по знанию своих профессиональных возможностей, проекты имеют более высокое качество оформления, учащиеся умеют лучше анализировать и обобщать информацию, т.к. проведена более полная работа по исследованию профессии и сделан Swot-анализ выбранной профессии. Обучающиеся 2021 г. в сравнении с обучающимися дистанционно 2020 г. имеют выше показатели по всем разделам. Это связано с эффективными формой и методами, применяемыми с использованием дистанционной и очной формами обучения с получением консультаций по практической работе на уроках в школе. В Приложении 2 представлена проектная работа учащегося 8А класса, выполненная по источнику сайта «Шаг в будущее», разработанный составом учителей 375 школы Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Технологичность методической разработки позволяет использовать ее другими педагогами в работе с обучающимися разных возрастных групп: от восьмого до одиннадцатого класса для их самостоятельного определения будущего профессионально- образовательного маршрута.
Учебно-методическое пособие выполнено в текстовом редакторе «Microsoft Word», шрифт Times New Roman, кегль – 14, междустрочный интервал – 1,15 по ГОСТ 7.32- 2001.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебно-методическое пособие
по профориентационной проектной деятельности
«Мой профессиональный выбор» для учащихся 8-9 классов
Алгоритм работы над проектом
при использовании учебно-методического пособия по профориентационной проектной деятельности
«Мой профессиональный выбор»
Скопировать учебно-методическое пособие по проекту в подписанный именной файл формата word с расширением .doc или .docx;
Подписать титульный лист;
Ознакомиться с требованиями по оформлению проекта;
Последовательно выполнять задания, написанные красным цветом, опираясь на пояснения, выделенные синим цветом;
Удалить задания и пояснения, выделенные красным и синим цветом, оставив только материалы по своему индивидуальному проекту;
Отформатировать проектную работу, исходя из требований по оформлению проекта;
Распечатать и оформить проектную работу в папку-скоросшиватель;
Сдать проектную работу на проверку.
Полное наименовани
Оглавление проектной работы
1 Глава. Определение профессиональных склонностей 10
1.1. Дифференциально – диагностический опросник (ДДО) 11
1.2. Профессиональный тест «Ориентация» (по типологии профессий Е.А.Климова) 11
1.3. Методика «Профиль» для обучающихся 11
1.4. Личностный опросник Айзенка 11
1.5. Тест «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)» 11
1.6. Выводы по прохождению тестирования. 12
2 Глава. Исследование и выбор профессии 12
2.2. Анализ выбора профессии 13
3 Глава. Выбор профессионального образования 16
3.1 Система профессиональной подготовки кадров 16
3.2 Уровни профессиональных образований. 17
3.3 Анализ вариантов учебных заведений по выбранной профессии 17
3.4 Знакомство с учебными заведениями. День открытых дверей 18
4.1. Подготовка к ОГЭ. Выбор дополнительных предметов ОГЭ 18
Список литературы и других источников информации по проекту 20
Требования к оформлению проекта
Проектная работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
Поля страницы: верхнее, нижнее- 2см, левое -2,5см, правое -1,5см, абзацный отступ- 1.25см.
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта (кегль) - 14.
Междустрочный интервал – 1,15.
Выравнивание текста на странице - по ширине.
Обязательны абзацные отступы. Страницы пронумерованы. Текст проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Каждая глава исследовательской работы оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами (1., 2., ...). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).
Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра - номер главы, вторая - номер параграфа, третья - номер пункта.
Введение
Задание 1. Введение.
Написать Введение в соответствии с данными требованиями.
Введение должно включать в себя:
1. Актуальность темы исследования (степень важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса)
2. Проблему, на решение которой направлено исследование (причины по которым именно эту проблему надо решать в настоящее время)
3. Цель исследовательской работы (это желаемый конечный результат, которого планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта).
4. Задачи исследовательской работы (действия, необходимые для достижения поставленной цели).
5. Основные этапы работы, организация .
6. Практическую значимость работы.
7. Краткий анализ источников информации, использованных в проекте.
Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в проекте описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка. Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность работы, цель, задачи, этапы работы, практическая значимость, источники информации.
Например:
Актуальность моего проекта заключается в том, что…
Проблема, на решение которой направлена моя работа заключается в том, что…
Целью моего проекта является: выбор профессии и специальности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи проекта:
1. Изучить алгоритм выбора профессии.
2. Пройти все этапы выбора профессии по сайту «Профессиональная ориентация»
3. Выявить индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики.
4. Определить выбор профессии и выявить основные ее требования к человеку.
5. Определить выбор учебного заведения.
6. Выбрать дополнительные предметы к прохождению ОГЭ.
7. Анализировать проведенную проектную деятельность.
Основными этапами работы над проектом являются:
Первый поисковый этап - проводится анализ проблемы, определяется проблемная ситуация, обоснована цель и задачи проекта.
Второй технологический этап:
- Прохождение тестов для определения своих психофизиологических характеристик и анализ результатов тестирования.
- Исследование профессий. Знакомство с информацией на сайтах, где содержатся подробные списки профессий.
- Выбор и анализ профессий, используя критерии выбора профессии.
- Выбор и анализ профессионального образования опираясь на факторы, определяющие место обучения.
- Выбор дополнительных предметов по прохождению ОГЭ, исходя из требований учебного заведения на выбранную специальность.
Третий заключительный (аналитический) этап – это личная самооценка по прохождению проекта, карта самоконтроля, выводы по работе над проектом.
Практическая значимость проекта заключается в построение алгоритма выбора профессии и специальности для личного определения будущего выбора профессионального обучения.
Источником информации при работе над проектом является сайт Санкт-Петербургского портала по профессиональной ориентации граждан «Профессиональная ориентация» http://pkp.r21.spb.ru/about/ На сайте собрана самая актуальная информация о профессиях и профессиональном образовании в СПб. Пройдя тесты по определению своих склонностей и выявлению предрасположенности к определенным видам профессий, ученик может поэтапно подойти к осознанному выбору профессионального образования.
1 Глава. Определение профессиональных склонностей
Задание 2. Определение профессиональных склонностей.
Пройти тесты по порядку на сайте «Профессиональная ориентация» http://pkp.r21.spb.ru/about/ Записать результаты тестирования в свой проект по каждому тесту. Написать выводы после каждого результата тестирования, для дальнейшего анализа и самоопределения, не менее 3-4 предложений.
Для выбора профессии сначала необходимо определить предпочтительную сферу профессиональной деятельности.
Прохождение тестов является необходимым помощником при выборе сферы деятельности. Я решил пройти тесты Санкт-Петербургского портала по профессиональной ориентации граждан «Профессиональная ориентация» http://pkp.r21.spb.ru/about/, записывая результаты тестирования в свой проект, для дальнейшего анализа, выводов и самоопределения.
1.1. Дифференциально – диагностический опросник (ДДО)
(Пройти тест по ссылке: http://pkp.r21.spb.ru/test/differencialno_diagnosticheskij_oprosnik/info/
Время прохождения - 4-5 мин
Вставить результат тестирования, написать Вывод по тесту:
Результат тестирования:
Вывод по тесту: !
1.2. Профессиональный тест «Ориентация» (по типологии профессий Е.А.Климова)
(Пройти тест по ссылке: http://pkp.r21.spb.ru/test/differencialno_diagnosticheskij_oprosnik/info/
Ответив на вопросы анкеты, Вы сможете получше узнать свои «хочу» и «могу» и познакомиться с профессиями, которые лучше всего им соответствуют.
Время прохождения – 7-8 мин
Вставить результат тестирования, написать Вывод по тесту:
Результат тестирования:
Вывод по тесту: !
1.3. Методика «Профиль» для обучающихся
(Пройти по ссылке: Методика «Профиль». Инструкция (psytests.org)l - 48 вопросов, время прохождения - 5 мин)
Вставить результат тестирования)
Результат тестирования:
Вывод по тесту: !
1.4. Личностный опросник Айзенка
(Пройти по ссылке: https://psytests.org/eysenck/epqRS-run.html - 48 вопросов, время прохождения 6-7 мин)
Вставить результат тестирования)
Результат тестирования:
Вывод по тесту: !
1.5. Тест «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)»
(пройти по ссылке: https://psytests.org/profession/kos1-run.html
(вставить результат тестирования)
Результат тестирования:
Вывод по тесту: !
1.6. Выводы по прохождению тестирования.
Задание 3. Выводы по прохождению тестирования.
Обобщить обобщенные выводы по всем тестам. (Объем не менее 0.5 стр.)
2 Глава. Исследование и выбор профессии
Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определения наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, опираясь на традиции народа, семьи, региона проживания. Выявление основных требований к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.
2.1. Варианты профессий
Задание 4. Варианты профессий.
На сайте «Профессиональная ориентация», во вкладке «Профессиограммы» http://pkp.r21.spb.ru/professiogram/ открыть свой тип профессий по результатам теста №1 Дифференциально – диагностический опросник (ДДО), выбрать подходящие варианты профессий, ознакомиться с презентацией профессий, с требованиями к специалисту. Выписать информацию по выбранным четырем-пяти вариантам профессий.
Вариант 1
……
Вариант 2
……
Вариант 3
…….
Вариант 4
……
Вариант 5
……
2.2. Анализ выбора профессии
Критерии выбора профессии:
1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.
2. Доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость)
3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи.
4. Востребованность профессии на рынке труда.
Таблица 2.1.
Выбор оптимального варианта профессии
Задание 5. Выбор оптимального варианта профессии
Выбрать 4-5 профессии или специальности для анализа. Выставить баллы от 1-5 по своим результатам исследования. Написать вывод - обоснование выбора одной профессии/специальности не менее 4-5 предложений.
Вывод по выбору лучшего варианта:
2.3. Swot – анализ
Задание 6. Swot – анализ.
Написать Swot – анализ по выбранной профессии/специальности, используя информацию в разделе и пример написания- Образец.
В выборе профессии могут помочь новейшие технологии по определению карьерных предпочтений.
SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды анализируемого объекта и разделении их на четыре категории. Если перевести в сферу выбора профессии, то необходимо разделить все преимущества и недостатки потенциального рабочего места на 4 категории:
1. Сильные стороны- S (Strengths)
2. Слабые стороны- W (Weaknesses)
3. Возможности- O (Opportunities)
4. Угрозы- T (Threats)
Внутренние факторы - сильные и слабые стороны, которые можно регулировать.
Например: ОБРАЗЕЦ выделен синем цветом!
Факторы, которые может регулировать предприниматель называют внутренними. К ним относят:
1.Сильные стороны:
Квалификация предпринимателя, обуславливающая качество продукции.
Высокий уровень мотивации.
Высокая производительность.
Использование наиболее эффективных способов рекламы.
Эксклюзивность продукции.
Работа с надежными поставщиками продукции.
Использование качественного современного оборудования.
Опыт работы в отрасли (поваром-кондитером).
Работа с конкретным сегментом.
Прибыль будет зависеть от самого предпринимателя.
Затраты, в случае неудач, будут минимальными.
2. Слабые стороны:
Необходимость первоначальных вложений.
Отсутствует четкая стратегия.
Неопытность в качестве предпринимателя.
Не отработаны каналы сбыта продукции.
Не все факторы можно контролировать. Есть и те, с которыми придется смириться или попробовать избежать их.
К внешним факторам относятся:
3. Возможности:
Возможность использования различных ресурсов (большое количество поставщиков).
Низкая активность конкурентов (имеется в виду, что другие производители развивают собственное производство, а не ведут внутриклассовую борьбу).
Полное управление собственными расходами и доходами.
Высокий спрос на товар.
Новизна идеи, ее «вкусность».
Возможность разработки новых изделий, рецептов, сортов.
Рост доходов населения.
Любовь потребителя к эксклюзивным вещам.
Большое количество ограничений, необходимость сертификации.
Постоянный спрос на изготавливаемую продукцию (внутри отрасли).
4.Угрозы:
Довольно тяжело войти на рынок (связано это с оформлением необходимых документов).
Появление других индивидуальных предпринимателей с такой же идеей.
Появление новых требований, стандартов к изготавливаемой продукции.
Ужесточение работы в данной отрасли, связанное с появлением новых законов, СанПинов.
Высокая чувствительность бизнеса к внешним условиям.
Первым делом предприниматель должен решить следующие вопросы:
Заняться разработкой ассортимента. Лучше всего составить портфолио со своими работами, прайс с подробным составом, весом, меню, возможностями. Это позволит не только сделать свой бизнес более презентабельным, но и придаст ему уважения, респектабельности со стороны клиентов.
Уделить внимание технологии. Очень важно соответствовать всем стандартам, не нарушать закон. На этом этапе необходимо изучить имеющееся законодательство. Можно воспользоваться услугами технолога.
Найти поставщиков продукции. Это, во-первых, поможет снизить затраты, а во-вторых, обеспечит качество используемого сырья. Стоит потратить немного времени, но найти отличного поставщика со всеми необходимыми сертификатами. Можно проехаться по местным продуктовым базам, сравнить цены.
Заранее начинать искать клиентов. Сделать это можно на этапе сертификации, поиска помещения.
2.4. Выбор профессии
Задание 7. Выбор профессии.
Написать вывод всей работы по второй главе Выбор профессии, влияние результатов тестирования на данный выбор. Объем не менее 0.5 стр.
3 Глава. Выбор профессионального образования
Факторы, определяющие место обучения:
- Вид учебного заведения (Государственное или негосударственное)
- Расположение учебного заведения
- Предоставление общежития
- Срок обучения
- Условия обучения
- Стоимость обучения
3.1 Система профессиональной подготовки кадровЗадание 8. Система профессиональной подготовки кадров
Заполнить в таблице Продолжительность обучения профессионального образования срок обучения на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. См. информацию в учебнике (1)
Таблица 3.1
Продолжительность обучения профессионального образования
Уровень подготовки |
Образовательная организация |
Срок обучения |
|
На базе основного общего образования (9кл) |
На базе среднего (полного) общего образования (11кл) |
||
Начальный |
Профессиональные лицеи, Учебно-курсовые комбинаты |
|
|
Средний |
Техникумы, колледжи, училища |
|
|
Высший |
Государственные и негосударственные (коммерческие) вузы |
- |
|
3.2 Уровни профессиональных образований.
Задание 9. Уровни профессиональных образований.
Написать какие существуют пути освоения профессии? Чем отличаются начальный и средний уровни профессиональной подготовки? Какое учебное заведение дает высшее образование? Что значит бакалавриат, магистратура и аспирантура?
3.3 Анализ вариантов учебных заведений по выбранной профессии
Задание 10. Сравнительный анализ образовательных учреждений.
Рассмотреть альтернативные варианты профессионального образования на сайте Санкт-Петербургского портала по «Профессиональная ориентация» во вкладке Образовательные организации Санкт-Петербурга (r21.spb.ru) Выбери образовательные организации высшего профессионального образования или образовательные организации среднего профессионального образования. Впиши информацию об образовательных учреждениях, в которых можно приобрести выбранную тобой профессию/специальность.
Таблица 3.2.
Сравнительный анализ трех образовательных учреждений
Характерные особенности образовательного учреждения |
Название образовательного учреждения |
||
|
|
|
|
Тип образовательного учреждения |
|
|
|
Форма обучения |
|
|
|
Название специальности |
|
|
|
Государственное/Негосударственное |
|
|
|
Лицензия, аккредитация |
|
|
|
Особенности приема |
|
|
|
Наличие подготовительных курсов |
|
|
|
Бесплатное, платное (условия оплаты) |
|
|
|
Продолжительность обучения |
|
|
|
Базовое, филиал |
|
|
|
Материальная база |
|
|
|
Качественный состав педагогического коллектива |
|
|
|
Наличие общежития |
|
|
|
Адрес |
|
|
|
3.4 Знакомство с учебными заведениями. День открытых дверей
Задание 11. Дни открытых дверей.
Написать зачем нужны дни открытых дверей. Укажи даты дня открытых дверей на каждое учебное заведение.
4 Глава. Самоконтроль
4.1. Подготовка к ОГЭ. Выбор дополнительных предметов ОГЭ
Задание 12. Выбор дополнительный предметов ГИА
Написать почему дается возможность выбора дополнительных предметов по ОГЭ. Какие предметы являются обязательными. Указать шкалу перевода баллов ОГЭ в оценку.
4.2. СамооценкаЗадание 13. Самоконтроль
Заполнить таблицу Карта самоконтроля, поставив баллы от 1 до 3. Полностью согласен с формулировкой – 3 балла; частично согласен - 2 балла; не согласен – 1 балл. Написать выводы в конце таблицы по карте самоконтроля, не менее 5-6 предложений.
Таблица 4.1
Карта самоконтроля
Самооценка. Критерии и показатели |
Баллы |
1 |
2 |
Жизненный план и профнамерения Осознанность смысла и цели своей жизни- четкая. Отношение к различным видам труда – положительное. Значение выбора профессии в жизни человека – может сделать человека счастливым. Выбор профессии- определенный. Намерения после 9 класса - продолжить учебу. Что побудило избрать именно эту профессию – знания соответствия профессии своим возможностям. |
|
Значение будущей профессии Знание формулы предпочитаемой профессии- точное. Знание содержания труда по избираемой профессии- точное Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда – точное. Знание требований избираемой профессии к человеку – точное. Наличие опыта работы по избираемой профессии – наблюдение за работой других. Наличие первоначальных профессиональных знаний – приобретаются. Знание способа приобретения профессии – точное. Знание перспектив профессионального роста –точное. |
|
Знание своих профессиональных возможностей Наличие интереса к будущей профессии – избираемая профессия соответствует профинтересу. Наличие способностей к избираемому виду труда – способности имеются. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии – соответствуют. Соответствие здоровья выбору профессии – соответствует. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связным с будущей профессией – по этим предметам оценки «4» и «5». |
|
Итого баллов: |
|
Вывод:
Заключение
Задание 14. Заключение
Написать Заключение в соответствии с требованиями к содержанию данного раздела.
Заключение проектной работы должно представлять собой точное и логичное изложение основных этапов всей индивидуальной работы, отражать собственные выводы по проведенной работе. Заключение – это краткое содержание результатов, которые были получены учащимся в процессе работы.
План написания заключения исследовательской работы
1. Вступительное слово
Заключение, как и любая другая часть проектной работы, требует соблюдения структуры изложения от общего к частному. Вступительная часть представляет собой краткое введение в проблему, которой посвящено данное исследование.
2. Основная часть
В основной части заключения проектной работы излагаются выводы, полученные в ходе выполнения проекта.
3. Заключительная часть
Здесь обосновывается практическая значимость проектной работы автора. Его мнение чему он научился во время работы над проектом.
Заключение проектной работы должно отражать:
Выводы по теоретической и практической части, которые были получены в ходе проектной работы.
Оценка и результаты личных приобретенных знаний и умений с описанием выводов.
Подведение итога проектной работы, описание достигнутой цели и выполненных задач, а также описание практической значимости проекта.
Выводы проделанной учащимся индивидуальной работы должны быть логично и последовательно связаны между собой.
Можно использовать ответы на данные вопросы в Заключение
1) Что полезного тебе дала работа над проектом?
2) Является ли окончательным этот вариант продолжения твоего образования?
3) Какие причины могут вызвать изменение данного варианта?
4) Сможешь ли ты помочь своим сверстникам в выборе варианта продолжения образования?
Список литературы и других источников информации по проекту
Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., и др. Технология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 3-е изд., перераб.-М.: Вента-Граф 2018, 160с.: ил.
Сайт Санкт-Петербургского портала по профессиональной ориентации граждан «Профессиональная ориентация» http://pkp.r21.spb.ru/about/
Психологические тесты онлайн https://psytests.org/profession/profile-run.html
Сайт ОБУЧОНОК https://obuchonok.ru/
Задание 15. Список литературы
Указать дополнительные источники информации, которые использовались в проектной работе, в соответствии с правилами.
Правила оформления списка используемой литературы:
Список использованной литературы принято помещать на отдельном листе после Заключения и оформлять в соответствии с правилами.
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.
Список литературы располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Интернет источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.
Список использованной литературы при составлении учебно-методического пособия
Антонова В.М. Методические рекомендации по курсу «Профессиональный навигатор» 9 класс. Изд.: Русское слово, 2017.-72с.
Понамарева Н.А. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках. Планирование, конспекты уроков. ФГОС. – Издательство: Учитель, 2020.-107с.
Серебренников, Л. Н. Методика преподавания технологии (труда): учебник для СПО / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 226 с. — (Серия: Профессиональное образование).
Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., и др. Технология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 5-е изд., перераб.-Просвещение/Вентана-Граф, 2020г., 160с.: ил.
Сайт Санкт-Петербургского портала по профессиональной ориентации граждан «Профессиональная ориентация» http://pkp.r21.spb.ru/about/
Сайт Психологические тесты онлайн https://psytests.org/profession/profile-run.html
Сайт ОБУЧОНОК https://obuchonok.ru/
Приложение 1
Сравнительный анализ профориентационных проектов учащихся 8 классов
«Мой профессиональный выбор» за период 2018 - 2021 г.