Учитель на современном этапе
Учитель несёт знания своим ученикам. А я часто задумываюсь: что такое знание? И зачем учителю передавать эти знания детям? Для меня ответ прост: стремление к познанию – это ни что иное, как любовь к миру. Мы изучаем действительность и даём имена предметам, явлениям, всему, что нас окружает. Дать имя объекту познания – значит раскрыть его суть и выразить тем самым своё небезразличие к нему. Лирическое чувство – это как раз и есть чувство небезразличия, искусство переживания.
Учитель не просто делится ценной информацией с ребятами, но делится своим отношением к жизни и всему живому. На уроках труда у талантливого и небезразличного учителя есть замечательная возможность «заразить» ученика стремлением к прекрасному, доброму. Создавая новое произведение искусства (картину, рамку для фотографий или игрушку) и учитель и ученик ощущают соприкосновение с творческим процессом создания действительности. Из простого материала, из безликой массы, они создают нечто новое, красивое и живое. Чем трепетнее и лиричнее отношение учителя к окружающему миру, чем тоньше в нём способность видеть прекрасное во всем окружающем, тем совершеннее будут его творческие работы – образцы. Школьнику достаточно будет только взглянуть на изделие, выполненное учителем, чтобы чувство прекрасного посетило его (ученика) душу. Такова сила творчества. Оно не нуждается в лишних словах и назиданиях, оно просто волшебным образом преобразовывает, делает лучше.
Иногда мы знаем, как следует делать, но сомневаемся, ждем мнения от окружающих и, конечно, надеемся на одобрение наших задумок и начинаний. В учителе, то есть попечителе, наставнике, нуждаются не только дети, но и взрослые люди. Так уж устроен человек.
Я думаю, что учитель должен совмещать в себе много важных качеств: обладать высоким уровнем знаний, умеренной строгостью, чувством справедливости, любовью к детям и к собственной деятельности. Эти качества очень важны.
Но самым главным достоинством настоящего учителя я считаю способность увидеть и взрастить в ребенке заложенный в нем потенциал. И это не легко. Проще увидеть в ребенке многочисленные минусы и недостатки, чем не столь явные плюсы и достоинства. Порой дети не знают сами себя, не знают, на что они способны, сколько хорошего и ценного в них заложено природой. Истинный наставник обязательно поможет ребенку познакомиться с лучшей стороной самого себя. Если ребенок познает радость совершенствования своих способностей (умственных, творческих, физических), то учителю останется только корректировать, дополнять, делать доступнее этот уникальный, личный путь школьника.
Только вера в себя и собственную уникальность, (а уникален каждый) поможет достичь нужных результатов в обучении.