Учебно-тематическое планирование по разделу «Развитие речи» для второй группы раннего возраста
Учебно-тематическое планирование по разделу «Развитие речи» для второй группы раннего возраста
Составитель: Ванюкова Светлана Леонидовна,
Воспитатель «Финно-угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»,
г. Петрозаводск
Планирование предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 2-3 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э Дорофеевой.
В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. занятия по развитию речи проводятся 2 раза в неделю.
Методическая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
Месяц | Учебная неделя | Тема недели | Тема ООД | Программное содержание | Источники |
Сентябрь | До свидания лето! (Адаптация) | Путешествие по территории участка | Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). | С. 31 | |
Путешествие по территории участка (Закрепление) | Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). | С. 31 | |||
Безопасная дорога (Адаптация) | Путешествие по комнате | Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). | С. 33 | ||
Путешествие по комнате (Закрепление) | Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). | С. 33 | |||
Здравствуй, детский сад | «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей: Саша – Сашенька – Сашуля, преодолеть застенчивость. | С. 33 | ||
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» (Продолжение) | Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей: Саша – Сашенька – Сашуля, преодолеть застенчивость. | С. 33 | |||
Дары осени | «Про девочку Машу и Зайку -Длинное Ушко» | Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой). | С. 34 | ||
«Про девочку Машу и Зайку -Длинное Ушко» (Продолжение) | Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой). | С. 34 | |||
Явления природы осенью | Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «А». | Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест(мышка грызет корочку сыра, собачка – косточку и т.д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а , небольшие фразы. | С. 38 | ||
Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца» | Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки. | С. 37 | |||
Октябрь | Труд взрослых осенью | Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое поручение «Вверх – вниз» С | Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя, поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их. | С. 37 | |
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь». | Совершенствовать умения детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. | С. 42 | |||
Периоды осени | Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки «Разговоры». | Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях). | С. 42 | ||
Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение потешки «Пошел котик на торжок…» | Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошел котик на торжок…». | С. 48 | |||
Я в мире человек | Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…» | Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. | С. 46 | ||
Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит». | С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением- загадкой, совершенствовать речевой слух. | С. 47 | |||
Моя семья | Рассматривание сюжетных картин. | Учить детей понимать , что изображено на картинке, осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя, способствовать активации речи. | с. 43 | ||
Игра – инсценировка «Добрый вечер, мамочка». | Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку). | С. 50 | |||
Ноябрь | Мой город (профессии, достопримечательности) | Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками. | Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый), выполнении заданий воспитателя («сделайте так –то»), рассчитанных на понимание речи и ее активизацию. | С. 49 | |
Рассматривание сюжетных картин. | Помочь детей понимать содержание картины, в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы. | С. 51 | |||
Домашние животные | Дидактические игры «Поручения», «Лошадки». | Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчетливо произносить звук и. | С. 40 | ||
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Спала кошка на крыше». Дидактическая игра «Ослики». | Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания ИА. | С. 41 | |||
Дикие животные | Чтение сказки «Козлятки и волк». | Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (обр. К.Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку. | С. 49 | ||
Дидактическое упражнение «Выше – ниже, дальше - ближе». | Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память. | С. 53 | |||
Зимушка зима | Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?». | Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено. | С. 65 | ||
Дидактические упражнения на произношение звука ф. Дидактическая игра «Далеко - близко». | Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова. | С. 58 | |||
Декабрь | Одежда зимой | Инсценирование сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» | Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки. | С. 57 | |
Инсценирование сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» | Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлекать детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза. | С. 58 | |||
Новогодние праздники | Рассматривание иллюстраций к сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Повторение песенки «Пошел котик на торжок…» | Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошел котик на торжок…». | С. 59 | ||
Дидактическая игра «Подбери перышко». | Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. | С. 60 | |||
Новогодние праздники | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). | Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы. | c. 61 | ||
Дидактические упражнения и игры на произношение звука к. Чтение стихотворения К.Чуковского «Котауси и Мауси». | Учить детей правильно и отчетливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением. | С. 64 | |||
Январь | Зимние забавы | Чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя». | Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения. | С. 65 | |
Рассказывание без наглядного сопровождения | Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте. | С. 66 | |||
Зимующие птицы | Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата. | Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах). | С. 71 | ||
Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…» | Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку. | С. 68 | |||
Предметный мир. Обувь | Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи. | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии. | С. 68 | ||
Дидактическое упражнение «Чья мама, чей малыш?». | Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию. | С. 69 | |||
Февраль | Транспорт | Повторение материала. | Повторить материал, который вызвал затруднения у детей. | С. 70 | |
Знакомство с рассказом Я Тайца «Поезд». | Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения. | С. 74 | |||
Военные профессии | Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С.Капутикян «Маша обедает». | Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С.Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении. | С. 72 | ||
Повторение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает». Дидактическая игра «Чей, чья, чье». | Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении. | С. 73 | |||
День защитника Отечества | Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь. | Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. | С. 67 | ||
Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду -ду, ду – ду, ду – ду». | Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова) и песенкой – присказкой. Учить правильно называть действия, противоположные по значению. | С. 70 | |||
Предметный мир. | Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?» | Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. | С. 73 | ||
Инсценирование сказки «Теремок». | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре). | С. 74 | |||
Март | 8 марта | Рассматривание сюжетной картины (по выбору воспитателя). | Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее. | С. 77 | |
Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка?» | Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях. | С. 77 | |||
Профессии мам | Рассматривание сюжетной картины (по выбору воспитателя) | Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного. | С. 77 | ||
Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?». | Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. | С. 83 | |||
Народная культура | Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница». | Познакомить детей с произведением К.Чуковского «Путаница», доставив радость малышам от звучного, веселого стихотворного текста. | С. 79 | ||
Рассматривание иллюстраций к произведению К.И.Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?». | Продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках, активизировать в речи детей глаголы, противоположные по значению. | С. 80 | |||
Предметный мир. Мебель | Рассказывание произведения К.Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения. | Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. | С. 80 | ||
Игра – инсценировка «Как машина зверят катала» | Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук э, звукоподражание эй. | С. 81 | |||
Весна | Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!». Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка». | Объяснить детям, как по – разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке. | С. 82 | ||
Здравствуй, весна. | Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее. | С. 94 | |||
Апрель | Предметный мир. Посуда | Чтение сказки «Маша и медведь». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М.Булатова). | С. 84 | |
Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке. | Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки, прививая им интерес к драматизации. | С. 84 | |||
День космонавтики | Чтение главы «Друзья» из книги Ч.Янчарского «Приключения Мишки Ушастика» | Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что -то новое про симпатичного медвежонка. | С. 85 | ||
Купание куклы Кати. | Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой. | С. 87 | |||
Животные и птицы весной | Рассматривание картин из серии «Домашние животные». | Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. | С. 86 | ||
Чтение сказки Д.Биссета «Га – га – га». | Вызвать у детей симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир, поупражнять малышей в произнесении звукоподражаний. | С. 88 | |||
Насекомые | Повторение материала. | С помощью разных приемов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативной речи. | С. 88 | ||
Чтение стихотворения А. и П. Барто «Девочка – ревушка». | Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится. | С. 89 | |||
Май | День победы | Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят. | Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога). | С. 90 | |
Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок». | Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от внешних признаков. | С. 91 | |||
Здравствуй, лето! | Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик». | Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А.Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик». | С. 91 | ||
Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение песенки «Снегирек». | Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный легкий выдох. | С. 91 | |||
Мониторинг | Чтение сказки В.Бианки «Лис и мышонок». | Познакомить детей с произведением В.Бианки «Лис и мышонок», учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы. | С. 93 | ||
Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…» | Привлечь внимание детей к новой игрушке, учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней. | С. 85 | |||
Мониторинг | Повторение материала. | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). | С.94 | ||
Повторение материала. | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). | С. 94 |