Учебно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс, УМК под ред. Л.Н. Боголюбова)
Пояснительная записка
Курс предполагает 34 учебных часов в год, 1 учебный час в неделю. Проводятся 2 контрольные работы после изучения разделов: «Политика» и «Право».
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделен на 2 раздела. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2016г.
УМК:
- учебник по обществознанию для 9 класса (базовый уровень), под редакцией Боголюбова Л.Н., Матвеевой А.И., М., «Просвещение», 2015
- Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2011г
- Задания и тесты по обществознанию, 9 класс, М.2016 г.
- Т.А.Корнева «Обществознание 9-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2015г.
- Краюшкина С. В.Тесты по обществознанию: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Цели курса:
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс: К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева "Обществознание. 9 класс" (М.: Просвещение) / С.В. Краюшкина. - М.: Экзамен, 2016. - 142 c.
- Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 190 c.
- Глазунов, М.Н. Обществознание: Учебное пособие / М.Н. Глазунов, И.А. Гобозов, Е.М. Дерябина; Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - 432 c.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
д/з |
Дата |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
Введение (1 час) |
Вводный урок |
1 |
Урок усвоения НЗ |
Постановка целей и задач курса обществознания для 9 класса |
Понимание целей и задач курса |
Записи в тетради |
|||
2 |
Политика (10 часов) |
Политика и власть |
1 |
Урок усвоения НЗ |
Понятие политики. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ. |
Понимать роль политики в жизни общества |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 1 , вопросы |
||
3-4 |
Государство |
2 |
Комб. |
Понятие государства. Происхождение государства. Признаки государства. Форма государства. Гражданство. |
Знание терминов урока. Понимание признаков государства. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 2 , задания, эссе |
|||
5 |
Политические режимы |
1 |
Комб. |
Понятие политического режима. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. |
Формирование ценностного отношения к демократии. |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 3 , эссе |
|||
6 |
Правовое государство |
1 |
Комб. |
Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Признаки правового государства. |
Формирование ценностного отношения к правовому государству. |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 4 , вопросы |
|||
7 |
Гражданское общество и государство |
1 |
Комб. |
Понятие гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление. Общественная палата. |
Формирование ценностного отношения к гражданскому обществу. |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 5 , задания |
|||
8 |
Участие граждан в политической жизни |
1 |
Комб. |
Выборы и референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. |
Понимание необходимости участия гражданина в политической жизни общества |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 6 , эссе |
|||
9 |
Политические партии и движения |
1 |
Комб. |
Общественно-политические движения. Политические партии. |
Знание терминов урока. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 7 , выводы к главе |
|||
10 |
повторение |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Обобщение изученного материала |
Повторение изученного материала |
Повторить значение терминов раздела. |
Подготовка к к/р |
|||
11 |
Контрольная работа |
1 |
Урок контроля |
Контрольная работа |
Умение применять полученные знания и навыки |
тестирование |
||||
12 |
Право (22 часа) |
Право, его роль в жизни общества |
1 |
Комб. |
Понятие права. Мера свободы, справедливости и ответственности. Система законодательства. |
Формирование ценностного отношения к свободе |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 8 , вопросы |
||
13 |
Правоотношения и субъекты права |
1 |
Комб. |
Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. |
Понимание сущности правоотношений |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 9 , задания |
|||
14 |
Правонарушения и юридическая ответственность |
1 |
Комб. |
Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. |
Понимание признаков и видов правонарушений |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 10 , эссе |
|||
15 |
Правоохранительные органы |
1 |
Комб. |
Виды правоохранительных органов. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. |
Знание терминов урока. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 11 , вопросы |
|||
16-17 |
Конституция Российской Федерации |
2 |
Комб. |
Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы. |
Умение работать с документами, выявлять этапы развития конституции. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 12-13 , задания, вопросы |
|||
18-19 |
Права и свободы человека и гражданина |
2 |
Комб. |
Понятие прав человека. От идеи к юридическим нормам. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. |
Формирование ценностного отношения к свободам гражданина |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 14-15 , эссе, задания |
|||
20-21 |
Гражданские правоотношения |
2 |
Комб. |
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. |
Понимание сущности гражданского права, выявлять особенности гражданских правоотношений. |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 16 , вопросы, эссе |
|||
22 |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
1 |
Комб. |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
Понимание трудовых правоотношений. Умение работать с документами |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 17 , задания |
|||
23-24 |
Семейные правоотношения. |
2 |
Комб. |
Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. |
Формирование ценностного отношения к семье. |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 18 , эссе, вопросы |
|||
25-26 |
Административные правоотношения. |
2 |
Комб. |
Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. |
Понимание сущности административного правоотношения. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 19 , вопросы, задания |
|||
27-28 |
Уголовно-правовые отношения. |
2 |
Комб. |
Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. |
Выявлять особенности уголовно-правовых отношений. Понимание ответственности несовершеннолетних перед законом. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 20 , задания, эссе |
|||
29 |
Социальные права. |
1 |
Комб. |
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. |
Понимание форм социальной политики государства. |
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий |
§ 21 , эссе |
|||
30 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
1 |
Комб. |
Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. |
Понимание сущности и занчения международного гуманитарного права. |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 22 , вопросы |
|||
31 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 |
Комб. |
Законодательство в сфере образования. И право, и обязанность. |
Умение работать с документами. Выявлять права и обязанности учащихся |
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений |
§ 23 , выводы к главе |
|||
32 |
повторение |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Обобщение изученного материала |
Повторение изученного материала. |
Повторить значение терминов раздела. |
Подготовка к к/р |
|||
33 |
Контрольная работа |
1 |
Урок контроля |
Контрольная работа |
Умение применять полученные знания и навыки |
Тестирование |
||||
34 |
Резервные часы |
1 |