Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и подсолнечное масло»
Конспект занятия по исследовательской деятельности
в старшей группе .
Тема : Вода и подсолнечное масло .
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла
Задачи:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становления сознания;
-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-продолжать учить читать схемы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру .
Оборудование : фартуки по количеству детей , клей, тарелочки для клея, кисточки , салфетки, пипетки, растворенный пищевой краситель.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации растений , круги Эйлера , схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой , на бутылочках цифры «1», «2».
Раздаточный материал : рабочие карточки для исследования лист А4 разделенный на 8 столбиков и 3 горизонтальных полосок,первый столбик не заполняется; 2 графа – картинка «язык» зачернут, 3 – «нос» перечеркнут красными линиями, 4- пустой стакан, 5 –рисунки треугольника, квадрата, 6 – радуга, 7 –стакан с кусочком сахара,8 – кисть руки; фишки красного и зеленого цвета , одноразовые стаканчики, ложечки , соль, кисточки , набор картинок подсолнуха и капельки воды .
Предварительная работа:
- Беседа о воде.
- Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
- Отгадывание загадок.
-Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной
Во время сравнения камня с древесиной дети заполняли лист исследования. Древесина и камень сравнивались по таким признакам ,как плавучесть , вес, горючесть , нагревание ,использование в строительстве .Составились следующие листы исследования.
-Экскурсия на кухню, знакомство с поваром , с работой поваров.
Ход НОД :
1.Беседа воспитателя с детьми о времени года.
2.Мотивация.
Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.
3.Беседа.
Воспитатель : -Что такое масло ? Для чего повару масло ? Из чего делают масло и как оно называется ?
4 .Дидактическая игра «Образуй новое слово».
Воспитатель показывает картинку ,дети называют растение и образуют слово с вопросом «Какое?».
Тыква- тыквенное, орех- ореховое, оливки- оливковое, томат - томатное, кукуруза – кукурузное , подсолнух- подсолнечное , горчица -горчичное, лен - льняное, репей - репейное, хлопок – хлопковое , виноград – виноградное , огурец - огуречное .
Поместить на магнитную доску те растения, из которых делают масло.
5.Исследовательская деятельность .
-Будем проводить исследование .Необходимо надеть фартуки ,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования ,мы будем приклеивать красные кружки ,если нет данного свойства, зеленые кружки , если вещество обладает данным свойством .
Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель .
Перейдем к исследованию .
6.Практическая деятельность.
В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность .
Дети нюхают содержимое, пробуют на вкус, добавляют соль или сахар, капают краситель .
После исследования , дети за столами приклеивают фишки в первой строчке : красная –этого свойства нет , зеленая – есть это свойство.
Например : 2 колонка-«язык» перечеркнут красными линиями ,содержимое первой бутылочки не имеет вкуса –зеленая фишка.
7.Физминутка.
Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.
- определить прозрачность,
-имеет ли вещество цвет ;
- есть ли запах;
- растворяет ли сахар в нашем случае ;
- остается ли след на руках.
9.Вывод.
-Читаем ,дети, что у нас получилось на листах.
В какой бутылочке вода ? Почему?
Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам .
Сверяемся по контрольному листу воспитателя.
10.Работа с кругами Эйлера.
В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.
Что общего? Какой признак поместим в пересечение ?
( посмотреть по листу)
Итог занятия.
-Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать ?
На следующем занятии мы поговорим о том , как делают масло .
А теперь надо отдать масло на кухню , чтобы нам приготовили обед.