Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по УМК под ред. Л.Н. Боголюбова
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Оренбурга
Рассмотрено Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла _______/______/ Протокол № __1____ от «29» августа 2018г. |
|
«Принято» на Педагогическом Совете Протокол №_____1________ от «29» августа 2018г. |
|
Утверждаю Директор МОБУ «СОШ №49»: ___________ /_________/ Приказ №114- О от «30» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
5-9 класс (ФГОС)
Оренбург
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету обществознанию для 5-9 классов разработана на основе: федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с изменениями на 31.12.2015 года №1577 приказ Министерства образования и науки РФ, примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной МО РФ от 8 апреля 2015 года, с учётом содержания авторской программы обществознания для 5-9 классов.
2.Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 6 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5–7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8–9 классов и далее для 10–11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе содержание курса: круг знаний о человеке в обществе. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
3. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет в 5-8 классах 35 часов (1 час в неделю) и в 9 классе 34 часа (1 час в неделю).
4. Планируемые результаты освоения учебного курса обществознания
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
5 класс
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характе-ристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
6 класс
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характе-ристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравствен-ного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
7 класс
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантиро-ванные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
8 класс
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантиро-ванные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
9 класс
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни
6. Содержание учебного предмета
5 класс
Социальная сущность личности.
Человек в социальном измерении.
Природа человека.. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Возраст человека и социальные отношения. Различия в поведении мальчиков и девочек.Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение.
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Современное общество
Общество — большой «дом» человечества
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага.
Общество, в котором мы живём
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Политическая жизнь общества
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
6 класс
Социальная сущность личности.
Человек в социальном измерении.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы.
Современное общество
Общество — большой «дом» человечества
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Основные типы обществ
Ближайшее социальное окружение.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Общественное сознание и ценности.
Современное общество
Общество — большой «дом» человечества
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
7 класс
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Современное общество.
Общество, в котором мы живём.
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Экономика и социальные отношения.
Человек в экономических отношениях.
Основные участники экономики — производители и потребители.
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Мир экономики.
Экономика и её роль в жизни общества.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Деньги и их функции.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
8 класс
Социальная сущность личности
Человек в социальном измерении
Деятельность и поведение. Виды деятельности. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Современное общество
Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Социальные нормы.
Регулирование поведения людей в обществе.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Моральные нормы и моральный выбор.
Политика. Культура
Культурно-информационная среда общественной жизни
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Образование и наука. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Человек в меняющемся обществе
Непрерывное образование. Образование и карьера.
Экономика и социальные отношения
Мир социальных отношений
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Собственность и её формы. Типы экономических систем. Особенности экономического развития России. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Товары и услуги. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. . Инфляция. Роль банков в экономике. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Человек в экономических отношениях.
Предприниматель. Этика предпринимательства. Семейное потребление.
Права потребителя.
9 класс
Политика. Культура.
Политическая жизнь общества.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Как защищаются права человека в России.
Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Современное общество
Общество, в котором мы живём
Основы конституционного строя Российской Федерации. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
Общество — большой «дом» человечества
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
7. Тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Тема раздела, тема урока |
Количество часов |
Контрольная работа |
Человек в социальном измерении. |
|||
|
Природа человека. |
1 |
|
|
Природа человека. |
1 |
|
|
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. |
1 |
|
|
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. |
1 |
|
|
Различия в поведении мальчиков и девочек. |
1 |
|
|
Отношения в семье и со сверстниками |
1 |
|
|
Отношения в семье и со сверстниками |
1 |
|
|
Здоровый образ жизни. |
1 |
|
|
Безопасность жизни. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Человек в социальном измерении» |
1 |
|
Ближайшее социальное окружении. |
|||
|
Семья и семейные отношения. |
1 |
|
|
Роли в семье. |
1 |
|
|
Семейные ценности и традиции. |
1 |
|
|
Забота и воспитание в семье. |
1 |
|
|
Человек в малой группе. |
1 |
|
|
Ученический коллектив, группа сверстников. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Ближайшее социальное окружение». |
1 |
|
Человек в меняющемся обществе. |
|||
|
Образование и карьера. |
1 |
|
|
Мир современных профессий. |
1 |
|
|
Мир современных профессий. |
1 |
|
Общество — большой «дом» человечества. |
|||
|
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. |
1 |
|
|
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. |
1 |
|
Человек в социальном измерении. |
|||
|
Образование и самообразование. |
1 |
|
|
Образование и самообразование. |
1 |
|
Политическая жизнь общества. |
|||
|
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. |
1 |
|
|
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. |
1 |
|
Общество, в котором мы живем. |
|||
|
Основы конституционного строя Российской Федерации. |
1 |
|
|
Основы конституционного строя Российской Федерации. |
1 |
|
|
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. |
1 |
|
|
Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. |
1 |
|
Человек в социальном измерении. |
|||
|
Гражданско-правовое положение личности в обществе. |
1 |
|
|
Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по курсу обществознания за 5 класс. |
1 |
|
|
Итоговая контрольная работа по курсу обществознания за 5 класс |
1 |
1 |
|
Урок-обобщение по курсу обществознания за 5 класс. |
1 |
6 класс
№ п/п |
Тема раздела, тема урока |
Количество часов |
Контрольная работа |
Человек в социальном измерении. |
|||
|
Входная контрольная работа. Природа человека. |
1 |
1 |
|
Природа человека. |
1 |
|
|
Как человек познаёт мир и самого себя. |
1 |
|
|
Самооценка. |
1 |
|
|
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. |
1 |
|
|
Виды деятельности. |
1 |
|
|
Интересы и потребности |
1 |
|
|
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Человек в социальном измерении» |
1 |
|
Общество — большой «дом» человечества. |
|||
|
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. |
1 |
|
|
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. |
1 |
|
Ближайшее социальное окружение. |
|||
|
Человек в малой группе. |
1 |
|
|
Ученический коллектив, группа сверстников. |
1 |
|
|
Межличностные отношения. Общение. |
1 |
|
|
Межличностные отношения. Общение. |
1 |
|
|
Межличностные конфликты и пути их разрешения. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Ближайшее социальное окружение». |
1 |
|
Общество — большой «дом» человечества. |
|||
|
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. |
1 |
|
|
Социальные общности и группы. |
1 |
|
|
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Общество — большой «дом» человечества». |
1 |
|
Регулирование поведения людей в обществе. |
|||
|
Мораль, её основные принципы. |
1 |
|
|
Мораль, её основные принципы. |
1 |
|
|
Моральные нормы и моральный выбор |
1 |
|
|
Общественное сознание и ценности. |
1 |
|
|
Законы и правила нравственности. |
1 |
|
|
Гражданственность и патриотизм. |
1 |
|
|
Добро и зло. |
1 |
|
|
Добро и зло. |
1 |
|
|
Нравственные чувства и самоконтроль. |
1 |
|
|
Нравственные чувства и самоконтроль. |
1 |
|
|
Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Регулирование поведения людей в обществе». |
1 |
|
|
Итоговая контрольная работа по курсу обществознания за 6 класс. |
1 |
1 |
|
Урок-обобщение по курсу обществознания за 6 класс. |
1 |
7 класс
№ п/п |
Тема раздела, тема урока |
Количество часов |
Контрольная работа |
Регулирование поведения людей в обществе. |
|||
|
Входная контрольная работа. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. |
1 |
1 |
|
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. человека и гражданина. |
1 |
|
|
Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. |
1 |
|
|
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. |
1 |
|
|
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. |
1 |
|
|
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей |
||
|
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. |
1 |
|
|
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. |
1 |
|
|
Защита Отечества—долг и обязанность. |
||
|
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. |
1 |
|
|
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. |
1 |
|
|
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних |
1 |
|
|
Правоохранительные органы. Судебная система. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Регулирование поведения людей в обществе». |
1 |
|
Человек в экономических отношениях. |
|||
|
Экономика и её роль в жизни общества. |
1 |
|
|
Роль человеческого фактора в развитии экономики. |
1 |
|
|
Основные участники экономики — производители и потребители. |
1 |
|
|
Основные участники экономики — производители и потребители. |
1 |
|
|
Профессионализм и профессиональная успешность. |
1 |
|
|
Трудовая этика. Заработная плата. |
1 |
|
|
Современное производство. Факторы производства. |
1 |
|
|
Современное производство. Новые технологии и их возможности. |
1 |
|
|
Предприятия и их современные формы. |
1 |
|
|
Предприниматель. Этика предпринимательства. Труд в современной экономике |
1 |
|
|
Деньги и их функции. |
1 |
|
|
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Человек в экономических отношениях» |
1 |
|
Общество, в котором мы живём. |
|||
|
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. |
1 |
|
|
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. |
1 |
|
|
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. |
1 |
|
|
Урок-обобщение по разделу «Общество, в котором мы живём» |
||
Культурно-информационная среда общественной жизни . |
|||
|
Информация и способы её распространения. |
1 |
|
|
Средства массовой информации. Интернет. |
1 |
|
|
Контрольная работа по курсу обществознания за 7 класс |
1 |
1 |
|
Урок-обобщение по курсу обществознания за 7 класс. |
1 |
8 класс
№ п/п |
Тема раздела, тема урока |
Количество часов |
Контрольная работа |
Общество — большой «дом» человечества. |
|||
|
Входная контрольная работа. Что связывает людей в общество. Основные типы обществ. |
1 |
1 |
|
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. |
1 |
|
|
Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности. |
1 |
|
|
Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. |
1 |
|
|
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. |
1 |
|
|
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. |
1 |
|
Человек в социальном измерении. |
|||
|
Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. |
1 |
|
|
Деятельность и поведение. Виды деятельности. |
1 |
|
|
Статус. Типичные социальные роли. |
1 |
|
|
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? |
1 |
|
|
Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. |
1 |
|
Мир социальных отношений. |
|||
|
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. |
1 |
|
|
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. |
1 |
|
|
Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. |
1 |
|
Регулирование поведения людей в обществе. |
|||
|
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Моральные нормы и моральный выбор. |
1 |
|
Культурно-информационная среда общественной жизни. |
|||
|
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Культура Российской Федерации. Искусство. |
1 |
|
|
Образование и карьера. |
1 |
|
|
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. |
1 |
|
|
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение |
1 |
|
|
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. |
1 |
|
|
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. |
1 |
|
Человек в меняющемся обществе. |
|||
|
Образование и наука. Непрерывное образование. |
1 |
|
Мир экономики. |
|||
|
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Цикличность экономического развития. |
1 |
|
|
Типы экономических систем. Особенности экономического развития России. |
1 |
|
|
Собственность и её формы. |
1 |
|
|
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. |
1 |
|
|
Товары и услуги. |
1 |
|
|
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. |
1 |
|
|
Инфляция. Роль банков в экономике. |
1 |
|
|
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. |
1 |
|
Человек в экономических отношениях. |
|||
|
Предприниматель. Этика предпринимательства. |
1 |
|
|
Семейное потребление. Права потребителя. |
1 |
|
|
Дееспособность и правоспособность человека. Права потребителя. |
1 |
|
|
Итоговая контрольная работа по курсу обществознания за 8 класс. |
1 |
1 |
|
Урок-обобщение по курсу обществознания за 8 класс. |
1 |
9 класс
№ п/п |
Тема раздела, тема урока |
Количество часов |
Контрольная работа |
Политическая жизнь общества. |
|||
|
Входная контрольная работа. Политика. Власть. |
1 |
1 |
|
Властные отношения. Внутренняя и внешняя политика. |
1 |
|
|
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. |
1 |
|
|
Формы государства. Функции государства. |
1 |
|
|
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. |
1 |
|
|
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика |
1 |
|
|
Правовое государство. |
1 |
|
|
Гражданское общество и правовое государство. |
1 |
|
|
Гражданское общество и правовое государство. |
1 |
|
|
Политические партии. |
1 |
|
|
Верховенство права. Разделение властей |
1 |
|
|
Местное самоуправление. |
1 |
|
|
Выборы и избирательные системы. |
1 |
|
|
Правоохранительные органы. Судебная система. |
1 |
|
|
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. |
1 |
|
|
Органы власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти. |
1 |
|
|
Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. |
1 |
|
|
Национальная безопасность. Сепаратизм. |
1 |
|
|
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. |
1 |
|
|
Глобализация и её противоречия. |
1 |
|
|
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. |
1 |
|
Регулирование поведения людей в обществе. |
|||
|
Правоотношения, субъекты права. |
1 |
|
|
Как защищаются права человека в России. |
1 |
|
Общество, в котором мы живём. |
|||
|
Основы конституционного строя Российской Федерации. |
1 |
|
|
Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. |
1 |
|
|
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. |
1 |
|
Основы российского законодательства. |
|||
|
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. |
1 |
|
|
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. |
1 |
|
|
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. |
1 |
|
|
Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. |
1 |
|
Человек в меняющемся обществе. |
|||
|
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? |
1 |
|
|
Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. |
1 |
|
|
Итоговый контроль знаний по курсу обществознания за 9 класс. |
1 |
1 |
|
Урок-обобщение по курсу обществознания за 9 класс. |
1 |
8. Учебно – методический и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебные материалы
Учебник. Обществознание. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.
Дополнительная литература для учителя:
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/
Список литературы
1. Нормативные и программные документы.
Закон «Об образовании РФ».
Проект государственной программы Российской Федерации «Развитиеобразования» на2013-2020годы.
2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
3. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
4. Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD)
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
Приложение
9. Оценочные и методические материалы.
Кодификатор по обществознанию:
1 Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2 Сфера духовной культуры
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3 Экономика
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
4 Социальная сфера
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
4.7 Межнациональные отношения
5 Сфера политики и социального управления
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство
6 право
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Перечень методической литературы:
1. Поурочные разработки по обществознанию, 5 класс, Сорокина Е.Н., 2016.
2. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.,2016
3. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.,2016
5 класс.
№ п/п |
Форма контроля |
Наименование источника |
Кодификатор |
1 |
Практикум |
«Семья», № 1, стр. 82 |
4.2 |
2 |
Практикум |
«Школа»,№ 1, стр. 122 |
1.7; 2.3 |
3 |
Практикум |
«Труд», №1, стр, 156 |
1.6 |
4 |
Письменный |
Итоговое повторение по курсу «Обществознание»,№ 1, стр. 202 |
1.6; 1.7; 2.3; 4.2 6.6; 6.9 |
6 класс
№ п/п |
Форма контроля |
Наименование источника |
Кодификатор |
1 |
Практикум |
«Человек в социальном измерении»,№ 2, стр. 44 |
1.5/ 1.6/ 4.3 |
2 |
Практикум |
«Человек среди людей», № 2, стр. 74 |
1.7/1.8/ 4.7 |
3 |
Практикум |
«Нравственные основы жизни» № 2,,стр, 97 |
2.5 |
4 |
Тест |
Итоговое повторение по курсу «Обществознание», № 2, стр. 103 |
1.5/ 1.6/4.31.8/ 4.7/2.5 |
7 класс.
№ п/п |
Форма контроля |
Наименование источника |
Кодификатор |
1 |
Практикум |
«Регулирование поведения людей в обществе»,№ 3, стр. 67 |
6.1 ;6.9; 6.16; 6.17 |
2 |
Практикум |
«Человек в экономических отношениях», № 3, стр. 113 |
3.1; 3.5; 3.6; 3.9 |
3 |
Практикум |
«Человек и природа», № 3,стр. 132 |
1.2 |
4 |
Тест |
Итоговое повторение по курсу «Обществознание», № 3, стр. 137 |
6.1 ;6.9; 6.16; 6.17; 3.1; 3.5; 3.6; 3.9; 1.2 |
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.
Задачи школьной отметки:
Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Критерии оценки тестового задания:
90-100 % |
5 «отлично» |
70-89 % |
4 «хорошо» |
50-69 % |
3 «удовлетворительно» |
Менее 50 % |
2 «неудовлетворительно» |