Учебно-методическое пособие «Построй свою историю»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 403» г. Перми
|
Учебно-методическое пособие
«Построй свою историю»
с использованием ИКТ-технологий
для старшего дошкольного возраста.
Подготовила педагог высшей
квалификационной категории
Волкова Наталья Михайловна.
Введение.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации. Поэтому очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Для развития речи у детей дошкольного возраста можно использовать Лего-технологию. Ведь универсальный ЛЕГО - конструктор – прекрасный развивающий материал.
В процессе конструирования из Лего дети общаются, рассуждают, договариваются, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом увеличивается словарный запас, ребята учатся задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования ЛЕГО-технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Свои замыслы и проекты моделей детям можно предложить создать не только из конструктора разного вида, но и предложить изучить программу LegoDigitalDesigner и создавать свои модели.
Виртуальный lego-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать качества: любознательность, активность, самостоятельность. Развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами, схемами, формируется логическое мышление, творческие способности.
Разнообразие конструктора LEGO помогает построить сюжет на любую тематику.
Появляется потребность перевоплощения истории в картинки. Для перевода построенной истории в картинки можно использовать программное обеспечение StoryVisualizer, предоставленного сайтом https://education.lego .
Цель: повысить эффективность процесса речевого развития дошкольников путем использования ЛЕГО-технологии.
Задачи:
развивать первоначальные конструкторские умения на основе LEGO– конструирования,
интерес к моделированию и конструированию;
умение уверенно говорить на разные темы,
умение создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы и истории,
пополнять словарный запас,
улучшать навыки устной речи, чтения, письма
умение анализировать рассказы, персонажей и сюжеты,
стимулировать детское техническое творчество;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие .
Содержание.
В зависимости от уровня подготовки детей, предлагаются задания разного уровня сложностей.
1 уровень.
Для начального уровня детям предложены тематические картинки для составления рассказа. Составлять рассказ можно как индивидуально, так и совместно (по количеству картинок).
Для работы на начальном уровне предложены 9 тем, разной направленности.
2.Уровень.
На следующем этапе детям предложены картинки с началом истории и несколько пустых страниц. Задача детей – составить продолжение истории из предложенных картинок.
На этом этапе возможно использование готовых моделей, заранее собранных в программе LegoDigitalDesigner. Более подготовленным детям, возможно предложить простые схемы сборки моделей для истории.
3уровень.
На этом этапе детям предложены темы историй, которые они должны индивидуально или совместно придумать. Дети уже вполне уверенно конструируют из виртуального лего конструктора и могут собрать свои модели.
Для создания своей истории им предложены варианты фонов, а также схемы сборки моделей.
4 уровень.
Создание «Лего-Комиксов».
На этом этапе, дети уже вполне свободно могут придумать историю и записать ее в виде комикса.
Для создания истории можно использовать готовые модели или собранные в программе LegoDigitalDesigner.
Работу можно вести как индивидуально, так и в парах, или подгруппами. Записывать можно как словами, так и символами.
Ребенок на данном этапе может проявлять самостоятельность , варьировать и экспериментировать с цветом, формой деталей, а также с расположением в пространстве.
.
Результат использования программы StoryVisualizer
Повышение мотивации для занятий у детей по развитию речи.
Повышение умения детей строить монологическую и диалогическую речь.
Совершенстование умений детей придумывать начало истории, персонажей, конец истории.
Создание и использования материала для занятий, в соответствии с планом педагога.
Перспективы использования.
Учебно-методическое пособие можно использовать при планировании занятий по развитию речи:
Составление рассказа по готовым картинкам (1 уровень).
Дети могут составить описательный рассказ, диалоги, придумать историю.
Составление истории «Что было дальше» (2 уровень)
Детям предложено начало истории, продолжение они самостоятельно придумывают в рамках данной темы. На этом уровне педагог знакомит детей с программой StoryVisualizer для создания продолжения истории. Работа ведется совместно с педагогом.
Составление истории и запись ее в виде картинок.(3 уровень).
На этом этапе дети выбирают фон, конструируют модели из виртуального лего конструктора. Всю историю дети придумывают и записывают с помощью педагога.
Составление лего комиксов. (4 уровень). На этом уровне дети уже уверенно владеют программами StoryVisualizer, и LegoDigitalDesigner для самостоятельного создания своей истории.
Программа StoryVisualizer подойдет в работе с детьми дошкольного возраста в КОП, для индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Программа также подойдет для создания тематических альбомов, буклетов.
.
Методическое пособие предназначено для педагогов ДОУ, руководителей кружков по Лего-конструированию, родителей.
Весельева Наталья Юрьевна