Учреждения культуры как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Учреждения культуры
как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями)
Учреждения культуры как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Личностное развитие учащегося в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает, прежде всего, становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:
понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре т.е. универсальные учебные действия;
владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные действия);
умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы
(коммуникативные действия).
Учреждения культуры как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Личностное развитие умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.
Вследствие этого работа по личностному развитию имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития обучающихся, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания занятий по сравнению с массовой школой;
рациональное использование разнообразных форм, методов и средств обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Учреждения культуры как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Важным и эффективным направлением личностного развития детей, (детей с интеллектуальными нарушениями, в частности), являются УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: библиотеки, театры, музеи, детские центры творчества и досуга и т.д.
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ как коррекционно-развивающая среда обладают большими возможностями для личностного развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Далее мы рассмотрим на примере учащихся 1 Е класса ГБОУ школы
№ 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ как коррекционно-развивающую среду, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
БИБЛИОТЕКА как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Детская библиотека № 4 ЦБС Красногвардейского района, СПб.
Экскурсия по залам и отделам библиотеки.
Познавательная лекция о том, какие бывают книги, обложки. Чтение книг и журналов по интересам.
После экскурсии по библиотеке и увлекательной лекции ребята посетили жемчужину и сердцу библиотеки ИГРОВОЙ ЗАЛ – место для творчества, игр и обучения. Играли, рисовали, собирали пазлы.
Игровые модули по системе Монтессори
Приглашенный гость - библиотекарь из Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина в рамках Недели детской книги
провела занятие на тему "Пушкин - наше все"!
За основу занятия был взят отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зелёный.
Учитель и дети должны осознавать, что любое внеурочное занятие с привлечением приглашенного педагога – не развлечение, а серьёзная работа.
Поэтому заранее проходила предварительная подготовка, изучение произведения, в процессе школьных занятий был изготовлен познавательный лэпбук по отрывку из произведения.
Лэпбук , который мы изготовили интерактивный. Элементы крепятся на липучки и крючки.
Идёт направо — песнь заводит
Там чудеса:
Там леший бродит
Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей...
Лэпбук – интересная образовательная игрушка, которая одинаково полезна и для детей, и для взрослых. По сути, это тематические интерактивное пособие, которое помогает детям узнавать, упорядочивать и запоминать информацию.
А главное – сделать такой лэпбук легко можно своими руками!
МУЗЕЙ как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Любой музей
расширяет кругозор;
развивает воображение;
помогает находить новые способы самовыражения;
сближает членов семьи, детский коллектив;
служит своеобразной «прививкой» от асоциального поведения. Походы в музеи развивают эмоционально-познавательную активность, восприятие себя в обществе людей и явлений.
Центральный музей связи имени А. С. Попова выбран не случайно.
Музей компактный, интерактивный. Музей отвечает интересам детей и одновременно связан с программой обучения в школе.
Перфорирование почтовой марки
Центральный музей связи имени А. С. Попова.
Отправка пневматической почты.
Электричество от движения
Центральный музей связи имени А. С. Попова
ТЕАТР как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Походы в театр развивают эмоционально-познавательную активность, восприятие себя в обществе людей и явлений. Что ребенок приобретет для себя.
В театре дети знакомятся с окружающим миром, что вызывает более яркие эмоции, нежели рассматривание иллюстраций в книге или на сайтах в сети.
ТЕАТР как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ
В театре у ребенка есть возможность закрепить приобретенные им навыки и получить новые знания. Театр — безопасное пространство, которое дошкольник может спокойно исследовать. Это дает ему опыт обретения самостоятельности в неизвестной ему ситуации.
Учреждения культуры как коррекционно-развивающая среда, способствующая личностному развитию детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Статья подготовлена и представлена на
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Борисовой Ольгой Цыбикжаповной
Учитель, классный руководитель,
ГБОУ школа № 499
Красногвардейского района Санкт-Петербурга(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
+7-921-363-57-99