12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мальцева Ирина Николаевна97
1

УЧЕТ ЦВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ В ТОЛЕРАНТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

УЧЕТ ЦВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ В ТОЛЕРАНТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Мальцева Ирина Николаевна

Учитель начальных классов


Необходимость перемен в образовательной сфере в конце XX – начале ХХI века обусловлена как глобальными изменениями в экономической, социальной, политической, национальной и культурной сферах, так и образовательными «мегатенденциями», к которым относятся поликультурность, толерантность, безопасность образования [1, с.273].

Толерантность и ее позитивное проявление – межэтническая толерантность – рассматриваются в контексте таких глобальных ценностей, как гражданское образование, культура мира, теория свободы личности как отрицания принуждения других людей (Н. Рерих, М.Л. Кинг); научный тезис о толерантности как расширения собственного опыта и критического диалога (В.А. Лекторский) и другие теоретические позиции, идеи, взгляды на толерантность [2, с.25].

 Для понимания толерантной среды необходима методология мультидисциплинарного подхода, что позволяет при рассмотрении сущности толерантности как параметра безопасной образовательной среды применить такие важнейшие философские, теоретические идеи, как: идеи межэтнической толерантности, связанной с вопросами идентичности; рассмотрение толерантности в контексте моральной теории в англо-американской философии (М. Матраверс, Б. Бери); понимания толерантной среды в применении к средневековой культуре (М. Хомяков); проблемы генезиса прав человека и исторических истоков толерантности (В. Соловьев); исторический анализ понятия «толерантность» (К. Нидерман); гендерный подход; понятие «ментальная толерантность» (А. Перцев) и т.д. [3, с.17].

В исследованиях В.В. Рубцова, В.И. Панова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.А. Боденко образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности учащегося по заданному образцу, вычленен и проанализирован компонентный состав образовательной среды, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды [2, с.21].

Предупреждение эмоционального напряжения требует учета характера воздействия цвета на обучающихся и педагогов. Исследования Е.Б. Рабкина позволили установить цвета, наиболее благотворно влияющие на человека. К ним относятся зеленые / желто-зеленые и зелено-голубые. По данным Г. Фрименга. К.Ауэра: Желтый цвет светлый, как солнечный день, - вызывает веселое, радостное настроение. Фиолетовый и синий цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают грустное настроение. Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет. Светлая зелень кажется легкой и воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Коричневый цвет воспринимается более жестким и землистым, но сравнению с чистым оранжевым. Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность.

Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться у человека под влиянием различных факторов, хотя у каждого имеются собственные устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» [4, с.163].

Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтения тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный и пурпурный цвета, причем девочки главным образом розовый. В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому. После 13 лет любимый цвет большинства детей синий.

Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может улучшить учебную деятельность. Несомненно, что окраска стен в учебном помещении не должна иметь гнетущий, казенный вид способный усилить тревогу и волнение [4, с.193]. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный, по сравнению с задней и боковыми стенами.

В подготовительном и первом классах можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным и оранжевым, для 10-11-летний детей - желтым и желто - зеленым, затем - зеленым.

Для детей переходного возраста начинает играть определенную роль синий цвет, но обязательно в сочетании с оранжевым, так как класс с большим количеством синего цвета создает «холодное» впечатление. Оранжево-желтый цвет более, чем синий способствует сосредоточению внимания.

Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатляется в памяти гораздо сильнее. В силу этих свойств красное как акцент предпочтительнее зеленого или синею, которые не бросаются в глаза.

Необходимо избегать по возможности окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый [4, с.48]. Не следует на стене, где находится классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащиеся.

В классах, где учащиеся занимаются ручным трудом, в отличие от учебного класса, следует применять голубой цвет. Этим же цветом следует окрашивать музыкальный класс. Для спортивного зала будет удачным сочетание голубого и светло-зеленого цветов.

Для выбора цветовой гаммы оформления кабинета учебного класса можно обратиться к «естественному цветовому кругу» Гёте.

«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета - жёлтый, синий и красный. В построенный по вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, по вершинам которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных очках будет взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными или дополнительными цветами. Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем их цвета, их составляющие. Он скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза бессознательно ищут компенсирующий оранжево-красный как естественно дополнительный. Эти эффекты влияния цвета на состояние психики можно использовать в зависимости от задач работы.

Залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они так же, как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло-синий и желтый цвет, т.е. цвет, контрастный окраске учебного кабинета, так как дети должны чувствовать себя на отдыхе.

Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительно искусства. Достаточно художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т.д.

В школе следует избегать цветов грязных, сероватых, несмотря на то, что они считаются «скромными» тонами. Нужно использовать чистые, ясные тона. В школе, оформленной в радостные и живые цвета, процесс обучения менее утомителен и более приятен.


Литература:

Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача//Мы – сограждане (СМИ и общество) / под ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. т.-2.- с. 270-278.

Капустина Н.Г. Толерантность как основа этического сознания // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции 1 марта 2004 года. В 2-х частях. Ч.-2. – Шадринск, ШГПИ, 2004. – С. 22-26.

Гешунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. // Педагогика.- 2002.-№ 7.- С. 3 - 12.

Фрименг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология. – М., 1973.- 284 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.